- 1.
Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни
Иаков, дав обещание сказать будущее и описывая сыновьям, что уже было с ними, поступал не вопреки обещанию, но Божий перст коснулся его чувства, и повелено ему было сохранить приличное молчание. Ибо, намереваясь говорить сынам о имеющем быть от них по Божию домостроительству воплощении, впал в забвение задуманного им, еще не сбывшееся заменив прошедшим. Тебе, сказано ему было, как приобретшему сердце, достойное столь великого таинства, по справедливости вверено и ведение оного, они же не будут иметь одинакового с отцом благочестия.
Если в Писании ищем свидетельства сказанному мной, то яснейший из Пророков Исаия, изображая недоумение Иакова и то препятствие в исполнении своего намерения, какое встретил он, одно замыслив и иное сказав по данному ему повелению, говорит о сем так: еда речеши, Иакове, и что глаголал еси, Израилю, утаися путь мой от Господа, и Бог мой суд отъя и отступи от меня (Ис 40:27). Ибо возлюбивший Иакова Бог ничего не отъя у него, кроме исполнения данного сынам обещания, как сказано, по причине предвиденного отступления их от благочестия.
Письма. Книга I.
- 9.
скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его;
На слова: возлег, уснул еси, яко лев
Знай, священная глава, что примеры берутся и прилагаются к предположенному не во всех своих чертах (иначе стали бы они не примерами, но чем-то тождественным). Напротив того, надлежит, избрав пригодное для нас и то самое, для чего они взяты, все прочее отлагать в сторону.
И чтобы, представив один или два примера, проложить тем путь к истолкованию и для прочих, слушай, что патриарх говорит о Спасителе: возлег, уснул еси, яко лев (Быт 49:9). Неужели же все, что есть в звере, будем прилагать ко Христу? Нимало. Но, взяв неодолимость льва и все, что в нем есть внушающего страх и царственного, хорошо сделаем, если оставим без внимания и зверство, и все иное, во льве примечаемое.
И когда говорит Бог: срящу их, яко медведица лишаема (Ос 13:8), изберем одно - мстительность, а не что-либо иное, свойственное медведице. Так надлежит поступать и с прочими примерами. Даждь премудрому вину и премудрейший будет (Прит 9:9).
соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;2.сойдитесь и послушайте, сыны Иакова,
послушайте Израиля, отца вашего.3.Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей,
верх достоинства и верх могущества;4.но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать,
ибо ты взошел на ложе отца твоего,
ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.5.Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;6.в совет их да не внидет душа моя,
и к собранию их да не приобщится слава моя,
ибо они во гневе своем убили мужа
и по прихоти своей перерезали жилы тельца;7.проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа;
разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.8.Иуда! тебя восхвалят братья твои.
Рука твоя на хребте врагов твоих;
поклонятся тебе сыны отца твоего.9.Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается.
Преклонился он, лег, как лев и как львица:
кто поднимет его?10.Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его,
доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.11.Он привязывает к виноградной лозе осленка своего
и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей;
моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое;12.блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.13.Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной,
и предел его до Сидона.14.Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод;15.и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна:
и преклонил плечи свои для ношения бремени
и стал работать в уплату дани.16.Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;17.Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути,
уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.18.На помощь твою надеюсь, Господи!19.Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.20.Для Асира — слишком тучен хлеб его,
и он будет доставлять царские яства.21.Неффалим — теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.22.Иосиф — отрасль плодоносного дерева,
отрасль плодоносного дерева над источником;
ветви его простираются над стеною;23.огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы,24.но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его,
от рук мощного Бога Иаковлева.
Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,25.от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе,
и от Всемогущего,
Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше,
благословениями бездны, лежащей долу,
благословениями сосцов и утробы,26.благословениями отца твоего,
которые превышают благословения гор древних
и приятности холмов вечных;
да будут они на голове Иосифа
и на темени избранного между братьями своими.27.Вениамин, хищный волк,
утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.28.Вот все двенадцать колен Израилевых;
и вот что сказал им отец их;
и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.29.И заповедал он им
и сказал им: я прилагаюсь к народу моему;
похороните меня с отцами моими в пещере,
которая на поле Ефрона Хеттеянина,30.в пещере, которая на поле Махпела,
что пред Мамре, в земле Ханаанской,
которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина
в собственность для погребения;31.там похоронили Авраама и Сарру, жену его;
там похоронили Исаака и Ревекку, жену его;
и там похоронил я Лию;32.это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.33.И окончил Иаков завещание сыновьям своим,
и положил ноги свои на постель, и скончался,
и приложился к народу своему.



