- 1.
Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху
Каждый и каждая - и приходящие в церковь, и остающиеся дома, - призовем Бога со всем усердием, и Он, конечно, преклонится к нашим мольбам. Из чего это видно? Из того, что Он сильно желает, чтобы мы всегда к Нему прибегали, молили Его обо всем и без Него не делали и не говорили ничего. Люди, когда мы постоянно беспокоим их своими делами, раздражаются, убегают нас и питают к нам неприязнь. Бог совершенно напротив, - не тогда гневается, когда мы постоянно молимся Ему о своих делах, но когда не делаем этого, тогда наиболее негодует. Послушай, в чем Он укоряет иудеев: Делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему. Таково свойство любящих: они желают, чтобы чрез них совершались все дела любимых ими и чтобы без них те ничего и не делали и не говорили… Не обленимся же постоянно прибегать к Нему, и, какое бы ни случилось бедствие, оно непременно будет иметь благоприятный исход.
К народу антиохийскому.
- 8.
Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки
Исаия записал еще свое пророчество в новую книгу, чтобы, по исполнении его, самые письмена свидетельствовали против иудеев, что это наперед и задолго предсказано им. Поэтому пророк и пишет, не просто в книге, но в новой книге, которая могла бы сохраниться долго, не так легко бы повредилась, но осталась бы целою до исполнения того, что в ней написано. И что это правда, что Бог предсказывал иудеям обо всем будущем, докажу не только отсюда, но и из самых событий иудейских, как бедственных, так и счастливых.
Против иудеев.
- 10.
которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть », и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное
Скажи мне: когда всего больше оскорбляет кто-либо, тогда ли, когда не отвечает молчащему или когда не отвечает говорящему? Конечно, когда говорящему. Так и теперь, большее оскорбление, большее пренебрежение ты оказываешь, когда не слушаешь говорящего. «Не говорите нам», - говорили в древности иудеи пророкам. Вы же хуже делаете, сказывая: «Не говорите, мы делать не будем». Те удерживали пророков, чтобы они не говорили, как бы по некоторому благоговению к словам их, а вы по крайнему небрежению и этого не делаете. Поверьте, если бы вы заградили нам уста, положив на них руки, то и тогда не столько бы оскорбили, сколько теперь.
Гомилии на Деяния Апостолов.
а) тяжесть, тяжелая ноша и
б) видение. В русском синодальном переводе речь идет, очевидно, о тяжелых вьюках, которые несут на себе животные, идущие в Египет с посланниками иудейского царя. В этих вьюках находятся подарки для фараона, у которого посланники иудейского царя должны были просить помощи в борьбе против Ассирии. Но естественнее всего слово massa понимать в смысле "видения", "пророчества" и выражение "животные" заменить выражением "чудовище", потому что в евр. тексте здесь поставлено множеств, число - behemoth - в смысле указания на огромность одного животного (ср. (Иов 40:10-15). Это еврейское слово очень близко к египетскому названию гиппопотама - pehe-mau (пэгемо) и очень вероятно, что пророк здесь имел в виду именно это животное, которое могло представляться ему подходящим символом громадного и неподвижного Египетского царства. Идущих на юг - правильнее: "живущем на юге". Так назван Египет в противоположность северному, Вавилонскому, царству. Земля угнетения и тесноты - это пустыня Аравийско-Синайская и самый Египет, соединявшийся с этою пустынею. Аспид (пo-eвp. eptehe) - гадюка. Летучие змеи - см. (Ис 14:29) (ср. Герод. II, 75; III, 107-109).7.Я сказал... в переводе с еврейского (если читать вместо: hem-schabat - hajoschebat): "Я называю его (Египет) неподвижным Рагабом". Рагаб (Раав; чудовище) - название Египта (см. (Пс 86:4); (Пс 88:11). Мысль, заключающаяся в этих словах, та, что Египтянам очень трудно двинуть свои войска на помощь евреям.8.