Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 13.

    Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

    Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?

    Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.

    Вопросы и затруднения.

  • 23.

    Ст. 23-25 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

    Отчего так случилось, что согрешил Хам, а проклят 
был Ханаан? И если кто-либо воспримет смысл 
Писания буквально, то окажется, что справедливый
 Ной здесь несправедлив, ибо один согрешил, а Ной 
проклял другого. Или, с другой стороны: если Ханаан 
был проклят, то точно следовало бы, чтобы и весь
 его род был проклят. Мы же, напротив, находим, что 
его род скорее других перешел в Христову веру.

    Мы везде находим, что Бог и все святые сражаются со
 злом и проклинают его. Поскольку же зло сперва рождается в соответствии с состоянием [души], а от [греховного] состояния [души] происходит и грех на деле, то 
Ханаан, отображающий грех на деле, естественно, полу
чил проклятие.

    Если же ты хочешь это проследить только применительно к движению души, которое реализуется посредством [взаимодействия] двух, говорю о душе и теле, [то 
греховное] состояние [души] до конца не доходящее, это 
и есть действие [остающееся только] в душе.

    Вопросы и затруднения.

  • 24.

    Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его

    См. Толкование на (Быт 9:23)

  • 25.

    и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

    См. Толкование на (Быт 9:23)

Ничего нет для сопоставления.