- 1.
Ст. 1-2 Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить
Если Он запрещает судить, то на каком основании (qua consequentia) апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших [запрещений] Он показал, что именно Он запретил, говоря: «Ибо как вы будете судить, так будут судить и о вас». Итак, судить Он не запретил, но научил.
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 2.
ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить
См. Толкование на (Мф 7:1)
- 3.
Ст. 3-5 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего
Здесь говорится о тех людях, которые, хотя сами являются повинными в смертном грехе, но братьям не спускают меньших грехов, [как бы] процеживая [В (Мф 23:24): оцеживающие] комара и поглощая верблюда (Мф 23:24). Итак, по справедливости и они за свою притворную праведность, - как и выше мы сказали, - называются лицемерами, которые сквозь бревно глаза своего усматривают сучок в глазе брата своего.
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 4.
Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно
См. Толкование на (Мф 7:3)
- 5.
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего
См. Толкование на (Мф 7:3)
- 6.
Не давайте святыни псам
Святыня - это хлеб сынов. Итак, мы не должны бросать хлеб детей и отдавать его псам.
и не бросайте бисера своего пред свиньями, чтобы они как-нибудь не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас
Свинья не замечает драгоценного украшения, которое валяется в тинистой грязи, и, согласно изречению Притчей Соломона: «Если она будет иметь золотое кольцо, то оно покажется еще более мерзким» (Притч 11:22). Некоторые под собаками считают возможным понимать тех, которые, уверовав во Христа, возвращаются к грязи своих грехов, а под свиньями - тех, которые еще не уверовали в Евангелие и еще вращаются в нечистоте неверия и пороках. Поэтому неприлично людям подобного рода быстро вверять бисер евангельский, чтобы они не попрали его и, возвратившись, не начали разрушать.
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 7.
Ст. 7-10 Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте, и открыто будет вам. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и стучащему отворят. Или какой человек есть между вами, который, - когда сын его попросит у него хлеба, протянет ему камень? Или если попросит рыбы, разве он подаст ему змею
Тот, Который выше запретил требовать плотского, [теперь] показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будет толкать в дверь Христову, о которой сказано: Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс 117:20), чтобы когда мы войдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание (Кол 2:3).
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 8.
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
См. Толкование на (Мф 7:7)
- 9.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень
См. Толкование на (Мф 7:7)
- 10.
и когда попросит рыбы, подал бы ему змею
См. Толкование на (Мф 7:7)
- 11.
Ст. 11-12 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки
Нужно заметить, что Он назвал апостолов злыми, если только в лице апостолов не осуждается весь род человеческий, сердце которого с детства по сравнению с Божественным милосердием расположено ко злу. Читай книгу Бытия (Быт 8:21). И не удивительно, если людей этого века Он называет злыми, когда и апостол Павел напоминает [о том же говоря:] Оценивая [по достоинству] время, потому что дни лукавы [mali sunt] (Еф 5:16).
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 12.
Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки
См. Толкование на (Мф 7:11)
- 13.
Ст. 13-14 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их
Широкий путь - это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный - это тот, который открывается трудами и постом и на который вступил апостол (2 Кор 6:6) и убеждает вступить Тимофея (1 Тим 5). Вместе с тем обрати внимание на то, как отчетливо сказал Он о том и другом пути. Широким путем многие ходят, а узкий немногие только находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все, и те, которые найдут его, вступают на него не непосредственно. Если же многие, найдя путь истины, уловляются удовольствиями века сего, то снова возвращаются с середины пути.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 14.
потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их
См. Толкование на (Мф 7:13)
- 15.
Ст. 15-17 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые
Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое. Но особенно это должно понимать в отношении еретиков, которые по воздержанию, целомудрию и постничеству кажутся одетыми как бы в некую одежду благочестия, а внутри имеют душу, как бы зараженную ядом, и обманывают сердца более простых братьев. Итак, по плодам души [своей], которыми они развращают невинность, они приравниваются к хищным волкам.
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 16.
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
См. Толкование на (Мф 7:15)
- 17.
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые
См. Толкование на (Мф 7:15)
- 18.
