- 1.
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его
Корень патриарха Иессея - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос, Который, распространив благоухание веры по всему миру, вышел из девственного лона, как Он Сам говорит: Я - цветок поля и лилия долин (Песн 2:1).
О Святом Духе.
Удивительно пророк описал Его воплощение, говоря: Из ростка ты у меня поднялся, потому что, словно поросль на земле, Он возник во чреве Девы и, как благоухающий цветок, поднялся для искупления всего мира, выйдя из материнского лона в блистании утренней зари, как говорит Исаия: Произойдет отрасль из корня Иессеева, и цветок произрастет от корня его. Корень - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос. Справедливо названа отраслью Та, Которая принадлежит к царскому роду из дома и отечества Давида; Ее цветок - Христос, истребивший зловоние мирских нечистот и распространивший благоухание вечной жизни.
О патриархах.
Написано у Исаии: Произойдет отрасль из корня Иессеева, и отрасль от корня поднимется, и цветок произрастет от отрасли его. Корень, конечно, - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос. Когда Он на земле озаряет наши дела и благоухает в поле души или наполняет весенним дыханием Свою Церковь, мы не можем ни стужи бояться, ни дождя страшиться, но должны ожидать дня суда.
Апология Давида.
- 2.
Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела
Апостольская проповедь утверждается на страхе мудрых, словно столп на золотом основании. Итак, страх праведника, воздвигнутый на золотом основании благоразумия, - седалище для речений Христа и апостольских слов; в речах же святых мужей обнаруживается благой образ, некое отражение истины. Взгляни, ведь и страх их - словно золотое основание. Читай Исаию, смотри, сколько он присоединил к страху, чтобы сделать его безупречным и благим: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух святого страха. Сколько пророк присоединил к страху, чтобы обладать тем, что следует за страхом! Воспитывается премудростью, обучается разумом, направляется советом, поддерживается крепостью, руководится ведением, украшается благочестием. Прими страх Господень. Таким образом получается, что существует еще страх неразумный, глупый, один из тех: Отвне - нападения, внутри - страхи (2 Кор 7:5), которыми был бы огорчаем и Павел, если бы он был лишен Господа-Утешителя.
Толкование Псалмов.
Святой Дух - это река, и река величайшая, которая, согласно евреям, разлилась через Иисуса по всей земле, как мы принимаем пророчество из уст Исаии. Велика эта река, которая течет всегда и никогда не иссякает; но не только река, но и стремительный полноводный поток изобилующего величия, как изрек Давид, что речные потоки веселят град Божий (Пс 45:5). Ибо не водами некой земной реки омывается град Божий, тот Небесный Иерусалим, но Святой Дух, исходящий из источника жизни, небольшим глотком из Которого мы утоляем жажду, оказывается щедрее изливающимся перед славными тронами, престолами, господствами, ангелами и архангелами, бурля струями, полными тех семи духовных сил. Ведь если разливается, затопляя берега, река, то насколько более Дух охватывает всякое творение, когда заливает, словно низменности, нивы нашей души, веселит небесную природу творений не иссякающим изобилием передаваемой им святости! Да не смущает нас то, что в одном месте говорится: река (Ин 7:38), в другом месте: семь духов (Откр 5:6). Ведь при помощи этих семи освящающих духовных сущностей, как изрек Исаия, обозначается полнота сил: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божьего. Следовательно, река одна, но многочисленны течения духовных даров. Итак, река эта исходит из источника жизни.
О Святом Духе.
И как Сын - Ангел великого совета, так и Дух - Дух совета, чтобы ты знал, что один совет у Отца и Сына и Святого Духа, совет не о неких изменчивых вещах, но о заранее известных и определенных.
Послания.
- 3.
и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела
См. Толкование на (Ис 11:2)
- 6.
Ст. 6-7 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому
[С этим] по праву соотносится пророческое речение о святости Церкви: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев и вол будет есть солому. Не удивительно, поскольку и в Церкви воды производят такое воздействие, что разбойники, омытые от своих грехов, уравниваются с невинными.
Шестоднев.
- 7.
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому
См. Толкование на (Ис 11:6)
- 8.
И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи
Слушай, каким образом плоть стала противоядием: Божье Слово стало плотью (Ин 1:14), протянуло руку свою на гнездо змеи, уничтожило яд, упразднило грех, то есть: За грех и осудил грех во плоти (Рим 8:3).
Объяснение двенадцати псалмов.
Дух премудрости и разума.
Дух совета и крепости.
Дух ведения и благочестия.
1) Ассур, под которым нужно, конечно, разуметь месопотамские царства вообще и главным образом Халдейское, завладевшее царством Ассирийским.
2) Египет - Mizraim нижний Египет.
3) Патрос или Верхний Египет.
4) Хус или Куш, т. е. Ефиопия.
5) Елан - область за Тигром.
6) Сеннаар - южная часть Вавилонии, где находился и библейский г. Ур (см. Толк. Библия т. 1).
7) Емаф - к западу от Евфрата (ср. (Ис 10:9).
