< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 12

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-17 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

    О каком времени говорит (писатель)? Конечно, о последующем. Здесь так (надобно разуметь), а в других местах иначе. Когда Матфей говорит: «в те дни приходит Иоанн Креститель», то означает не последующие дни, а те, в которые происходило повествуемое (Мф 3:1). В Писании обыкновенно употребляется такой образ (речи), что иногда события непосред­ственно следующие излагаются по порядку, а иногда об имеющем случиться гораздо позже повествуется, как о непосред­ственно следующем. Прекрасно говорит: «царь Ирод», так как это был не тот, который жил при Христе. Вот и другое искушение. И смотри, – о чем еще в начале я сказал, – как дела устраиваются, как все составляется из радостей и скор­бей. Уже не иудеи и не синедрион, но царь поднимает руки, чтобы «сделать им зло». Здесь – высшая власть, тягчайшая брань, тем более, что происходила в угодность иудеям. «Убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». Без причины и без разбора. Если же кто спросит: зачем Бог попустил это? – то мы скажем: ради них же самих: во-первых, чтобы убедить их, что (верующие), и, будучи убиваемы, побеждают, как было со Стефаном; во-вторых, чтобы дать им насытить ярость свою и потом удержаться от неистовства; в - третьих, чтобы показать, что это происходило по Его попущению. «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра». О, великое нечестие! Тем ли угождал им, что совершал убийства без причины и на­прасно? «Тогда были дни опресноков». Опять (видна) излишняя раз­борчивость иудеев (во днях); впрочем, убивать они не пре­пятствовали, но и в такое время делали это. «И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его» (ст. 4). Это происходило от гнева и от страха. «Убил», говорит (писа­тель), «Иакова, брата Иоаннова, мечом». Видишь ли мужество их (апостолов)? Чтобы кто-нибудь не говорил, будто они потому смело и бесстрашно идут на смерть, что Бог избавляет их от нее, для этого Он попускает им быть убиваемыми, и осо­бенно верховным, научая тем самих убивающих, что даже и это не останавливает их и не препятствует им. «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (ст. 5). Они находились теперь в са­мом опасном положении. Их устрашало и то, что тот убит, и то, что этот посажен в темницу. «Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (ст. 6, 7). Смотри, в эту самую ночь избавил его. «И свет осиял темницу», чтобы он не подумал, что это – привидение; а света никто не видал, кроме него. Если и при этом он думал, что видит привидение, по причине не­ожиданности, то тем более (подумал бы), если бы этого не случилось: так он был готов на смерть! А это происходило оттого, что он оставался там много дней, не получая избавле­ния. Почему же, скажут, (Бог) не попустил ему впасть в руки Ирода, чтобы тогда и избавить? Потому, что это привело бы их в ужас; а это происходило и для них. Подумали бы, что (апостолы) не люди, если бы Он все совершал божественно. Чего Он не сделал со Стефаном? Не явил ли им (лицо его) «как лицо Ангела» (Деян 6:15)? Чего же, вообще, недоста­вало и здесь? «И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся» (ст. 8). Здесь (писатель) снова показывает, что это сделано не со злым умыслом; кто спешит и намере­вается выйти украдкою, тот не делает таких приготовлений, чтобы и обуться и опоясаться. «Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им:« (ст. 8-10). Вот и второе знамение. Когда ангела не стало с ним, тогда Петр уразумел (виденное). «Они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (ст. 10-11). Теперь, говорит, я уразумел, а не прежде. Для чего это делается, и почему Петр не разумеет происходящего, хотя он уже был столь свободен после того, как все (цепи) были сняты с него? Для того, чтобы он получил избавление внезапно и чтобы тогда уже, по избавлении, почувствовал это. А что цепи спали с рук его, это явный знак, что он не убежал. «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот» (ст. 12-14). Смотри: Петр не тотчас удаляется (из Иеруса­лима), но наперед сообщает радостную весть своим. «Вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое» (ст. 14, 15).