Слова 7-го стиха пророк должен начертать на доске у них - т. е. у иудеев на виду, чтобы все могли читать их. В книгу - в свиток, для сохранения у себя, на случай утраты доски.9-14.- Объясняя цель предшествующего повеления, пророк говорит, что иудеи - народ упорный в своем непослушании Божественному откровению и его провозвестникам - пророкам. Они не хотят слушать правды - им приятна одна лесть. За это их постигнет страшное наказание от Господа.9-11.- Провидящие - по-евр. roim от глаг. raah - видеть нечто необычайное, недоступное обыкновенному человеческому взору. Пророки - chozim - от chaza - созерцать в особом восторженном состоянии. Впрочем, то и другое название на самом деле обозначает почти одно и то же состояние пророческого экстаза (ср. гл. (Ис 29:10) и (1Цар 9:9). Устраните от глаз наших Святого Израилева, т. е. мы не хотим подчиняться указаниям Всевышнего.12-14.- Надеетесь на обман - точнее: на подавление (schek). Здесь - намек на насильственные действия иудейских политиков против народа, который, вероятно, не хотел заключать союз с Египтом. Беззаконие... как трещина. Отпадение иудеев от Господа так же опасно для их государства, как опасна для каменного дома трещина, постепенно увеличивающаяся. Стена, которую хочет Всевышний разрушить, - это государство Иудейское, от которого ничего не останется.15-17.- Евреев ожидает страшное поражение, несмотря на их союз с Египтом! Однако Всевышний, как Бог правды, снова наградит Иуду Своими милостями после того, как он исправится и искупит вину свою пред Богом своими страданиями. Господь пошлет тогда Своему народу и плодородие как необходимое условие спокойной жизни. Оставаясь на месте. Евреи, очевидно, замышляли в то время сделать набег на области, принадлежавшие ассирийцам. Убежим, ускачем - возможно правильнее: "устремимся, поскачем". Евреи рассчитывали на коней и колесницы, какие они могли получить от египтян. За то и побежите, т. е. кони и колесницы разве только помогут вам убежать от врагов! Как веха - по-евр.: как кедр или как мачта; сделанная из кедра. Здесь пророк указывает на то, что остаток Израиля будет очень мал - похож на одиноко стоящую мачту.18-21.- И потому Господь медлит... Господь не посылает еще и не скоро пошлет избавление Сиону, потому что справедливость Божественная требует, чтобы виновные иудеи понесли наказание. Блаженны... Но, с другой стороны, тот, кто возложил свою надежду на Бога, блажен, потому что найдет услышание у Бога во всех своих молитвах. Народ... т. е. раскаявшиеся иудеи снова населят Иерусалим. Город Божий, след., не будет иметь той печальной участи, какой подверглись Вавилон и Ниневия, навсегда преданные запустению. Учители твои не будут скрываться, т. е. истинные пророки, которых в Иудее раньше всегда гнали и преследовали, как возмутителей общественного спокойствия (3Цар 18:17); (Ам 7:10); (Иер 38:4) и сл.), будут пользоваться уважением в народе. Позади тебя, т. е. вслед тебе.22.Иудеи, со временем, откажутся от своих идолов, к которым они раньше были так привязаны. Оклад идолов. Большею частью идольские изображения делались из дерева (Ис 40:19), а потом уже обкладывались тонким слоем золота или золотыми пластинками (ср. (Исх 32:20).23-26.- Корм соленый - особо приготовленное крошево с солью или посоленная скошенная трава. Такой корм был вкуснее и полезнее для животных. День великого поражения - это день страшного наказания Божия, какое обрушится на мировые державы, враждебные иудеям (ср. (Ис 22:9) и сл.). Башни здесь разумеются укрепления тех же враждебных иудеям столиц. Как свет семи дней, т. е. тогда будет так светло, как будто весь запас света, приходящийся на неделю, засиял сразу.27-33.- Врагов Иуды Господь накажет самым беспощадным образом и евреи в это время будут ликовать. Самому главному врагу Иуды - царю Ассура приготовлено уже и место для сожжения его тела.27-28.