- 1.
Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое
Что же это, когда в столь многих местах повелевает Бог соблюдать и творить все заповеди Свои? Как Он повелевает, если нет свободного произволения? Что значит блажен [муж], о котором говорит псалом, что в законе Господа воля его (Пс 1:2)? Не довольно ли указывает он, что волею своею пребывает человек в законе Божьем? Далее, вспомним столь многие заповеди, как бы к самому названию воли взывающие, как то: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим 12:21), и иные подобные: Не будьте как конь, как лошак несмысленный (Пс 31:9), и не отвергай завета матери твоей (Притч 1:8), и не будь мудрецом в глазах твоих (Притч 3:7), и наказания Господня не отвергай (Притч 3:11) и не отказывай в благодеянии нуждающемуся (Притч 3:27), и не замышляй против ближнего твоего зла (Притч 3:29), и не внимай злой женщине ((Притч 5:3) LXX), и не хочет он вразумиться, чтобы делать добро (Пс 35:4), и не приняли совета моего (Притч 1:30). И неисчислимые подобные божественные речения в Ветхом Завете что обличают, если не свободное произволение человеческой воли?
О благодати и свободной воле.
- 9.
Ст. 9-10 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином
Бог одобряет ту милость, которая совершается от праведных трудов, как написано: Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды ((Притч 3:9) LXX). Однако то, что доставляется от слез других людей, Он отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества? Надо ли, в самом деле, опасаться, будто нет у Бога того, из чего ты мог бы давать пропитание Его нищим, не прибегая к хищению у других людей?
О христианской жизни.
- 10.
и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином
См. Толкование на (Притч 3:9)
- 11.
Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему
И какое же наказание ныне существует для тех, кто заблуждается? Вероятно, некое огорчение, а то и бичевание ради исправления или проверки. В самом деле, или встает на правильный путь с пути грехов тот, о ком речь, дабы не подпасть под более суровое наказание, не исправившись; или же подвергается испытанию чья-либо вера, чтобы проверить, сколь терпеливо и смиренно будет человек держаться под бичом Отца, не выражая ропота по поводу отеческого наказания, радуясь по поводу ласки, но так выражая радость от ласки, чтобы быть благодарным и наказующему, поскольку Господь наказывает всякого сына, которого принимает ((Притч 3:12) LXX).
…Написано: Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает ((Притч 3:12) LXX). Итак, да не исчахнем под плетью и возрадуемся по воскресении. Ибо истинно, что Он бьет всякого сына, которого принимает, и даже единственного своего Сына не пощадил, но предал Его на мучения ради нас. Стало быть, взяв за пример Того, Кого бичевали без прегрешительной заслуги, Кто скончался ради наших преступлений и воскрес для оправдания нашего (Рим 4:25), да не убоимся, когда нас бичуют, что нас оставил Господь, но уверимся, что будем приняты, когда воскреснем.
Проповеди.
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает ((Притч 3:12) LXX). Ибо справедливо, что мы, будучи отлучены от прежнего райского благоденствия вследствие упорной жажды услад, по смиренному перенесению невзгод будем приняты, беженцы по причине злых наших дел, возвращающиеся от претерпевания зол, - там против правды преступающие, здесь ради правды страдающие.
О терпении.
И подлинно, есть ли что более явное, нежели Божия благодать, которая изъявляется, когда по молитве стяжаем взыскуемое? Ибо если сказал Спаситель наш: Бодрствуйте, чтобы не впасть во искушение ((Мф 26:41) (Мк 14:38) (Лк 22:40)), то, мнится нам, только волю человека увещевал Он; когда же добавил: «и молитесь», то показал, что Бог помогает, дабы не впал кто во искушение. Сказано было свободному произволению: сын, научения Господня отвергнуть не пожелай ((Притч 3:11) Vulg).
О благодати и свободной воле.
- 12.
ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему
См. Толкование на (Притч 3:11)
- 34.
Господь гордым противится, смиренным же дает благодать
Едва ли найдется страница в священных книгах, где не показывается, что Бог противится гордому, а смиренному посылает благодать.
Об учении христианском.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Августин > Книга притчей Соломоновых > Глава 3
Глава 3
Ничего нет для сопоставления.