- 1.
В лето первое Дария Мида воста Михаил, князь ваш, на помощь мою, в то самое время, когда и ты ободрял себя тем, что предопределенный срок семидесяти лет приходит к концу.
- 2.
И ныне истину возвещу тебе о том, что будет еще. Се еще трие цари востанут в Персиде; четвертый же, т.е. Дарий, воставит на себя царство Еллинское, то есть дом Александров.
- 3.
Ст. 3-4 И востанет царь силен, и обладает властию многою. Это - Александр. И егда станет, сокрушится царство, и сокрушится на четыре ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей. Сие сказано потому, что Александр, когда близок был к смерти, видя, что царство его рушится (ибо не было у него сына, который бы стал наследником его державы), разделил царство свое четырем любимцам своим. И не будет иного, кроме сих, о которых сказал тебе.
- 4.
Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих.
См. Толкование на (Дан 11:3)
- 5.
И укрепится царь южный, и от князей его един укрепеет нань, и обладает властию многою; т.е. укрепляет Птоломей на Александра. Ибо по воле Божией сила попирается бессилием, чтобы и сильный и немощный признали, что есть над ними иная сила, высшая их.
- 6.
И по летех смесятся, и дщи царя южска внидет к северску царю. Это - Клеопатра, дочь Птоломея, которая отдана в замужество Александру, сыну Антиоха Епифана, еже сотворити завет между ними. Так, для сограждения разрушенных прежнею враждою стен идет бессильная жена. Но от страха не удержит крепости, чтобы утверждать мир; потому что убоится коварства царей. И предастся та, и приведшии ю, и дева и укреплявшии ю. Сие сказано потому, что отец Клеопатры коварно похитил ее у мужа ее Александра, и отдал Димитрию, сыну Димитриеву, врагу Александрову.
- 7.
Ст. 7-9 И востанет от цвета корене его, то есть от семени Александрова восстанет Антиох. И приидет с силою из страны, в которую отец его дал заложником, когда воцарился. И приидет царь северский в крепости и силе, т.е. хотя Александр и был сокрушен, но снова придет в силе и крепости.
И приидет в них, и одержит царь южский и сосуды вожделенны злата и сребра с пленники принесет во Египет. Птоломей во второй раз восстанет на Александра, царя северского, и когда в силе и крепости пройдет его владениями, возвратится на свою землю.
- 8.
Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного.
См. Толкование на (Дан 11:7)
- 9.
Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю.
См. Толкование на (Дан 11:7)
- 11.
И разсвирепеет царь южский, т.е. Александр на Димитрия, и Димитрий поставит народ мног, и свои войска и Антиоховы и Трифоновы. И предастся народ в руце Александра. Пророк говорит, что войско передастся Александру.
- 12.
Ст. 12-13 И возвысится сердце его, и приведет народ мног паче прежняго, то есть войско многочисленнейшее того, с каким вышел в начале царствования. И на конец времен приидет еще и еще: то есть пойдет войною, сперва на Димитрия, а потом на царя египетского, который вниде во Антиохию, и возложи две диадемы на главу свою, асийскую и египетскую (1Мак.11:13).
- 13.
Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.
См. Толкование на (Дан 11:12)
- 14.
Мнози востанут на царя южска, именно, Ионафан, сын Маттафии, с своими союзниками, и военачальники многочисленных сил Александровых; и сам Димитрий возненавидит его, потому что возжелал овладеть престолом зятя. И сынове губителей людей твоих, то есть беззаконные сыны народа твоего воздвигнутся в царствование Димитрия, но с ним изнемогут, еже поставити видение, то есть, чтобы оправдалось видение, в котором сказано, что святые Вышняго наследуют царство и сотрут нечестивых.
- 15.
И внидет царь северский, и сотворит окоп, и возмет грады тверды, мышцы же царя южскаго не станут. Не станет и Димитрия - мышцы царя южского, на которого понадеются сыны народа твоего, Алким (1Мак.7:9) и собратия его. И не будет в них крепости, потому что придет Александр.
- 16.
И сотворит по воли своей, и станет на земли израильской, и скончается в руце его, потому что отнимет ее у Димитрия - мышцы царя южского, и возобладает ею. И обладает властию многою над властию его, т.е. над властью Ионафана, который имел власть над Иудеею.