8) Острова моря - конечно, Средиземного, под которыми у евреев разумелись и прибрежные страны - Финикия и Малая Азия, куда уже ранее евреи были уводимы в плен и продаваемы в рабство. Какой момент имеет здесь в виду пророк - решить трудно. Ввиду того, что искупление будет простираться едва ли не на все страны, в которых рассеяны иудеи, можно полагать, что пророку предносилось здесь полное и совершенное искупление остатка избранного народа, которое должен был совершить ожидавшийся тогда Мессия - искупление от власти диавола и смерти. Это вхождение избранного остатка еврейского народа в Царство Христово должно совершиться в последние времена мира (Рим 11.15,26).12.Поднимет знамя - т. е. даст язычникам повеление возвратить свободу евреям. Четыре конца - точнее с евр.: "четыре крыла", т. е. четыре главные земные точки. - Все возвращенные иудеи также, подобно язычникам, войдут в царство Мессии.13.Ревность - зависть, вражда. Враждующие против Иуды. Для соблюдения параллелизма мыслей еврейскую фразу: "vezorerei jehuda" следовало бы перевести так: и те из иудина царства, которые враждуют (против Евфрата) - исчезнут. Вражда между Иудейским и Израильским царством, выражавшаяся в формальных войнах, может быть объяснена такими обстоятельствами. Колено Иудино было сначала самое многочисленное (Чис 1:27) и играло поэтому самую видную роль в еврейском народе (Чис 2:3-9); (Чис 10:14). В стране Ханаанской оно получило очень большой удел. Ефремово колено со своей стороны гордилось тем, что из него происходил преемник Моисея, Иисус Навин. Кроме того, в Силоме, городе колена Ефремова, в течение некоторого времени стоял Ковчег Завета (Нав 18:1); (1Цар 4:3). Ефремляне притом отличились некоторыми подвигами. Давнее соперничество между обоими коленами разрешилось по смерти Соломона открытым разрывом.14.Полетят (евреи) - как хищные птицы, как орлы. На плеча Филистимлян. Здесь пророк мог иметь в виду рельеф земли Филистимской, похожий на плечи. Филистимляне во времена Исаии были в очень враждебных отношениях к Израилю (Ис 9:11). Ограбят детей востока - т. е. жителей восточных областей Палестины, которые сами постоянно грабили израильские селения (ср. Суд 6.3). Здесь, несомненно, пророк отступает от картины будущего мирного Мессианского царства и изображает ближайшие победы иудеев над своими давними врагами. Видеть же здесь параллель главе 60-й Исаии, где изображается добровольное подчинение язычников иудеям, (проф. Якимов в толков. 14-го ст.) - было бы большой натяжкой.15-16.- Царство свое Господь устроит чудесным способом и, в частности, для возвращения иудеев в родную страну Он снова иссушит Чермное море и реку Евфрат. Залив моря Египетского - западный залив Чермного моря, называвшийся Героопольским или Иеропольским, Река - Евфрат (см. (Ис 7:20). Семь ручьев. Евфрат разобьется на множество отдельных ручьев.16.Ассур - здесь берется как имя нарицательное для обозначения страны плена вообще. Против подлинности 11-й главы, и главным образом первых ее девяти стихов, ставятся возражения в том же роде, как и против подлинности (Ис 9:1-6)
Говорят:
1) историческая ситуация этой главы не походит на обстоятельства времени, когда жил Исаия: пленники - израильтяне и иудеи представляются рассеянными по всем четырем углам света (Stade, Kuenen, Duhm, Ccheyne, Marti и др.). Но на это защитники подлинности 11-й главы (Fvanz, Delitzsch, Dillmann и др.) возражают, что горизонт политический здесь является как горизонт ассирийской эпохи (ср. ст. 11. 16). Евреи же, как показано в изъяснении 11-го ст., уже раньше отвозились в плен в разные страны.
2) 10-й стих комбинирует Исаиину идею о Мессии национальной, израильской, с более широким религиозным идеалом, принадлежащим позднейшей эпохе, когда Мессия стал изображаться как ожидаемый народами (этот аргумент предполагает неподлинность и гл. 2-й, 2-5 ст.). Но на это возражение можно сказать, что эти универсальные черты Мессианского царства находятся также у раннейших и современных Исаии пророков: Амоса, Осии и Михея и нужно, исключая 11-ю главу из Исаии, исключить соответственные места и у других, сейчас названных, пророков.
3) "как совместить понятие о Мессии как о праведном Судии с показанием ст. 9-го, утверждающего, что никто не будет причинять друг другу зла на святой горе?" (Duhm). На это можно сказать, что полный мир явится результатом деятельности Мессии как Судии и что, следовательно, вторая будет предшествовать первому. Прибавить нужно, что в этом пророчестве о Мессии есть характерное выражение Исаии - остаток (schear). Ср. еще (Ис 11:12) и (Ис 5:26); (Ис 11:16) и (Ис 19:23); (Ис 11:15) и (Ис 19:16) По строфам 11-ю главу можно разделить так:
1-я строфа - 1-5 ст. (3, 2, 2);
2-я строфа - 6-9 ст. (3, 2, 2). Затем опять (10-й стих - переход)
1-я строфа - 11-13 ст. (2, 2, 2);
2-я строфа-14-16 ст. (2, 2, 2). 1-10 стихи этой главы читаются как паремия на праздник Рождества Христова, Господь Иисус Христос, происшедший по плоти от Давида, был в то же время, очевидно, и потомком или отпрыском из рода Иессеева, о котором идет речь в начале главы.



