Глава 20

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-6 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы

    Но, возможно, кто-нибудь скажет: «Разве не позорно было мужу ходить перед народом совершенно нагим, несмотря на то, что ему могли повстречаться и мужчины и женщины? Неужели сам вид не оскорблял глаз всех и, особенно, женщин? Разве мы сами не избегаем, как правило, смотреть на обнаженных? По этой причине люди и покрывают одеждой свой срам, чтобы не оскорблять безобразным зрелищем взгляд и взор смотрящих на них очей. Пусть так, но посмотри, в чем смысл этого действа и чем может быть оправдан такой вид. Тем, что обнаженными подобным образом пойдут в плен дети иудеев и девы. Как раб, - говорит Бог, - Мой Исаия ходил нагой и босой. Хотя он мог это выразить и словами, но предпочел воспользоваться неприятным примером, поскольку сам вид поражал более, чем слово, и люди стали опасаться для самих себя того, что в теле пророка заставляло их отворачиваться. Итак, что же более пугает позором: тело ли пророка или грех вероломных?

    Пусть всем будет ясно, что не на себя и не на то, что находится под ногами взирают пророки, но на небесное. Стефан, когда его побивали камнями, видел небеса отверстыми и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян 7:55); поэтому он не чувствовал удары камней, не замечал ран на теле, но, устремив взгляд на Христа, крепко держался за Него. Поэтому и Исаия не замечал своей наготы, но стал орудием Божьего гласа, дабы возвещать то, что в нем говорил Бог.

    Страх Божий и стыд человеческий Право, я скорблю, что столь велико почтение ко лжи и пренебрежение к истине, что очень многие стыдятся казаться приверженцами священной религии, не обращая внимание на голос Господа, говорящего: Кто постыдится Меня пред людьми, того постыжусь и Я пред Отцем Моим Небесным. Но не постыдился Моисей, который, хотя и был принят в царский дом, поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр 11:26). Не постыдился и Давид, который плясал перед ковчегом завета в присутствии всего народа. Не постыдился и Исаия, который нагим и босым ходил среди народов, возглашая небесные пророчества…

    Но то, что оказывается позорным с телесной точки зрения, достойно почитания с точки зрения священной религии, дабы те, которые всё это порицают, сами увлекли свои души в силки порицания. Вот и Мелхола порицает пляшущего Давида и говорит ему: Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих? И сказал Давид Мелхоле: Пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля, (2 Цар 6:20-21).

    Послания.

  • 2.

    в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой

    См. Толкование на (Ис 20:1)

  • 3.

    И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии

    См. Толкование на (Ис 20:1)

  • 4.

    так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту

    См. Толкование на (Ис 20:1)

  • 5.

    Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились

    См. Толкование на (Ис 20:1)

  • 6.

    И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы?

    См. Толкование на (Ис 20:1)

1-2.- В год взятия ассирийцами филистимского города Азота - вероятно, за некоторое время до падения этого города - Исаия получил от Господа повеление снять свою верхнюю одежду и сандалии, что пророк и исполнил.

1.Тартан - слово ассирийское (tartanu), означающее главнокомандующего армией и занимавшего первое место после царя. От Саргона. В 1847 г. открыты надписи царя Саргона Ассирийского (по-ассир. Саррукина), предшественника Сеннахирима. Он взял Самарию (722 г.), которую осаждал его предшественник Салмонассар IV, а в 711 г. военачальник Саргона взял филистимский город Азот, царь которого Азурри отказался платить дань ассирийскому царю и, кроме того, вошел в дружбу с фараоном. Саргон, как видно из его надписей, подозревал, что и Иудея была причастна к замыслам филистимлян.

2.Теперь-то и необходимо было предупредить царя иудейского Езекию м. б. об опасности, какую представлял в то время для Иудеи проектируемый Езекией союз с Египтом. Исаия, по откровению, знал, что ассирийский царь не удовлетворится взятием Азота, а постарается смирить и Египет, который, как известно было ассирийскому царю, смущал палестинские государства, платившие дань ассирийскому царю. Поэтому пророк, по указанию Божию, совершает символическое действие, которым показывает, что египтяне будут покорены ассирийцами и что на союз с Египтом, следовательно, полагаться нечего. Вретище см. (Ис 3:23) Здесь это слово, кажется, обозначает обычное пророческое одеяние - грубый волосяной плащ, вроде того, который носил пророк Илия (4Цар 1:8). Нагой, т. е. без верхней одежды, в одном хитоне (ср. (2Цар 6:14,20) и (Ин 21:7); (Мк 14:52).

3-4.- По истечении трех лет со времени получения этого повеления Исаии повелело было объяснить народу иудейскому смысл этого символического действия. Оно означало, что также босыми и нагими погонят ассирияне пленников из Египта и Ефиопии - из того государства, на которое тогда возлагали иудеи особые надежды. Это поражение Египта произведет сильное впечатление на все палестинские народы. Три года - число символическое, означающее полноту времени. Так долго продолжал пророк свое символическое действие для того, чтобы более привлечь к себе внимание своих сограждан, возбудить в них интерес к самому знамению. Смысл этого хождения пророк не открывал в течение целых трех лет, а потом объяснил его. Так поведет... Это исполнилось при царе ассирийском Асар-Гаддоне (681-668 гг.), который называл себя "царем царей Египта" и который победил Тиргаку, царя Ефиопии и Египта, отведя многих из его подданных в плен. Поразил Египет также и сын его, Асур-Банипал (668-626 гг.), взявший г. Но, или Фивы, где заперся преемник Тиргаки, Руд-Аммон, и опять многих пленных египтян отвел в Ассирию.

5-6.- Очевидно, победы фараона Тиргаки многих из царей Палестины побудили мечтать о союзе с Египтом, но поражения, какие потерпят фараоны от ассирийцев, заставят все эти государства изменить свое мнение о Египте.