- 17.
И вчинит лице свое внити в силу царств, то есть владений Димитриевых. И все увлечет с собою, т.е. Александр или выведет с собою все войска свои, или возьмет и унесет все достояние Димитриево. И под видом почести дщерь даст ему, еже растлити ю, то есть отец отдаст дочь с коварным умыслом, а не для брачного союза. Ибо, если бы хотел отдать в замужество, то не отдавал бы другому, отняв у того, кому дал. Итак явно, что отдана была для блуда, потому что в короткое время перешла от одного царя к другому. И не пребудет, и не будет ему. Поелику она не ему принадлежала в последствии, то сожительство их названо растлением, а не супружеством.
- 18.
И обратит лице свое на островы морские, т.е. Александр пойдет в верхнюю Киликию, которая отложилась от него. И возмет многи из возмутившихся Киликиан. И погубит князя укоризны своея в Киликии. И укоризна его возвратится ему, т.е. возмутитель предан будет казни.
- 19.
И обратит лице свое, т.е. Александр, в крепость земли по гордости своей; и изнеможет, и падется, и не обрящется, т.е. Александр.
- 20.
И станет на место его испровергший могущество его, т.е. Птоломей, который ниспровергнет владычество и царство Александра. И в малы дни сокрушится, т.е. сам Птоломей. Не во гневе и не в ярости брани, потому что умер после трехдневной болезни.
- 21.
И станет на месте его уничиженный; то есть владения Александра, захваченные Птоломеем, похитит ничтожный Димитрий, который будет сокрушен Ионафаном; и приидет тайно, и соодолеет царству лестми, Димитрий придет и овладеет царством без труда; потому что Александр будет убит, и Птоломей умрет от болезни.
- 22.
И крепость городов будет разхищена Димитрием. И сокрушатся от лица его старейшины завета; о сем повествуется: слыша Ионафан, яко суть начальницы Димитриевы в Кадисе, иже в Галилеи, с силою многою (Мак.11:63).
- 23.
И сотворят к нему лесть. Войско его, которое возненавидит его, и самые близкие к нему будут злоумышлять против него. И взыдет, и преодолеет в царстве своем крепком.
- 24.
И сотворит, яко не сотвориша отцы его, то есть Александр с помощью малочисленного народа опустошит Антиохию и жителей отведет в плен. И на города их замыслит замысл, то есть, на города двух умерших царей.
- 25.
И даже до времене возстанет, то есть не на долгое время будет славен, потому что близка его погибель. И сердце его на царя, то есть на Антиоха, сына Александрова, которого возрастил и воцарил на престоле отца его Трифон. И укрепится царь южский, т.е. Антиох младший. И сотворит с ним сечь силою великою, потому что соберутся к нему все возненавидевшие Димитрия. И не станут, яко помышляют нань помышления злая, потому что Трифон замышлял зло против Антиоха.
- 26.
И ядущие с трапезы его сокрушат его, т.е. соумышленники Трифоновы. И падут силы многие, потому что он, т.е. Трифон, не от семени царского, и рассыплются, потому что, когда Трифон убьет самого Антиоха и воцарится вместо него, тогда войска его рассыплются и оставят его.
- 27.
И оба царя, сердца их на лукавство, и на трапезе единей возглаголют лжу, то есть Антиох и Трифон. Ибо Трифон злоумышляет убить Антиоха; и Антиох опасается Трифона, зная, что он не отец его. И не предуспеют, потому что близко убиение их.
- 28.
И возвратится на свою землю другой Антиох, сын Димитриев. Сердце его на завет святых; сердце Трифона на завет святых, разумею сынов народа святого.
- 29.
И сотворит якоже первая и последняя, потому что Трифон прежде воцарения своего умертвил Ионафана, и по воцарении при Симоне, брате Ионафановом, нанес Иудеям великое поражение.
- 30.
И приидут на него силы Китиеев, и сокрушат его. Против Трифона выступят сто двадцать тысяч Китиеев, которые придут с Антиохом и сокрушат его. Возвратится, и возъярится на завет святый, то есть на первосвященников, управлявших царством. И соумыслит со оставлшими завет святый, то есть примет сторону Иасона и его сообщников, обещавших ему сребра талант триста шестьдесят, и от приходов некиих иных талант восемьдесят (2Мак.4:8). И крепкие востанут от них, то есть от царей и с помощью царей.
