Глава 29

  • 8.

    И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона

    Скажем прежде о том [Иосифе], кто казался себе счастливым, когда был распорядителем пира, и считал вершиной всякой власти то, что подавал кубок царю. Это - его слава, это - великолепие в веке сем; лишившись этого, он скорбел, будучи возвращен на прежнее место, радовался. Но это - сон, и всякая власть века сего - сон, а не истина. Даже во сне он видел, что ему возвращено его первенство. И Исаия говорит, что таковы люди, наслаждающиеся в этом веке своей удачей. Как тот, кто во сне ест и пьет, и ему, пока он спит, кажется, что он насыщается пищей и питием; когда же он просыпается, начинает алкать сильнее: понимает тогда, сколь призрачны были те приснившиеся пища и питие. Так и тот, кто спит в этом веке и не открывает глаз, чтобы взглянуть на божественные таинства, пока отягчен телесным сном, думает, что эта мирская власть много значит, но он словно видит ее во сне. Когда проснется, обнаруживает, сколь призрачно наслаждение века сего.

    Об Иосифе.

  • 13.

    И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих

    До сих пор описывается и восхваляется в Писании образ справедливости: Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (Пс 36:31). В сердце праведного - закон Бога. Какой закон? Не писаный, но естественный: ведь закон положен не для праведника, но для грешника. В сердце праведника пребывает закон не формально, как в устах иудеев. Ибо сердцем верят к праведности. Кто верит, тот и говорит, а вера того, кто говорит о ней, не постоянна. Не веровал народ, о котором сказано: Народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня.

    Объяснение двенадцати псалмов.