    Смотри, как и служанки были исполнены благочестия. От радости она не отворила сеней; но они и после этого не верили. «Но она», говорил (писатель), «утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место» (ст. 15-17). Но обратимся к вышесказанному по порядку. «В то время», го­ворит (писатель), «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви». Как дикий зверь, он нападал на всех без при­чины и без разбора. Здесь исполняется то, что сказал Хри­стос: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк 10:39). «Убил», говорит, «Иакова, брата Иоаннова, мечом». А почему, скажут, он не убил Петра тогда же? Причину привел писатель: «тогда», говорит, «были дни опресноков», и он хотел совершить убиение его с большею торжественностью. Сами (иудеи) по совету Гамалиила теперь воз­держивались от убийств, и притом не находили причин к тому, а чрез других совершали то же самое. Так как был другой Иаков, брат Господень, то он означил это, сказав: «брата Иоаннова». Видишь ли, что эти три (апостола) были глав­ные, особенно же Петр и Иаков? Это служит к большему осуждению иудеев. Ведь уже явно было, что проповедь их не человеческая, и поистине исполнялось сказанное: «считают за овец закалаемых» (Пс 43:23). «Видя же», говорит, «что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра». Приятно было убийство, и притом убийство несправедливое. Велико безумие Ирода; он служил нечестивым страстям их. Надлежало бы делать про­тивное и удерживать их неистовство; а он возбуждал и был как бы какой палач недугующих, а не врач их, хотя имел много примеров – и деда и отца Ирода, из которых первый за убиение младенцев потерпел множество бедствий (Мф 2:16), а второй, убивший Иоанна Крестителя (Мф 14:10), вел жестокую войну. «И, задержав его», говорит, «посадил в темницу». Он боялся, чтобы от страха (по случаю убиения) Иакова Петр не скрылся, и чтобы вернее иметь его в своих руках, посадил его в темницу. Чем тщательнее было стережение, тем уди­вительнее событие. Это послужило Петру – сделаться еще более славным и показать свое мужество. «Между тем церковь», говорит, «прилежно молилась». Эта молитва – знак любви. Все молились об отце, кротком отце. «Прилежно», говорит, «молилась о нем». Послушайте, как они были расположены к учителям. Они не возмущались, не производили смут, но обрати­лись к молитве, прибегли к этой непреоборимой поборнице. Не говорили: я не велик и напрасно стал бы молиться о нем; они делали по любви и потому ничего такого не помышляли. Хочешь ли знать, что сделали (иудеи) против своей воли? Тех сделали славнейшими, а этих усерднейшими. И смотри: иску­шения постигают их в праздник, чтобы они явились слав­нейшими. «Когда же Ирод хотел вывести его», говорит (писатель), «в ту ночь Петр спал». Видишь: Петр спит, не предается ни унынию, ни страху. В ту самую ночь, когда хотели вести его (на смерть), он спал, предав все Богу. Спал не просто, но посреди воинов и связанный. «Между двумя воинами», говорит, «скованный двумя цепями». Видишь ли, как тщательно стерегли его? «И вот», говорит, «Ангел Господень предстал и сказал: встань скорее». Стражи также спали, и оттого ничего случивше­гося не слыхали. «И свет осиял темницу», для того, чтобы Петр увидел и услышал, и не подумал, что это – привидение. А чтобы он не замедлил, то и «толкнув» его «в бок». И не просто сказал: «встань», но прибавил: «скорее», – так он крепко спал! «Думая, что видит видение», говорит (писатель). «Пройдя первую и вторую стражу». Где теперь еретики? Пусть они скажут нам: как он прошел? Но они не могли бы (сказать). Между тем (ангел) для того повелевает ему опоясаться и обуться, чтобы и этим внушить ему, что это – не привидение, чтобы он вос­прянул от сна и убедился, что это – истина; для того тотчас же и цепи упали с рук его, и сказано было: «встань скорее». Это – слова не смущающего, но убеждающего не медлить. «Не зная», говорит, «что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение». Конечно, по чрезвычайности события.