- 31.
Осквернят скинию могутства, потому что в святой скинии устроят жертвенник. И преставят жертву, то есть прекратят заклание жертв и хлебы предложения. И дадят мерзость на запустение. Это - Маккавеи, которые придут и истребят мерзость.
- 32.
И востающих на завет погубит, т.е. восстающих на завет с сим рогом, глаголющим великая (Дан 7:20). Людие же, ведуще Бога своего, премогут над врагами своими. Это - Маккавеи.
- 33.
Ст. 33-34 И праведные в народе научат многих, т.е. Маккавеи же.
Егда изнемогут в мечи и в пламени, и в пленении, и в разграблении, и претерпят все сии бедствия; тогда поможется им помощию малою. После же малой помощи разделением лукавым разделятся сын с отцом и брат с братом.
- 34.
и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.
См. Толкование на (Дан 11:33)
- 35.
И от смысливших доведены до падения, чтобы искуситься чрез них, т.е. вразумиться и искуситься чрез священников, которыми многие будут соблазняемы. Даже до конца времене, т.е. пока не придет конец; а сие будет еще нескоро.
- 36.
На Бога богов возглаголет тяжкая. Ибо превознесется паче всякаго чтилища (2Сол.2:4). И управит, благоуспеет в этом, дондеже скончается время его, потому что оно определено.
- 37.
И о Бозе отцев своих не смыслит, о том Боге, Который показал, каков будет предопределенный ему конец: не смыслит, или потому что умножает число богов; или, лучше сказать, потому что по гордости превозносится над Богом своим, и хвалится, что сушу может обратить в море, и море в сушу. И рачении жен, и о всяком бозе не уразумеет, или потому что примет на себя обет воздержания, или потому что не удовольствуется царскою дочерью, взятою им в супружество, и будет помышлять о браке с богинею Нанеею (2Мак 1:12).
- 38.
И Бога крепкого прославит на месте своем, т.е. на престоле своем. И Бога, его же не ведеша, отцы его, почтит. Ибо Антиох, когда, приближаясь к смерти, был в сильной скорби, отправил в Иерусалим послание с дарами, с золотом и серебром, и просил молиться о нем (2Мак.9).
- 39.
И покорит им многи, и землю разделит в дары, т.е. израильскую землю разделит своим военачальникам, которые останутся по смерти его.
- 40.
И наконец времене, предопределенного народу твоему, сразится ратию с ним царь южный, т.е. Птоломей. И соберется на него царь северский, т.е. Антиох, и придет на него с колесницами и с конники, т.е. пойдет он на Египет с многочисленным войском, и с слонами, и с конницею.
- 41.
Внидет на землю, и внидет в землю израильскую, т.е. взойдет в Иудею, взойдет в Иерусалим с многочисленным ополчением, с гордостью вступит в святилище, и возьмет златый жертвенник, светильник, трапезу и все прочее. Сии же спасутся от руки его, Едом, и Моав и останок сынов Аммоних.
- 42.
И прострет руку свою на области. Спасутся же, или потому что сами предадутся Антиоху, или потому что Бог, спасавший их от сынов Израилевых, спасет и теперь от Антиоха. И земля египетска не избежит рук его, потому что Птоломей предастся бегству, и Антиох овладеет многими городами.
- 43.
И владети начнет в сокровенных злата и серебра; завладеет сокровищницами покоренных городов.
- 44.
И слышания от восток и от севера понудят его поспешить возвращением, т.е. известия о том, что побеждены военачальники, которых он поставил, отправляясь в Египет.
- 45.
И поткнет кущу свою на месте равном, т.е. между морем, чрез которое перешли Израильтяне, и между горою, на которой умер Моисей. И Бог сохранит святилище свое от нападения Антиохова, когда Антиох пошлет взять сокровища храма, и все что было в нем. Приидет же время конца его, и несть избавляяй его, хотя Ливияне и Эфиопляне будут помогать ему; но не будет избавляющего, или потому что не защитят его идолы его, когда потребуется у него отчет, или потому что он, хотя во время крайности своей сознавался в причиненных Иудеям бедствиях, однако же не заслужил тем помилования.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Даниила > Глава 11
Глава 11
Ничего нет для сопоставления.