< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4

Глава 1

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия

    Евангелист Марк опустил историю рождения, детства и юности Господа и начал свой рассказ как раз с этого места, то есть проповеди Иоанна.

    О согласии евангелистов.

  • 2.

    Ст. 2-3 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему

    Крещение Иоанна было таким, каким и сам Иоанн: крещение настолько же праведное, насколько праведен человек. Однако этот человек принял от Господа особую милость, такую, что удостоился идти впереди Судии, и указывать на Него перстом, и возвещать пророчество: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.

  • 3.

    Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему

    См. Толкование на (Мк 1:2)

  • 7.

    И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его

    Из всех тех, кто предсказывал пришествие Христа, Иоанн был ближайшим к Нему благовестником. Все праведники и пророки древнейших времен желали увидеть свершившимся то, что они, по откровению Духа, считали, должно произойти в будущем. Вот и Сам Господь говорит: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Потому Иоанн, как сказано, был больше, чем пророк. Среди рожденных матерями не было большего, ибо прежним праведникам выпала честь только предсказывать Христа, ему же - и предсказывать Его, пока Он еще отсутствовал, и увидеть Его присутствующего. Именно поэтому ему стало доступно то, к чему прежние пророки только стремились.

    Против сочинений Петилиана.

  • 10.

    И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

    Принимающие крещение Христово в крещении Иоанновом не нуждаются, но принявшие крещение Иоанна нуждались в крещении Христа… Ему же Самому никакого крещения не требовалось, но, дабы возбудить в нас желание принять Его крещение, Он принял крещение от раба.

    Голубь не продается: он дается даром, потому и зовется милостью.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.


    Почему Сын Божий явился в человеке и Дух Святой - в голубе? Потому что первый явил людям пример образцовой жизни, а второй обозначил сам дар, обретаемый живущими ею. И тот и другой стали видимыми ради людей, чтобы глазами телесными они обнаруживали и разумом воспринимали ступени таинств. Ведь обычные слова звучат и проходят, но не проходят слова, в которых выражено божественное и вечное.

    О различных вопросах.

  • 11.

    И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

    Здесь ясно представлена Троица: Отец - голосом, Сын - человеком, Дух - голубем.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.


    В некоторых местах Писания Троица являет Себя через творения как по отдельности, так и поочередно: Отец - в голосе: Ты Сын Мой; Сын - в человеке, рожденном от Девы; Дух Святой - в телесном облике голубя. Все это явлено по отдельности, но Троица ни в коем случае не раздельна. Чтобы лучше представить себе это, вспомним о нашей памяти, разуме и воле. Хотя и перечисляем их здесь по отдельности, тем не менее не можем что-либо делать или что- либо говорить, воспользовавшись из них чем-то одним. Не следует полагать, однако, что этот пример дает точное сравнение с Троицей и что Она складывается из частей. Кто станет спорить о том, что в сравнении нет полного соответствия между частями? И разве можно Творцу приписать сходство с творением?

    Послания.


    Каждый из евангелистов имел в виду слова гласа небесного, однако некоторые из них пересказали смысл сказанного своими словами так, однако, чтобы получившаяся фраза по-прежнему соответствовала выражению: В Тебе Мое благоволение, то есть через Тебя совершается то, что Мне угодно.

    О согласии евангелистов.

  • 18.

    И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним

    С того дня они стали преданными Ему и не отступали… Так построим же и мы сами в сердце нашем дом и устроим его, чтобы Он мог войти и научить нас - дом внутри нас.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.

  • 24.

    оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий

    Нечистые духи знали, что должен прийти Иисус Христос: они слышали об этом от ангелов, слышали от пророков и ожидали Его прихода. Ибо если бы не ждали, то почему закричали: «Что Тебе до нас? Ты пришел погубить нас прежде времени? Знаем, Кто Ты - Святый Божий».

    Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: Что Тебе до нас? Веру имели, любви не имели - потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.


    Вспомните вместе со мной, почему был прославлен Петр, почему он прослыл блаженным. Потому что сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Но ведь не слова он выразил, а состояние сердца; оно и сделало его блаженным. Хотите узнать, что блаженство Петра не в этих словах заключалось? То же говорили и демоны: «Знаем, Кто Ты; Ты - Сын Божий». «Сына Божьего исповедовал Петр, Сына Божьего исповедовали демоны; в чем разница, Господи?» - «Для меня это отличие ясно: Петр говорил в любви, демоны - в страхе…» - «Вот что скажи: разве демоны не верят и не трепещут?» - «Скажу тебе, - говорит, - различаю ясно: вера действует через любовь».

    Проповеди.


    Из этих слов ясно, что демоны знали об этом, но не было в них любви. Они сильно страшились наказания от Него, а Его справедливости не любили. Он же настолько открывался им, насколько хотел; хотел же настолько, насколько было необходимо. Открывался им не как святым ангелам, которые всецело наслаждаются Его, Бога-Слова, причастностью к вечности, а как следовало открыться тем устрашаемым, от тиранической власти которых Он освобождает всех предназначенных для Своего Царства и для Своей славы, вечно истинной и истинно вечной. Значит, открывался демонам не как жизнь вечная и неугасаемый свет, освещающий праведников, у которых, когда видят свет, несущий веру, через эту веру очищаются сердца. Но открывался им посредством преходящих деяний силы Своей: через сокровенные знаки Своего присутствия, которые чувствам ангелов, пусть даже это будут злые духи, доступны более, нежели немощным людям.

    О граде Божием.

  • 40.

    Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить

    То, о чем мы узнали, лучше и надежнее всего запоминается в том порядке, в котором это происходило. Тем не менее мы не в силах установить, что раньше, а что позже придет нам на ум, когда наступит время для пересказа… Весьма вероятно, что каждый евангелист посчитал необходимым пересказать события в том порядке, в каком пожелал того Бог: в согласии с их воспоминаниями о вещах, порядок которых - тот или иной - ничего не убавляет в силе Евангелия или в его истинности. Почему же Дух Святой… управлявший разумом святых при составлении книг столь высокой важности и, без сомнения, помогавший им вспомнить то, о чем они писали, позволил им расположить свое повествование одному так, а другому иначе? Кто с молитвенным усердием станет задаваться подобным вопросом, тот не останется без божественной помощи.

    О согласии евангелистов.

Ничего нет для сопоставления.