    Видишь ли, как чрезвычайно знамение? Как оно изум­ляет видящего? Как представляется невероятным? Если Петр думал, что видит привидение, в такое время, когда сам был опоясан и обут, то чего не случилось бы со всяким другим? «Пройдя», говорит (писатель), «первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним». Происходившее внутри было более чудесно; а это последующее – более обыкновенно. Когда уже не было никакого препятствия, тогда ангела не стало с ним. Петр (один) не прошел бы при столь многих препятствиях; ведь это было изумительно, по истине изумительно. «Теперь», го­ворит, «я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский». Ныне, а не тогда, когда я был в узах. «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна». Что значит: «осмотревшись»? Размыслив, где он находится. Или об этом он размышлял, или о том, что не дол­жно просто удалиться, но воздать благодетелю; размышляя о том, он и пришел к дому Марии. Кто этот Иоанн? Может быть тот, который всегда был с ними; потому (писатель) присовокупил и прозвание его. Смотри, какое благо – скорбь, какой успех имела молитва их во время ночи, как они были бдительны. Видишь ли, какие плоды от убиения Стефана? Видишь ли, какая польза от этой темницы? Подлинно Бог не для отмщения гонителей их являет величие евангельской проповеди, но для самих гонителей, хотя они и не терпят ничего неприятного, показывает, как велики скорби сами по себе, чтобы и мы не старались всячески избавляться от них или мстить за них. Заметь, как и служанки их были равночестны им. «От радости», говорит, «не отворила». Хо­рошо это сделано и в том отношении, чтобы они, увидев его вдруг, не устрашились и не стали сомневаться, но чтобы мыс­ли их были подготовлены. И как обыкновенно делается у нас, так теперь и она сделала: она поспешила сама принести радостную весть, – и в самом деле это была радостная весть. «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его». Отсюда (очевидна) истина, что у каждого из нас есть ангел. А как они пришли тогда к мысли, что это – ангел? По времени рассудили так. Между тем Петр «продолжал стучать», говорит (писатель), «когда же отворили, то увидели его и изумились». Он же «дав знак рукою» водворил вели­кую тишину, чтобы они выслушали его. Как он был теперь вожделенен для учеников, не только потому, что избавился (из темницы), но и потому, что тотчас же пришел и пред­стал пред ними! Затем ясно узнают все и свои, узнали бы и чужие, если бы захотели веровать; но они не захотели. Так было и при Христе (Ин 7:12),31). «Уведомьте о сем», говорит, «Иакова и братьев». Смотри, как он не тщеславен. Он не сказал: сделайте это известным повсюду; но: «братьев». «Потом, выйдя, пошел в другое место». Не искушал Бога и не подвергал сам себя опасностям; это они делали только тогда, когда им было по­велеваемо. Так, им было сказано: «идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни»: они выслушали это и тотчас же повиновались (Деян 5:20), 21). Но того ангел не сказал ему, а только, отступив в молчании и выведши ночью, доставил ему возможность уда­литься. Это также происходит для того, чтобы мы научились, что многое совершалось тогда и по-человечески, и чтобы он опять не подвергся опасности. А чтобы те не сказали по отше­ствии его, что это – ангел его, для этого они высказывают на­перед, а потом видят его самого, в опровержение такой мысли. Если бы это был ангел, то он не толкал бы в дверь и не удалился бы «в другое место». В этом уверяет их и то, что это было не днем. Таким образом свободные от уз пребывали в молитве, а связанный – во сне; если бы он принимал происходившее за действительность, то устрашился бы и не пом­нил бы (случившегося); а теперь, как бы видя сновидение, он оставался невозмутимым. «Пришли», говорит (писатель), «к железным воротам». Смотри, как они были крепки. «Пройдя»,говорит, «первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам». И почему, скажут, это совершается не чрез самих (апостолов)? Почему? Потому что Бог и тем оказывает им честь, что избавляет их чрез ангелов. Почему же с Пав­лом не так было? Там с тою целью, чтобы темничный страж уверовал, а здесь надлежало избавиться только одному апостолу; а с другой стороны и потому, что Бог устрояет все разнообразно. Там Павел воспевал хвалы, а здесь Петр спал (Деян 16:25). Поэтому не будем скрывать чудес Божиих, но будем стараться, чтобы они делались известными и для на­шей пользы и для назидания других. В самом деле, если (Петр) удивителен, когда восхотел быть связанным, то он еще удивительнее, когда не прежде удалился, как возвестив наперед обо всем своим. «И сказал», говорит: «уведомьте о сем Иакова и братьев». Для чего повелевает возвестить? Для того, чтобы они возрадовались, чтобы не скорбели, чтобы те узнали от этих, а не эти от тех: так он заботился о нижайших членах!

  • 2.

    и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 3.

    Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 4.

    и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 5.

    Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 6.

    Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 7.

    И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 8.

    И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 9.

    Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 10.

    Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 11.

    Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 12.

    И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 13.

    Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 14.

    и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 15.

    А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 16.

    Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 17.

    Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

    См. Толкование на (Деян 12:1)

  • 18.

    Ст. 18-25 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался. Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.

