Глава 6

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Люте уничижающим Сиона, и уповающим на гору Самарийскую, то есть на капище идольское, которое было сооружено и славилось в Самарии. Израильтяне уничижали явные благодеяния, являемые им во граде Божием - Сионе, уповали же на стены и на славные капища самарийские. Горе разсевающим князей народных и преселяющим к себе сынов Изралевых! В греческом переводе сказано: объимающим начатки языков; а по еврейскому тексту читается: именующим себя князьями языков, а не князьями народа Своего.

  • 2.

    Мимоидите Халану вси, и видите, и прейдите оттуду во Емаф великий, и снидите оттуду в Геф иноплеменников. Как бы посмеваясь над сими городами, Пророк говорит: смотрите и уразумейте; они погибли не потому, что не имели защиты, но потому, что не воспомянули имени Господня. И обращаясь к Израильтянам продолжает: не малочисленность ваша и не скудость достояния вашего погубили вас, но причиною гибели вашей множество нечестивых дел ваших, как и те города погибли не потому, что пределы их были не больше ваших предел.

  • 4.

    Спящии на одрех от костей слоновых, и ласкосердствующии на постелях своих. Пророк описывает бесстыдное сластолюбие их; ибо таковы были грехи их.

  • 5.

    Как Давид, который по внушению Духа ударял в струны, измышляют они себе музыкальныя орудия, чтоб в упоении играть на своих цевницах.

  • 6.

    Пиющии процеженое вино, и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифе; потому что единственное их попечение о забавах; об этом они заботятся, а не хотят подумать о пленении Иосифа. И в ином еще смысле Пророк укоряет их за жадность к удовольствиям, а именно, что, предаваясь забавам, не трогаются сокрушением бедных, которых представляет под образом Иосифа, потому что и он терпел от братьев своих, как от них терпят бедные. И еще под образом пиющих процеженное вино разумеются те, которые постигли силу божественных Писаний, но не заботятся о предотвращении от гибели людей простых. Вони же первыя суть духовные наставления тех, которые, хотя сведущи в Писании, но пребывают в рабстве греху, и сами не исполняют того, чему учат других.

  • 9.

    И будет аще останутся десять мужей во едином дому, умрут. Останутся же праведники, которые вынесут кости из дому.

  • 11.

    И побиет Господь дом великий толчением, то есть высокий дом, которым гордился Израиль; и дом малый разседением, т.е. дом Расина - Дамаск, потому что отведет их в плен.

  • 12.

    Аще поженут в камениях кони, и повлекут по камням плуг. То есть как кони не могут бежать по утесам, так и язычники не могли бы одолеть Израильтян; и как камни не уступают плугу земледельца, так Евреи не пали бы от меча Сириян.

  • 13.

    Но яко обратисте суд на горесть, и правду в полынь: веселящиися ни о едином слове, то есть об идолах и о Расине, - сей головне дымящейся ((Ис 7:4)); и глаголющии: не крепостию ли нашею взяли мы город? разве не сами мы собрали войско и деньги? разве не своею силою покорили себе город?

  • 14.

    Тем же се Аз воздвигну на вы доме Израилев язык, глаголет Господь Бог сил, то есть на оба царства израильские воздвигну Ассириян и Вавилонян. И сокрушат вас от входа до водотечи пустынной. Это два предела израильские, северный и южный. Так, Бог жезлом Своим сокрушит роги, то есть главы врагов Своих, уповавших на крепость свою. И Он угрожает, что народ, который при помощи Божией, поражал и сокрушал народы языческие, сам будет сокрушен язычниками, когда за грехи его оставит его Бог. Сие относится также и к диаволу, которого глава сокрушена крестом.

1.Горе беспечным на Сионе
и надеющимся на гору Самарийскую
именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля!

2.Пройдите в Калне и посмотрите,
оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский:
не лучше ли они сих царств?
не обширнее ли пределы их пределов ваших?

3.Вы, которые день бедствия считаете далеким
и приближаете торжество насилия, —

4.вы, которые лежите на ложах из слоновой кости
и нежитесь на постелях ваших,
едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища,

5.поете под звуки гуслей,
думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид,

6.пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями,
и не болезнуете о бедствии Иосифа!

7.За то ныне пойдут они в плен во главе пленных,
и кончится ликование изнеженных.

8.Клянется Господь Бог Самим Собою,
и так говорит Господь Бог Саваоф:
гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его,
и предам город и все, что наполняет его.

9.И будет: если в каком доме останется десять человек,
то умрут и они,

10.и возьмет их родственник их или сожигатель,
чтобы вынести кости их из дома,
и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто?
Тот ответит: нет никого.
И скажет сей: молчи!
ибо нельзя упоминать имени Господня.

11.Ибо вот, Господь даст повеление
и поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами.

12.Бегают ли кони по скале?
можно ли распахивать ее волами?
Вы между тем суд превращаете в яд
и плод правды в горечь;

13.вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами
и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?»

14.Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф,
воздвигну народ против вас, дом Израилев,
и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне.