Глава 29

  • Закрыть сопоставления
  • 8.

    И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона

    Скажем прежде о том [Иосифе], кто казался себе счастливым, когда был распорядителем пира, и считал вершиной всякой власти то, что подавал кубок царю. Это - его слава, это - великолепие в веке сем; лишившись этого, он скорбел, будучи возвращен на прежнее место, радовался. Но это - сон, и всякая власть века сего - сон, а не истина. Даже во сне он видел, что ему возвращено его первенство. И Исаия говорит, что таковы люди, наслаждающиеся в этом веке своей удачей. Как тот, кто во сне ест и пьет, и ему, пока он спит, кажется, что он насыщается пищей и питием; когда же он просыпается, начинает алкать сильнее: понимает тогда, сколь призрачны были те приснившиеся пища и питие. Так и тот, кто спит в этом веке и не открывает глаз, чтобы взглянуть на божественные таинства, пока отягчен телесным сном, думает, что эта мирская власть много значит, но он словно видит ее во сне. Когда проснется, обнаруживает, сколь призрачно наслаждение века сего.

    Об Иосифе.

  • 13.

    И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих

    До сих пор описывается и восхваляется в Писании образ справедливости: Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (Пс 36:31). В сердце праведного - закон Бога. Какой закон? Не писаный, но естественный: ведь закон положен не для праведника, но для грешника. В сердце праведника пребывает закон не формально, как в устах иудеев. Ибо сердцем верят к праведности. Кто верит, тот и говорит, а вера того, кто говорит о ней, не постоянна. Не веровал народ, о котором сказано: Народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня.

    Объяснение двенадцати псалмов.

1.Горе Ариилу,
Ариилу, городу, в котором жил Давид!
приложите год к году;
пусть заколают жертвы.

2.Но Я стесню Ариил,
и будет плач и сетование;
и он останется у Меня, как Ариил.

3.Я расположусь станом вокруг тебя
и стесню тебя стражею наблюдательною,
и воздвигну против тебя укрепления.

4.И будешь унижен,
с земли будешь говорить,
и глуха будет речь твоя из-под праха,
и голос твой будет, как голос чревовещателя,
и из-под праха шептать будет речь твоя.

5.Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль,
и полчище лютых, как разлетающаяся плева;
и это совершится внезапно, в одно мгновение.

6.Господь Саваоф посетит тебя
громом и землетрясением, и сильным гласом,
бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня.

7.И как сон, как ночное сновидение,
будет множество всех народов, воюющих против Ариила,
и всех выступивших против него и укреплений его
и стеснивших его.

8.И как голодному снится, будто он ест,
но пробуждается, и душа его тоща;
и как жаждущему снится, будто он пьет,
но пробуждается,
и вот он томится,
и душа его жаждет:
то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона.

9.Изумляйтесь и дивитесь:
они ослепили других, и сами ослепли;
они пьяны, но не от вина, —
шатаются, но не от сикеры;

10.ибо навел на вас Господь дух усыпления
и сомкнул глаза ваши, пророки,
и закрыл ваши головы, прозорливцы.

11.И всякое пророчество
для вас то же, что слова в запечатанной книге,
которую подают умеющему читать книгу
и говорят: «прочитай ее»;
и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана».

12.И передают книгу тому, кто читать не умеет,
и говорят: «прочитай ее»;
и тот отвечает: «я не умею читать».

13.И сказал Господь:
так как этот народ приближается ко Мне устами своими,
и языком своим чтит Меня,
сердце же его далеко отстоит от Меня,
и благоговение их предо Мною
есть изучение заповедей человеческих;

14.то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом,
чудно и дивно,
так что мудрость мудрецов его погибнет,
и разума у разумных его не станет.

15.Горе тем, которые думают скрыться в глубину,
чтобы замысл свой утаить от Господа,
которые делают дела свои во мраке
и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»

16.Какое безрассудство!
Разве можно считать горшечника, как глину?
Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?
и скажет ли произведение о художнике своем:
«он не разумеет»?

17.Еще немного, очень немного,
и Ливан не превратится ли в сад,
а сад не будут ли почитать, как лес?

18.И в тот день глухие услышат слова книги,
и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

19.И страждущие более и более будут радоваться о Господе,
и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,

20.потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет,
и будут истреблены все поборники неправды,

21.которые запутывают человека в словах,
и требующему суда у ворот расставляют сети,
и отталкивают правого.

22.Посему так говорит о доме Иакова Господь,
Который искупил Авраама:
тогда Иаков не будет в стыде,
и лице его более не побледнеет.

23.Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих,
то они свято будут чтить имя Мое
и свято чтить Святаго Иаковлева,
и благоговеть пред Богом Израилевым.

24.Тогда блуждающие духом познают мудрость,
и непокорные научатся послушанию.