- 1.
Люте уничижающим Сиона, и уповающим на гору Самарийскую, то есть на капище идольское, которое было сооружено и славилось в Самарии. Израильтяне уничижали явные благодеяния, являемые им во граде Божием - Сионе, уповали же на стены и на славные капища самарийские. Горе разсевающим князей народных и преселяющим к себе сынов Изралевых! В греческом переводе сказано: объимающим начатки языков; а по еврейскому тексту читается: именующим себя князьями языков, а не князьями народа Своего.
- 2.
Мимоидите Халану вси, и видите, и прейдите оттуду во Емаф великий, и снидите оттуду в Геф иноплеменников. Как бы посмеваясь над сими городами, Пророк говорит: смотрите и уразумейте; они погибли не потому, что не имели защиты, но потому, что не воспомянули имени Господня. И обращаясь к Израильтянам продолжает: не малочисленность ваша и не скудость достояния вашего погубили вас, но причиною гибели вашей множество нечестивых дел ваших, как и те города погибли не потому, что пределы их были не больше ваших предел.
- 4.
Спящии на одрех от костей слоновых, и ласкосердствующии на постелях своих. Пророк описывает бесстыдное сластолюбие их; ибо таковы были грехи их.
- 5.
Как Давид, который по внушению Духа ударял в струны, измышляют они себе музыкальныя орудия, чтоб в упоении играть на своих цевницах.
- 6.
Пиющии процеженое вино, и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифе; потому что единственное их попечение о забавах; об этом они заботятся, а не хотят подумать о пленении Иосифа. И в ином еще смысле Пророк укоряет их за жадность к удовольствиям, а именно, что, предаваясь забавам, не трогаются сокрушением бедных, которых представляет под образом Иосифа, потому что и он терпел от братьев своих, как от них терпят бедные. И еще под образом пиющих процеженное вино разумеются те, которые постигли силу божественных Писаний, но не заботятся о предотвращении от гибели людей простых. Вони же первыя суть духовные наставления тех, которые, хотя сведущи в Писании, но пребывают в рабстве греху, и сами не исполняют того, чему учат других.
- 9.
И будет аще останутся десять мужей во едином дому, умрут. Останутся же праведники, которые вынесут кости из дому.
- 11.
И побиет Господь дом великий толчением, то есть высокий дом, которым гордился Израиль; и дом малый разседением, т.е. дом Расина - Дамаск, потому что отведет их в плен.
- 12.
Аще поженут в камениях кони, и повлекут по камням плуг. То есть как кони не могут бежать по утесам, так и язычники не могли бы одолеть Израильтян; и как камни не уступают плугу земледельца, так Евреи не пали бы от меча Сириян.
- 13.
Но яко обратисте суд на горесть, и правду в полынь: веселящиися ни о едином слове, то есть об идолах и о Расине, - сей головне дымящейся ((Ис 7:4)); и глаголющии: не крепостию ли нашею взяли мы город? разве не сами мы собрали войско и деньги? разве не своею силою покорили себе город?
- 14.
Тем же се Аз воздвигну на вы доме Израилев язык, глаголет Господь Бог сил, то есть на оба царства израильские воздвигну Ассириян и Вавилонян. И сокрушат вас от входа до водотечи пустынной. Это два предела израильские, северный и южный. Так, Бог жезлом Своим сокрушит роги, то есть главы врагов Своих, уповавших на крепость свою. И Он угрожает, что народ, который при помощи Божией, поражал и сокрушал народы языческие, сам будет сокрушен язычниками, когда за грехи его оставит его Бог. Сие относится также и к диаволу, которого глава сокрушена крестом.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Амоса > Глава 6