Глава 6

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

    Что пророк созерцал Сына в славе Бога и Отца, в этом никто не может сомневаться, когда Иоанн ясно пишет о нем: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем ((Ин 12:41)). Обрати внимание на достоинство благолепного превосходства и на власть над всею тварью. Он восседает на высоком и превознесенном престоле, в избытке увенчанный великолепнейшею славою царского достоинства… Божественный же престол, думаю, не следует полагать находящимся на пространственной высоте. Это было бы совершенно нелепо и неразумно. Высоко же полагается Божественный престол, поскольку слава Царства Божия умопредставляется как превышающая всякое естество мысленное. Сидение же на нем означает как бы твердость, устойчивость в неизменности благих качеств и пребывание в них.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 3.

    И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

    Уста серафимов полны славословий, потому что они славословят, и при том попеременно, не по причине усталости, как я думаю, а скорее, уступая честь один другому и попеременно воздавая славословие. Ибо вышнее все находится в порядке и благоустроении. Трижды же произносят Свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая через это во едином естестве Божества Святую Троицу, потому что мы несомненно признаем здесь подразумеваемым Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого. И никакое слово не рассекает каждого из поименованных на различные естества, но в трех ипостасях разумеется единое Божество.

    Говоря, вся земля полна славы Его! - серафимы провозглашали будущее и предвозвещали тайну совершенного Христом домостроительства. Ибо прежде того, как Слово стало плотью ((Ин 1:14)), над поднебесною имел власть тот губительный демон, змей, отступник; воздавалось также и поклонение твари вместо Творца и Создателя ((Рим 1:25)). Когда же Единородное Слово сделалось человеком, тогда славою Его наполнилась вся земля.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 6.

    Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

    Итак, да будет в устах наших Божественный уголь, сжигающий греховный кал и истребляющий нечистоту беззакония и делающий нас духом пламенеющими ((Рим 12:11)). Если же говорится, что он клещами взят, то ты превосходно уразумеешь это, когда будешь понимать так, что веру в Него, а также и познание о Нем мы принимаем как бы с помощью некоторых клещей, посредством заключающихся в законе и пророках наставлений и предсказаний. Ими и слово святых апостолов повсюду запечатлевается в своей истинности, ибо, пользуясь свидетельствами из закона и пророков, они убеждают слушателей и как бы и сами подносят угль к устам их, уготовляя их к исповеданию веры во Христа.

    Комментарий на пророка Исаию.

1.В год смерти царя Озии
видел я Господа, сидящего на престоле
высоком и превознесенном,
и края риз Его наполняли весь храм.

2.Вокруг Него стояли Серафимы;
у каждого из них по шести крыл:
двумя закрывал каждый лице свое,
и двумя закрывал ноги свои,
и двумя летал.

3.И взывали они друг ко другу
и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!
вся земля полна славы Его!

4.И поколебались верхи врат от гласа восклицающих,
и дом наполнился курениями.

5.И сказал я: горе мне! погиб я!
ибо я человек с нечистыми устами,
и живу среди народа также с нечистыми устами, —
и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

6.Тогда прилетел ко мне один из Серафимов,
и в руке у него горящий уголь,
который он взял клещами с жертвенника,

7.и коснулся уст моих
и сказал: вот, это коснулось уст твоих,
и беззаконие твое удалено от тебя,
и грех твой очищен.

8.И услышал я голос Господа,
говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?
И я сказал: вот я, пошли меня.

9.И сказал Он: пойди и скажи этому народу:
слухом услышите — и не уразумеете,
и очами смотреть будете — и не увидите.

10.Ибо огрубело сердце народа сего,
и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули,
да не узрят очами, и не услышат ушами,
и не уразумеют сердцем,
и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

11.И сказал я: надолго ли, Господи?
Он сказал: доколе не опустеют города,
и останутся без жителей,
и домы без людей,
и доколе земля эта совсем не опустеет.

12.И удалит Господь людей,
и великое запустение будет на этой земле.

13.И если еще останется десятая часть на ней и возвратится,
и она опять будет разорена;
но как от теревинфа и как от дуба,
когда они и срублены, остается корень их,
так святое семя будет корнем ее.