- Имя Господа идет издали. Выражение "имя" в Священном Писании нередко употребляется как обозначение лица или существа. Так выражение давать имя равносильно выражению: творить существа. "Я назвал тебя по имени" - обращается, например, Бог к Израилю (Ис 43:1). Это значит, что Господь создал Израиля как народ. Далее, в 9-й гл. кн. Исаии (ст. 6) сущность, достоинство Мессии обозначается Его именами. И у вавилонян выражение имя также считалось тождественным с лицом, носящим это имя. Когда вавилонский волшебник знал имя лица, то считал и лицо это в своей власти. Кто знал имя какого-либо бога, тот, по вавилонскому представлению, мог заставить этого бога исполнять свою волю. [Очень интересное замечание о вавилонской традиции именования Бога: - знать его имя - смочь ЗАСТАВИТЬ его что-то сделать. Видимо здесь корни еврейской религиозной традиции о том, что никто не должен именовать Бога по имени. Ведь таким образом - знать имя Бога - мочь командовать им. С другой стороны, многочисленные попытки толкователей во все времена поименовать Бога - совершенно очевидные потуги унизить его, низвести до уровня одного из языческих божков. Прим. ред.]. Таким образом и в настоящем случае Исаия хочет, очевидно, сказать, что он видит, как Сам Господь идет на суд, обнаруживая Свою святость и правосудие. Можно даже видеть здесь указание на личность Мессии, Которому Отец вручил все Свои права, как Судии мира (Ин 5:22). Развеять народы до истощения, т. е. провеять народы так, чтобы из них улетучились все негодные элементы. Узда, направляющая к заблуждению. Этими словами пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путем, какой раньше им представлялся ошибочным. [В Славянском переводе с 16: И дух Его аки вода в дебри влекущи приидет даже до выи и разделится, еже смутити языки от прельщения суетным... Как видно, здесь совершенно ясное указание - дух Его придет... чтобы смутить язычников от прельщения суетным (указать им на их неправильное поведение). Прим. ред.]29.В ночь священного праздника. Здесь пророк подразумевает Пасху, потому что никакой другой праздник не справлялся у евреев ночью. Идущего со свирелью. На праздник Пасхи многие евреи шли с флейтами или свирелями. И во время пасхальной или опресночной недели в Иерусалиме устраивались процессии, ходившие в храм с пением и музыкою.30-33.- Изобразив в 27-28 ст. приближение грозного Судии, пророк с 30 ст. начинает изображать самое совершение суда. Возгремит Господь. Здесь пророк, очевидно, говорит о громе, который обычно принято было считать голосом Божиим (1Цар 12:18); (Иов 26:14). От гласа Господа. Здесь, по-видимому, пророк представляет себе Всевышнего, как могучего воина, испускающего военный крик при нападении на врага (Иоил 3:16); (Ам 1:2). Жезлом поражаемый. Как видно из дальнейшего, удары жезла Божия будут смертельны для Ассура. С тимпанами и цитрами. Евреи во время казни, совершаемой над их врагами ассирийцами, будут играть на музыкальных инструментах, прославляя Великого Судию. Тофет. Так называлась долина сынов Гинномовых близ Иерусалима, где сожигалась всякая падаль (Толк. Библия т. 2-й, с. 533). Но здесь пророк берет это имя как нарицательное - для обозначения места сожжения трупов вообще (на это, может быть, и указывает и форма этого имени у пророка - tophteh). Царь ассирийский устроил для себя сам костер в Ниневии, когда уже не было возможности спастись от врагов, и сгорел на нем вместе со своими женами и детьми. Как поток серы. Этими словами пророк указывает на то, что костер сразу загорится, как будто его весь облили серою. Глава 30-я заключает в себе цельную поэму, направленную против союза с Египтом. Строфы ее распределяются так: 1 строфа 29 гл. _15-16 а. ст. _(3, 2, 2)
1 строфа 30 гл. _1-2 ст. _(3, 2, 2)
2 строфа 30 гл. _3-7 ст. _(3, 2, 2)
3 строфа 30 гл. _8-11 ст. _(2, 2, 2, 2)
1 строфа 30 гл. _12-14 ст. _(3, 2, 2)
2 строфа 30 гл. _15-17 ст. _(3, 2, 2)
3 строфа 30 гл. _18-19 ст. _(2, 2)
1 строфа 30 гл. _20-22 ст. _(3, 2)
2 строфа 30 гл. _23-24 ст. _(2, 3)
3 строфа 30 гл. _25-26 ст. _(2, 2)
1 строфа 30 гл. _27-29 ст. _(2, 2, 3)
2 строфа 30 гл. _30-33 ст. _(2, 2, 3)



