• 1.

    В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

    Что пророк созерцал Сына в славе Бога и Отца, в этом никто не может сомневаться, когда Иоанн ясно пишет о нем: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем ((Ин 12:41)). Обрати внимание на достоинство благолепного превосходства и на власть над всею тварью. Он восседает на высоком и превознесенном престоле, в избытке увенчанный великолепнейшею славою царского достоинства… Божественный же престол, думаю, не следует полагать находящимся на пространственной высоте. Это было бы совершенно нелепо и неразумно. Высоко же полагается Божественный престол, поскольку слава Царства Божия умопредставляется как превышающая всякое естество мысленное. Сидение же на нем означает как бы твердость, устойчивость в неизменности благих качеств и пребывание в них.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 3.

    И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

    Уста серафимов полны славословий, потому что они славословят, и при том попеременно, не по причине усталости, как я думаю, а скорее, уступая честь один другому и попеременно воздавая славословие. Ибо вышнее все находится в порядке и благоустроении. Трижды же произносят Свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая через это во едином естестве Божества Святую Троицу, потому что мы несомненно признаем здесь подразумеваемым Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого. И никакое слово не рассекает каждого из поименованных на различные естества, но в трех ипостасях разумеется единое Божество.

    Говоря, вся земля полна славы Его! - серафимы провозглашали будущее и предвозвещали тайну совершенного Христом домостроительства. Ибо прежде того, как Слово стало плотью ((Ин 1:14)), над поднебесною имел власть тот губительный демон, змей, отступник; воздавалось также и поклонение твари вместо Творца и Создателя ((Рим 1:25)). Когда же Единородное Слово сделалось человеком, тогда славою Его наполнилась вся земля.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 6.

    Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

    Итак, да будет в устах наших Божественный уголь, сжигающий греховный кал и истребляющий нечистоту беззакония и делающий нас духом пламенеющими ((Рим 12:11)). Если же говорится, что он клещами взят, то ты превосходно уразумеешь это, когда будешь понимать так, что веру в Него, а также и познание о Нем мы принимаем как бы с помощью некоторых клещей, посредством заключающихся в законе и пророках наставлений и предсказаний. Ими и слово святых апостолов повсюду запечатлевается в своей истинности, ибо, пользуясь свидетельствами из закона и пророков, они убеждают слушателей и как бы и сами подносят угль к устам их, уготовляя их к исповеданию веры во Христа.

    Комментарий на пророка Исаию.