Глава 4

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-6 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

    Привел для уяснения мысли и другой пример. В то время, пока наследник дитя, он ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Но подчинен опекунам и домоправителям до времени, предназначеннаго отцом. Так и мы, когда были детьми, то есть пока мир был дитятею под нетвердым порядком закона, то как бы началам мира мы были порабощены. А когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, Который родился от Девы, как сказал Исаия (7:14), и подчинился закону, чтобы детей подзаконных искупить, дабы они усыновление получили. А чтобы ясным сделать, что вы (есте) сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиющаго чрез вас, как чрез сынов, ежедневно: Отче наш, иже еси на небесех; да святится имя Твое ((Мф 6:9) ср. (Лк 11:2)).

  • 2.

    он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного

    См. Толкование на (Гал 4:1)

  • 3.

    Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира

    См. Толкование на (Гал 4:1)

  • 4.

    но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

    См. Толкование на (Гал 4:1)

  • 5.

    чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

    См. Толкование на (Гал 4:1)

  • 6.

    А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

    См. Толкование на (Гал 4:1)

  • 8.

    Ст. 8-11 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

    Но тогда то, когда не знали Бога, вы служили идолам, кои по природе своей не суть боги. Но ныне вы познали Бога, лучше же - Бог Сам познал вас по делам вашим и избрал вас Себе в народ святой: как обращаетесь опять к ничтожным и немощным началам закона и, когда уже окончилось время их, хотите подчиниться игу рабства? Дни наблюдаете и месяцы и годы, кои соблюдал народ Израильский. Боюсь за вас, чтобы не унизились вы до перехода в иудейство и не напрасны были труды наши, коими мы трудились у вас.

  • 9.

    Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

    См. Толкование на (Гал 4:8)

  • 10.

    Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

    См. Толкование на (Гал 4:8)

  • 11.

    Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

    См. Толкование на (Гал 4:8)

  • 12.

    Ст. 12-20 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

    Будьте как я теперь без этих (дел закона), поелику и я как вы наблюдал эти предписания. Ничем вы не обидели, что могло бы побудить меня перемениться в отношении к вам. Знаю я, что по (причине) немощи плоти моей благовествовал я вам прежде: или в слабости членов своих, или в искушении от врагов своих. Это-то самое искушение, которое представлял я в себе самом, вы не презрели, но как Ангела, который лишен страданий, в самом страдании приняли меня. Посему таким людям, кои, если бы возможно было, очи ваши исторгли бы и дали бы мне, - неужели я стал бы преподавать вам ложь, смешанную с истиною? Также и я не враг вам, но доверил вам всю истину, то есть утвердил вас во всей истине, когда проповедывал вам. Но те, кои ненавидят вас за то, что вы получили Духа без соблюдения закона, принудить вас хотят, чтобы, обратившись к ним, вы соревновали им, обрезываясь вместе с ненавидящими вас за то, что вы получили, чего у них нет. Хорошо же, если кто соревнует не в предметах вредных, но в хорошем и полезном. Опять мучаюсь я рождением вас дотоле, когда изобразится Христос в вас, то есть пока не вселится в вас Христос. Желал бы я быть у вас и изменить голос мой, для утверждения вас другим учением, поелику удивляюсь столь быстрой перемене вашей.

  • 13.

    знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз

    См. Толкование на (Гал 4:12)

  • 14.

    но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

    См. Толкование на (Гал 4:12)

  • 15.

    Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

    См. Толкование на (Гал 4:12)

  • 16.

    Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

    См. Толкование на (Гал 4:12)

  • 17.

    Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

    См. Толкование на (Гал 4:12)

  • 18.

    Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

    См. Толкование на (Гал 4:12)

  • 19.

    Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

    См. Толкование на (Гал 4:12)

  • 20.

    Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

    См. Толкование на (Гал 4:12)

  • 21.

    Ст. 21-31 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

    Неужели в самом Аврааме не усматриваете, что двух сынов имел. Который от рабыни был, по плоти рожден; ибо он не был по обетованию, как Исаак, сын свободной (Быт. 16, 17, 21 глл.). Но это были образы двух заветов. Один - с народом Иудейским, по закону в рабстве рождающий по подобию той Агари; ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Она служит подобием сего Иерусалима, поелику он в порабощены находится и вместе с чадами своими рабствует Римлянам. Вышний же Иерусалим свободен (есть), как Сара, и выше всех властей и начальств. Он есть мать наша, Церковь святая, которую мы исповедуем. Не мы изобрели это учение, ибо Исаия предсказал о ней: возвеселись бесплодная нерождающая потому, что много явилось детей Церкви неплодной, более чем у Израиля, имеющаго мужа (Ис 54:1). Вы же, братья, по Исааку обетования чада есте. Но как Измаил обижал (гнал) Исаака (Быт 21:9), так и мы теперь терпим преследования от них. И как сказал ему (Аврааму): изгони рабыню (служанку) и сына ея, да не наследует сын рабыни (служанки) с сыном свободной (Быт 21:10), - так отделились и они, чтобы не быть им наследниками вместе с вами. Итак мы не оказываемся рабами благодаря той свободе, которую получили чрез Христа.

  • 22.

    Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 23.

    Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 24.

    В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 25.

    ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 26.

    а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 27.

    Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 28.

    Мы, братия, дети обетования по Исааку.

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 29.

    Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 30.

    Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

    См. Толкование на (Гал 4:21)

  • 31.

    Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

    См. Толкование на (Гал 4:21)

Ничего нет для сопоставления.