Глава 6

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1, 5 И показал мне четыри колесницы исходящия из средины двоих гор, горы же те беша горы медяны. По моему мнению, видение четырех колесниц сходно по значению с видением четырех животных херувимской колесницы (Иез. 1), и с тайною четырех рек исходящих из эдема ((Быт 2:10)).

    Таинственное значение сего видения объяснил Ангел, сказав: сия суть четыри ветри небеснии. Под образом четырех ветров небесных представлены четыре царства, которые правдою Божиею употреблены будут для наказания людей за грехи их, и, подобно ветрам, встретившись друг с другом, погибнут от столкновения. Они предстоят Господу всея земли, то есть готовы идти всюду, куда будут посланы.

  • 2.

    Ст. 2, 6 И видел, в колеснице первей кони рыжи; это - Вавилоняне, основавшие первое царство; во вторей кони врани; это Персы, идущие на землю вавилонскую. И белии исхождаху в след их; это Македоняне; ибо два сии народа, Персы и Македоняне, ниспровергли царство вавилонское и разорили самый Вавилон. И такие образы представлены были Пророку в откровении, чтобы ободрить малодушный народ иудейский и уверить, что в последствии им не страшны будут Вавилоняне. И пестрии исхождаху на землю южную, то есть к народам обитавшим на юге, - к Идумеям, Аравитянам и Египтянам. Под образом коней пестрых представлены вожди народа иудейского, цари римские и другие чуждые народы, от которых потерпели поражение народы южные, то есть Идумеи, Аравитяне и Египтяне, и которые отмстили им за то, что препятствовали восстановлению Иерусалима. Ибо известно, как много притеснений терпели из них Иудеи по возвращении своем из плена.

  • 5.

    И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли.

    См. Толкование на (Зах 6:1)

  • 6.

    Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной.

    См. Толкование на (Зах 6:2)

  • 7.

    И рыжие озираху, и велено им было: обыдите землю. Сие согласно с сими словами: дам отмщение Мое на Идумею ((Иез 25:14)). Словами: обыдите землю Пророк дает знать Иудеям, что настало время отмщения врагам их Идумеям и другим народам.

  • 9.

    Ст. 9-11 И бысть слово Господне ко мне, глаголя: приими, яже от плена от Холдая и от Товии и от Адая, и внидеши ты в дом Иосии, сына Софониина, грядущаго от Вавилона. И приимеши сребро и злато его, и сотвориши венец, и возложиши на главу Иисусу сыну Иоседекову иерею великому. Пророк снова обращается к священству, чтобы почтить оное венцем из золота, пожертвованного мужами праведными; венец сей должен украсить Иисуса, золото же для венца взято у мужей праведных, возвратившихся из Вавилона. Начало устроению венца сего положено в доме Иосии; но к совершению его присовокупили и труд и золото упоминаемые здесь мужи, желая частью прославить сим первосвященника, а частью и по себе оставить памятник в храме Господнем.

  • 10.

    возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона

    См. Толкование на (Зах 6:9)

  • 11.

    возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого

    См. Толкование на (Зах 6:9)

  • 12.

    Се муж Восток имя ему. Это - Зоровавель, которого Дух возвеличил и прославил в пророчествах Аггея и Захарии. И от долу возсияет. Сим означается или то, что Зоровавель в то время не получил еще от Дария полной власти, получил же ее в последствии, или что он прославится и возвеличится истреблением племени Гогова. И созиждет храм Господень из взятого в добычу у племени Гогова.

  • 13.

    И той приимет славу, истребив племя Магога. И сядет и возобладает на престоле своем; потому что никто не отнимет у него власти. И Иисус будет иерей на престоле своем, и совет мирен будет между обема. Пророк говорит сие о том единодушии и о том мире, утвержденном на страхе Божием, каковые были у первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, и у Зоровавеля, главы и вождя народа иудейского. Но, все, под различными образами сказанное о Зоровавеле, указывает на Христа, к Нему относится, и на Нем исполнилось. Он есть истинный Восток и Отчее сияние; Он воссиял нам во плоти, и именуется Востоком. Он называется мужем; потому что воплотился; - воссиявшим от долу; потому что родился от Девы, Он создал храм Господень, то есть Церковь, восприял славу и превосходство, воссел и возобладал на престоле Своем во век. Слова же: и будет иерей на престоле своем, и совет мирен будет между обема в смысле духовном, относим к ученикам Востока-Христа, которых Он соделал иереями и назвал другами Своими, и которым обетовал, что сядут в царстве Его на престолах и будут судить коленам Израилевым ((Мф 19:28)). Венец, устроенный из золота и серебра, взятых у четырех начальников народных, означает спасительное слово Евангелия, которое написано и возвещено четырьмя Евангелистами и содержит в себе проповедь о двух естествах во Христе - человеческом, которое чисто и подобно чистому серебру, и Божеском, которое представлено здесь в образе блистающего золота.

  • 15.

    И издалеча приидут, и созиждут храм Господень, то есть придут Аравитяне, Аммонитяне и жители Азота, которые смеялись над Иудеями и говорили: как и чьим пособием соорудите вы храм? В смысле таинственном означаются сим языческие народы, которые были далекими от боговедения, но пришли и чрез веру созданы в Церковь Христову. И уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя к вам, аще слушающе послушаете гласа Господа Бога вашего. В словах сих усматривай все три Лица Пресвятой Троицы, - Духа, Который говорит от Лица Сына; Сына, Который именует Себя посланным, и Отца Господа Вседержителя, Который послал Его.

Ничего нет для сопоставления.