< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3

Глава 3

  • Закрыть сопоставления
  • 2.

    Соберу вся языки, то есть полчища Гоговы, и сведу я на юдоль Иосафатову, которая толкуется: Господь суда.

  • 3.

    Даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине, и пияху. Так у них как бы ни во что почитались души сынов человеческих.

  • 4.

    Ст. 4, 6 И что вы Мне, Тире и Сидоне, и вся Галилея иноплеменников? Не так поступали с вами сыны Израилевы, а вы без милосердия гоните народ Мой - Израильтян от пределов их, продаете их сыном еллинским? Сие было во дни Зоровавеля и в последующие за тем годы; потому что в сие время народ иудейский много был тесним народами языческими. Сынами же еллинскими называет Пророк жителей соседних торговых островов, которые по торговле приходили в города филистимские.

  • 6.

    и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их.

    См. Толкование на Иол. 3:4

  • 7.

    Се Аз возставлю я от места, в неже продасте я тамо. Поелику все сие пророчество относится и ко второму пришествию Господа нашего: то в сие же время исполнится и сказанное Пророком о пробуждении спящих. Сие пробуждение есть воскрешение живота, обетованное праведникам, и воскрешение суда, определенное нечестивым (Ин 5:29).

  • 9.

    Проповедите сия во языцех, освятите рать. Возвестите сие вы, народы языческие, союзникам своим, чтобы выходили они на замышляемую вами брань с народом Моим.

  • 11.

    Да совокупятся и входят к вам вси языцы окрест, да приближатся; там Господь сокрушит крепость вашу. Пророк вызывает на брань вождей и исполинов из дома Гогова, и произносит на них определение суда, что там Господь в конец сокрушит крепость их.

  • 13.

    Испустите серпы, яко предстоит объимание винограда. Ибо это могущество народов для вас то же, что радостное объимание винограда. Внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия; потому что вы будете попирать врагов своих и расхищать богатство их.

  • 14.

    Гласи прогласишася на поли судебнем. Данное им время долготерпения исполнилось, и там определено им пасть.

  • 15.

    Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой, то есть ум и сердце помрачатся и пребудут во тьме в день откровения Господня. И звезды скрыют свет свой; то есть светлость помыслов, подобно блистающей звезде, озаряющая путь к небесному, утратится и померкнет с наступлением глубокой ночи, в какую погрузит себя ум.

  • 16.

    Господь же от Сиона даст глас на Ассириян. И потрясется небо и земля, восстав на них. Господь же пощадит люди Своя, и рассеет врагов их.

  • 17.

    И будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его. Языческие народы не придут на брань с ним.

  • 18.

    В той день искаплют горы сладость, вожделенное освобождение и изобилие. В собственном же и подлинном смысле Пророк горами, каплющими сладость, называет Апостолов, а сладостью - учение божественное; холмами же, источающими млеко, именует Пророков, излагающих чистоту таин, и также новых народных правителей, столько же кротких, как Моисей и Самуил; и еще священство, очищающее весь народ своими кроплениями. Виноградная лоза и смоковница дадут сладость свою; то есть Апостолами истоптаны будут божественные грозды, и Пророками открыт будет вкус таинственного. Источницы иудины источат воды. Пророк церковных учителей называет источниками, потому что из уст их непрестанно льется духовное учение. И источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь Ситтим. Как водотечь Ситтим была ниже источника, ее наполнявшего: так люди для закона Божия соделаются чистым и низменным полем, и примут в себя воды, текущие из дома Господня, то есть закон Божий, который изыдет оттуда, как написано: от Сиона изыдет закон (Мих 4:2). Еще источник, исходящий от дома Божия, изображает собою святое крещение, называемое источником жизни, омывающим грехи сынов святой Церкви.

  • 19.

    Египет в запустение будет, за то запустение, до которого доведены были вы. В таинственном же смысле Пророк разумеет гонителей святого народа, и говорит, что крепость их сокрушится и сокровища их рассыплются. И Идумея в ненаселенную пустыню; она не будет обитаема ни людьми, ни зверями; потому что Идумеи говорили: истощайте, истощайте до оснований его, то есть Иерусалим (Пс 136:7).

  • 20.

    Иудея же во веки населится; потому что оставалась ненаселенною семьдесят лет.

  • 21.

    И взыщу крови их от тех, которые пролили ее и радовались сему кровопролитию. И Господь вселится в Сионе, возвратится, и вселится в Своей скинии. Сие-то и Моисей предсказал в песни своей.

Ничего нет для сопоставления.