- 1.
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Но вера наша не погибнет от отчаяния, ибо она утверждается на истинной надежде. Есть также и свидетели, удостоверяющие в ней. Это - люди древнего времени, в коих она открывалась, хотя ее и не видно было у людей, живших в среднее время, между древним и новым. Есть и доказательство того, что она открывает невидимое. Какое же это доказательство? - Свидетельство о древних, то есть удостоверение Писания о вере, что именно ею свидетельствованы древние отцы.
Итак, Апостол начал говорить не о той (только) вере, которая преемственно процветала у прежних отцов и отринута была Евреями, но также и о той, которая существует от начала мира до настоящего времени и дошла до самих Евреев. Почему, говорит, вы отступаете от этой веры? Ведь без нее, как вы знаете, и мир никогда не существовал, если он создан не на ваших глазах, но по вере словам Моисея или по преданию предшественников Моисея уразумеваете, что Бог создал мир словом Своим; так что все это видимое произошло от того невидимаго, то есть: или из ничего создано, или все это видимое сотворено невидимым Богом.
- 4.
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное: поелику вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, - так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник. Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, - но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит ею, то есть свидетельствуется ею ((Быт 4:1) сл.).
- 5.
Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти: ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, - то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжение трех сот лет до своего переселения ((Быт 5:21) ср. (Сир 44:15)).
- 6.
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и Что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, - не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его.
- 7.
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, - и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, - и та же вера соделала Ноя наследником обетования ((Быт 6:8) сл.).
- 8.
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное.
- 9.
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования
Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, - в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того ((Быт 12:1) сл.).
- 10.
ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющаго твердыя основания, коего художник и строитель есть Бог.
- 11.
Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже безплодная, родила: то есть силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это все совершилось с нею потому, что она, живя среди Хананеев язычников, верным почитала того, Кто обещал ей дать это ((Быт 17:19)).
- 13.
Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле
По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, - как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас ((Быт 23:4)).
- 14.
ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
Ибо те, кои это говорили, находясь в наследии своем, являли тем самым, что они другого отечества ищут, не в Харане или собственнаго своего отечества в Халдее, откуда вышел Авраам.
- 15.
И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться
И если бы они стремились к тому именно отечеству, из коего вышли, и о нем вспоминали, то имели бы ведь в течении долгой жизни своей время возвратиться.
- 16.
но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, - то этим самым ясно показали, что гораздо лучшаго желали, то есть небеснаго. Посему не стыдится Бог называться Богом их: разумеются слова, сказанные Моисею: Я - Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, - это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род ((Исх 3:15)).
- 17.
Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака ((Быт 22:10) сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нем названо было ему семя ((Быт 21:12)). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, - и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него.
- 18.
о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
См. Толкование на (Евр 11:17)
- 19.
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
См. Толкование на (Евр 11:17)
- 20.
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава: то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого ((Быт 27:27) сл.).
- 21.
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
Так и Иаков верою благословил каждаго сына Иосифова: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поелику веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. ((Быт 47:29); 48:15 сл.).
- 22.
Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской ((Быт 50:24)).
- 23.
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев ((Исх 2:2) сл.).
- 24.
Ст. 24-25 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение
Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия.
- 25.
и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение
См. Толкование на (Евр 11:24)
- 26.
Ст. 26-27 и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царскаго и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его).
- 27.
Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
См. Толкование на (Евр 11:26)
- 28.
Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
Верою совершил пасху и пролитие крови: то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и Евреи спасутся чрез него ((Исх 12:11) сл.).
- 29.
Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
Верою перешли Чермное море: поелику, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения ((Исх 14:22) см.).
- 30.
Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верою обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день ((Нав 6:20)).
- 31.
Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Верою Раав блудница не погибла: ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о соглядатаях, кои были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней ((Нав 2:1); 6:16.24).
- 32.
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках
Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян ((Суд 7:1) сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара ((Суд 4:4) сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек ((Суд 15:15)), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских ((Суд 11:33)), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа ((1 Цар 17:4) сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян ((1 Цар 7:10)), - и о других пророках.
- 33.
которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом ((Дан 3:27)), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых ((3 Цар 18:40) и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо ((4 Цар 2:1) сл.), - и заграждали уста львов - Даниил ((Дан 6:22)).
- 34.
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих
Угашали силы огня - Анания и его сотоварищи ((Дан 3:23) сл.), - избегали острия меча - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить ((3 Цар 19:3)) и пророки, - укреплялись от немощи - Езекия царь ((4 Цар 20:1) сл. (Ис 38:1) сл.) и Елисей, - были крепки на войне - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - полки прогоняли чужих - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше.
- 35.
жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение
Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика ((3 Цар 17:17) сл. 4 Цар. 4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею ((2 Мак 6:1) сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение.
- 36.
другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу
Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей ((4 Цар 2:23)), - темницам и узам, как Иеремия и Михей ((Иер 20:2); 33:1; др. (3 Цар 22:26)).
- 37.
были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления
Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей (3 Цар 21:13), ср. (2 Пар 24:20)), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов ((Иов 1:1) сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн ((Иер 26:23) ср. (3 Цар 19:10); (Мф 14:10) и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей ((4 Цар 2:8)), - терпя недостатки, скорби, озлобления.
- 38.
те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
Коих недостоин был мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, - в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли: когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах ( (3 Цар 18:4); 19:4, 8.9.13 и др.).
- 39.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
И эти великие скорби свидетельствуют о всех их, что они пребывали в вере, так как не получали обетований своих (при своей жизни).
- 40.
потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Мы же хотя и позднее их подверглись испытаниям, однако и к нам относились прежние обетования, дабы не без нас они достигли совершенства, то есть не так, что кто подвизался прежде, тот и награду получит прежде, но один день назначен для мздовоздаяния за все скорби, кои терпели и терпят люди.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Послание к Евреям > Глава 11
Глава 11
Ничего нет для сопоставления.