- 1.
Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа
Отсюда, братья святые, возлюбленные, призвания участники, - не закона, данного на горе Синае, но призвания небеснаго, то есть обетования, данного Аврааму с неба, - уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поелику исповедание наше приносится Им (Богу) как первосвященником (жертва).
- 2.
Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
И Он, Иисус Христос, верен был Тому, Кто первосвященником соделал (поставил) Его, не во Святом Святых, но во всем, что есть на небе и на земле, - (он верен был), как был верен Моисей во всем вхождении его во внутреннее Святое Святых ((Числ 12:7)).
- 3.
Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его
Однако ж из выражения: как Моисей не заключайте, что Он таков же, как Моисей: ибо слава Сего Первосвященника больше пред Моисеем (чем слава Моисея) на столько, на сколько большую честь имеет сравнительно с домом тот, кто устроил его.
- 4.
Ст. 4-5 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить
Точно также и честь Господа и Сына больше, чем Моисея раба: ибо всякий дом построенный созидается человеком, а Моисея создал и все сотворил Бог, - и Моисей конечно верен был, но как слуга, верен был во всем доме, для засвидетельствования того, что говорилось тогда.
- 5.
И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить
См. Толкование на (Евр 3:4)
- 6.
а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
Христос же не есть раб подобно Моисею, но, как Сын, верен был, - не над внутренностью скинии, но над душами людей, ибо мы дом Его (есмы), - если только пребудем тверды в дерзновении своем и не постыдимся в славе надежды на Него, ибо это есть страдание Его.
- 7.
Ст. 7-11 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
Также и это не должно казаться вам странным, так как ради сего также сказал Дух: ныне, когда глас Его услышите, не ожесточайте сердец ваших в огорчение Ему, как искушали отцы ваши в пустыне в то время, когда возвратились соглядатаи, осмотрев (обетованную) землю (Числ. 13-14 глл.). И Я поклялся, что не войдут в покой Мой ((Пс 94:7) ср. (Исх 17:2), 7).
- 8.
не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне
См. Толкование на (Евр 3:7)
- 9.
где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
См. Толкование на (Евр 3:7)
- 10.
Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих
См. Толкование на (Евр 3:7)
- 11.
посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
См. Толкование на (Евр 3:7)
- 12.
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго
Посему смотрите остерегайтесь, да не будет в ком из вас сердце лукавое, как у них, кои не вошли (в землю обетованную), - и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему.
- 13.
Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, да не ожесточитесь и впадете в обольщение обманом греха плоти вашей.
- 14.
Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца
Ибо причастниками Христа стали мы с начала чрез призвание, - только да пребудем тверды до конца времени в этом истинном завете, особенно потому, что все заветы, кои пребыли, предвозвещали в таинствах и образах именно этот самый завет.
- 15.
Ст. 15-16 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Не ожесточайте, говорит, сердец ваших… ибо кто суть они?… Но не все, кои вышли из земли Египтян, ибо некоторые из них вошли, - разумеются Иисус и Халев.
- 16.
Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
См. Толкование на (Евр 3:15)
- 17.
На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
На кого же опять негодовал сорок лет? Не на тех ли, кои не поверили Халеву и Иисусу, и неправедно поступили, поклонившись тельцу и другое многое совершив, - и кости их пали в пустыне?
- 18.
Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
Или на кого же клялся, что не войдут в покой Его? На тех, кои не хотели повиноваться Моисею, Аарону, Иисусу и Халеву, управлявшим ими.
- 19.
Итак видим, что они не могли войти за неверие.
Отсюда и видим, что не могли войти в обетованную им землю совсем не ради злых дел своих, хотя и были они неправедны, но поелику не поверили слову Божию.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Послание к Евреям > Глава 3
Глава 3
Ничего нет для сопоставления.