- 17.
от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете
На сказанное Богом: в онь же аще день снесте от него
Крайне дивлюсь и изумляюсь, почему грехолюбивые люди, непрестанно умирая, вовсе не думают, что они мертвы. Посему, как писал ты, и дает повод к вопросу сказанное первозданным: в онь же аще день снесте от этого древа, смертию умрете. Ибо злодей или человекоубийца тогда в собственном смысле умирает, когда преступает закон и совершает грех, хотя и кажется, что он жив. Он умер уже, если не на самом деле, то по определению и по справедливости, хотя и представляется не впадшим еще в сеть законов.
Но если смертью бессмертной души назовешь отшествие от нее Святого Духа (Он не обитает в теле, повинном греху), то разумей и так. Как тело живет, когда в нем душа, так и душа жива, когда в ней Божий Дух. И как по разлучении с душою тело остается мертвым, так и по отшествии Святого Духа душа утратит блаженную жизнь, не в ничто превратившись, но продолжая жить жизнью, которая хуже всякой смерти. Ибо сказано: остави мертвых погребсти своя мертвецы (Мф 8:22); и: сын мой сей мертв бе и оживе (Лк 15:24). А утверждаемое иными, что первозданные умерли до исполнения тысячи лет (написано же: един день пред Господем яко тысяща лет (2Пет 3:8)), не безызвестно, и кажется мне вероятным и особенно доступным для людей простых.
- 21.
Иудею, который состязается с тобою о Божественном воплощении и утверждает, что для естества человеческого невозможно рождать без сожития и семени, скажи так: ничего нет необычайного, если, вместе со всеми тайнами и догматами закона, не знаешь ты и этого. Ибо, не будучи в состоянии уразуметь самых первоначальных понятий закона, весьма очевидных и ясных, мог ли ты прозреть в его сокровенное или проникнуть в его глубину?
Написано: наложи Бог изступление на Адама, и успе; и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда ребро, еже взя от Адама, в жену, прежде создав Адама из персти. Итак, вот — муж из земли и жена из мужа, и оба без сожития. Посему, так как жена обязана мужу тем, что безсеменно произошла из его ребра, то долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам, воплотившегося без семени.
Посему не невозможно это для естества; напротив того, как было уже с первозданными, так совершилось и при Владычнем домостроительстве, хотя естество рождением сим обязано необычайному. Итак, читай, чтобы познавать. Если же не хочешь познать, то и не читай, чтобы не был ты осужден, как не знающий, что читаешь.
Письма. Книга I.
- 22.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку
См. Толкование на (Быт 2:21)
- 23.
И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия
На сказанное: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия
Говорил ты, будто бы без основания сказано: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть. А я утверждаю, что не только основательно, но и чудно сие написано. Слушай же почему. Жена названа так от плодоношения (в греч. языке это однокоренные слова). Сия наречется жена, то есть плодоносящая, яко взята от мужа своего, который делает ее плодоносящею. Ибо муж, сочетаваясь с девою, делает ее женою, то есть плодоносящею. Почему и родители называются плодоносящими.
А утверждающие, что наименование жена (ηγυνη) βηято от слова τα γυτα, ςξ есть члены, не заслуживают и внимания, ибо при этом как члену и части противопоставляется целое и все, так жене - муж, то есть земледельцу, сеющему и возделывающему женственную ниву (отчего, думаю, он и мужем называется, потому что человек есть имя, общее для мужа и жены), противопоставляется земля, засеваемая и делающаяся чрез то плодоносною. И думаю, что именования сии относительные, ибо, как скоро наименуем мужа, приходит на мысль и жена, равно как если упомянуть слово «отец», слышится при этом и слово «сын», и если сказано слово «господин», подразумевается и слово «слуга».
которые Он делал,
и почил в день седьмый от всех дел Своих,
которые делал.3.И благословил Бог седьмой день,
и освятил его,
ибо в оный почил от всех дел Своих,
которые Бог творил и созидал.4.Вот происхождение неба и земли, при сотворении их,
в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,5.и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле,
и всякую полевую траву, которая еще не росла,
ибо Господь Бог не посылал дождя на землю,
и не было человека для возделывания земли,6.но пар поднимался с земли
и орошал все лице земли.7.И создал Господь Бог человека из праха земного,
и вдунул в лице его дыхание жизни,
и стал человек душею живою.8.И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке,
и поместил там человека, которого создал.9.И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево,
приятное на вид и хорошее для пищи,
и дерево жизни посреди рая,
и дерево познания добра и зла.10.Из Едема выходила река для орошения рая;
и потом разделялась на четыре реки.11.Имя одной Фисон:
она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;12.и золото той земли хорошее;
там бдолах и камень оникс.13.Имя второй реки Гихон [Геон]:
она обтекает всю землю Куш.14.Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]:
она протекает пред Ассириею.
Четвертая река Евфрат.15.И взял Господь Бог человека, [которого создал,]
и поселил его в саду Едемском,
чтобы возделывать его и хранить его.16.И заповедал Господь Бог человеку,
говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,17.а от дерева познания добра и зла не ешь от него,
ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.18.И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;
сотворим ему помощника, соответственного ему.19.Господь Бог образовал из земли
всех животных полевых и всех птиц небесных,
и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их,
и чтобы, как наречет человек всякую душу живую,
так и было имя ей.20.И нарек человек имена всем скотам
и птицам небесным и всем зверям полевым;
но для человека не нашлось помощника, подобного ему.21.И навел Господь Бог на человека крепкий сон;
и, когда он уснул, взял одно из ребр его,
и закрыл то место плотию.22.И создал Господь Бог
из ребра, взятого у человека, жену,
и привел ее к человеку.23.И сказал человек: вот, это кость от костей моих
и плоть от плоти моей;
она будет называться женою,
ибо взята от мужа [своего].24.Потому оставит человек отца своего и мать свою
и прилепится к жене своей;
и будут [два] одна плоть.25.И были оба наги, Адам и жена его,
и не стыдились.