    Многие недоумевают, как Бог попустил некогда умертвить младенцев за Него (Мф 2:16), и теперь еще воинов за Петра, хотя Он мог избавить и их вместе с Петром. Но если бы ангел вывел и воинов вместе с Петром то это было бы принято за бегство. Почему же, скажут, Он, не устроил иначе? Теперь между тем какое произошло зло! Если мы вспомним, что пострадавшие несправедливо и напрасно не терпят никакого зла, то не будем делать таких вопросов. Отчего же ты не спрашиваешь об Иакове – почему Он и его не избавил (Деян 12:2)? Притом тогда было еще не время суда, чтобы воздавать каждому по достоинству. И не Петр же предал их в руки Ирода. А он оскорбился особенно тем, что обманулся, подобно как дед его остался обманутым от волхвов; это особенно раздражало его и делало смешным. Но следует выслушать слова самого писателя: «по наступлении дня», говорит он, «между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их», хотя слышал от них, – ведь «судил стражей и велел казнить их», – что цепи были оставлены, что обувь (Петр) взял и что он нахо­дился с ними до самой той ночи. Что же они скрыли? И по­чему сами не убежали? Подлинно, это должно было удивить его, должно было поразить его. После того смерть их пред всеми обнаруживает и чудо Божие и нечестие Ирода. И смотри, как писатель не скрывает этого, но повествует об истори­ческом событии, чтобы научить нас. Он говорит далее: «потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался. Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось» (ст. 19-24). И это не маловажно. Тотчас же постигло его на­казание, если не за Петра, то за надменную речь его. Но, ска­жут, если те возглашали, то чем он виновен? Тем, что принял такое возглашение, что считал себя достойным такой лести. Это особенно служит к научению самих безрассудных льстецов. И смотри: и те и он достойны наказания, а наказы­вается он, потому что теперь не время суда, но кто боле ви­новен, того (Бог) и наказывает, чтобы те получили от этого пользу. «Слово же Божие», говорит (писатель), «росло и распространялось», т.е. когда это происходило. Видишь ли домостроительство Божие? «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком». (Деян 12:25)

    Но обратимся к вышесказанному. «По наступлении дня», говорит, «между воинами сделалась большая тревога» из-за Петра, «судил стражей и велел казнить их». Он так был бесчувствен, что даже решился наказать несправед­ливо. Вот я скажу в их защиту. Узы были; стражи находи­лись внутри; темница была заперта; стена нигде не подкопана; все согласно говорили одно и тоже; узник не был похищен: за что же ты осуждаешь их? Если бы они хотели выпустить его, то или выпустили бы прежде, или ушли бы вместе с ним. Они быть может взяли деньги? Но как мог дать им тот, кто был не в состоянии дать нищему? Цепи не были ни ра­зорваны, ни развязаны. Можно было видеть, что это дело Божие, а не человеческое. Затем, повествуя об историческом событии, (писатель) приводит и имена, чтобы видно было, что обо всем он говорит правду. «Склонив на свою сторону Власта», говорит, «постельника царского, просили мира». Делают это потому, что был голод. «В назначенный день», говорит, «Ирод сел на возвышенном месте и говорил к ним. Но вдруг Ангел Господень поразил его, и он, быв изъеден червями, умер».

    Также и Иосиф (Флавий) говорит, что он впал в продолжительную болезнь (Иуд. древ. кн 19. гл. 8). Народ не знал этого, но апостол повествует об этом. Впрочем, и самое незнание было полезно, потому что случившееся с Иродом приписывали ему за убие­ние апостола и умерщвление воинов. Смотри: когда он убил апостола, то ничего такого не делал, и когда этих (умертвил), то ничего не говорил. Таким образом, как бы недоумевал и стыдясь, он отправился из Иудеи в Кесарию. Мне кажется, что он, желая привлечь тех (тирян и сидонян), прибыл защищать этих (иудеев): он гневался на тех, тогда как этим столько угождал. Смотри, как этот человек был тщеславен. Намереваясь даровать им (мир), он говорил речь. Иосиф же повествует, что он был одет в блестящую одежду, истканную из серебра. Смотри, как и те были льстивы, и как мудры апостолы. Кому угождал весь народ, того они ставили ни во что. Но теперь они получили великое облегчение, и множество благ произошло от его наказания. Если же он подвергся такому наказанию, когда выслушал слова: «это голос Бога, а не человека», хотя сам ничего такого не говорил, то тем более Христос, если бы Он не был Богом, (подвергся бы) за то, что Он постоянно говорил: «слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя» (Ин 14:10), и еще: «служители Мои подвизались бы» (Ин 18:36), и тому подобное. Между тем тот постыдным и жалким образом окончил жизнь, и уже нет его. И заметь, что его склоняет к миру Власт: так легко этот жалкий человек предавался гневу и опять успокаивался, будучи всегда рабом народа и не имея в себе ничего самостоятельного!

  • 19.

    Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.

    См. Толкование на (Деян 12:18)

  • 20.

    Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской.

    См. Толкование на (Деян 12:18)

  • 21.

    В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;

    См. Толкование на (Деян 12:18)

  • 22.

    а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.

    См. Толкование на (Деян 12:18)

  • 23.

    Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.

    См. Толкование на (Деян 12:18)

  • 24.

    Слово же Божие росло и распространялось.

    См. Толкование на (Деян 12:18)

  • 25.

    А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.

    См. Толкование на (Деян 12:18)

Ничего нет для сопоставления.