Ст. 18-20 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам узнаете их
Спросим у еретиков, которые утверждают, что есть две противоположные природы: если согласно с их пониманием, хорошее дерево никогда не может приносить плодов дурных, то каким образом Моисей, - доброе дерево, - согрешил у воды противоречия (Втор 32:51) и Давид, убив Урию, впал в прелюбодеяние с [женою его] Вирсавией (Bethsabee)? (Мф 26:72). Или каким образом (qua consequentia) Иофор (lethro) тесть Моисея, - дерево злое, - который, конечно, не веровал в Бога Израилева, дал Моисею добрый совет (Исх 18:15) или Ахиор сказал Олоферну нечто полезное (Иудифь 5:5) и Комик сказал (и слова его как нечто хорошо сказанное подтвердил апостол Павел): Нравы добрые были испорчены нечестивыми измышлениями в разговорах (1 Кор 5). А когда еретики не найдут ответа, то мы напомним им, что и Иуда, - некогда доброе древо, - принес плоды злые после того, как продал [или: предал] Спасителя, и Савл, - древо злое в то время, когда преследовал Церковь Христову, принес после того плоды добрые, когда из гонителя обратился в сосуд избранный. Итак, дерево доброе до тех пор не творит плодов злых, пока непрестанно пребывает в упражнении в добродетелях; а злое дерево до тех пор остается в плодах греховных, пока не обратится к покаянию. В самом деле, никто, ведь, пребывающий в том состоянии, в котором был, не делается (incipit esse) тем, чем не начинал еще быть.
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 19.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь
См. Толкование на (Мф 7:18)
- 20.
Итак по плодам их узнаете их
См. Толкование на (Мф 7:18)
- 21.
Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного
Как выше Он сказал, что имеющие внешний покров доброй жизни не должны быть принимаемы по непригодности их учения, так и теперь, наоборот, утверждает, что и тем, которые, хотя и сильны чистотой веры, но живут бесчестно и чистоту учения нарушают злыми делами, вера их не приносит пользы; ибо рабам Божиим необходимо и то, и другое, чтобы дело подтверждалось словом, а слово выражалось в делах. Этой мысли может показаться противоречащим [известное слово апостола]: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Но Священному Писанию свойственно слова принимать в значении действий, так что непосредственно в следующих словах подтверждается то, что Он отвергает хвастающихся познанием Господа без добрых дел, и они слышат от Спасителя: Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды (Лк 13:27). В этом смысле и апостол говорит: Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются [от Него] (Тит 1:16).
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 22.
Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили»
Пророчествовать, проявлять силы [чудотворений] и изгонять бесов не есть заслуга того, кто действует; он производит это или через призывание имени Христова, или же это подается ради осуждения тех, которые призывают, и ради пользы тех, которые видят и слушают; так что, хотя люди и презирают творящих чудеса, однако они должны чтить Бога, вследствие призывания имени Которого совершаются столь многие чудеса; потому что и Саул (Ин 11:49) пророчествовали, не зная, что они говорят; и Фараон (Быт 41:17), и Навуходоносор (Дан 2:1) в сновидениях предузнают будущее, и сыновья Скевы, - по свидетельству книги Деяний апостолов, - наглядно, изгоняют демонов (Деян 19:14). Ведь и об апостоле Иуде повествуется, что, имея душу предателя, он среди прочих апостолов совершил многие знамения.
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 23.
Ст. 23-24 И тогда Я выскажу им, что никогда не знал вас
Многознаменательно сказал Он выскажу (confitebor), потому что много времени прежде Он притворно говорил: Не знаю вас. Не хочет знать Господь тех, которые погибают. Обрати также внимание на то, почему Он прибавил: Никогда не знал вас, если, по мнению некоторых, люди, всегда обращались между разумными тварями.
отойдите от Меня, делающие беззаконие (iniquitatem). Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне
Он не сказал: делавшие неправду, чтобы не показалось, что Он отметает покаяние, но делающие неправду, т. е. вы, которые до настоящего времени, когда уже наступил час суда, имеете еще склонность [ко греху] (affectum), хотя уже не имеете способности грешить (facultatem peccandi).
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 24.
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне
См. Толкование на (Мф 7:23)
- 25.
Ст. 25-28 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал
Этот дождь, стремящийся низвергнуть дом, есть дьявол. Реки - это все антихристы, которые мудрствуют против Христа. Ветры воздушные [или: духовные] - это непотребства, совершаемые [духами] в поднебесной (Еф 6:12).
потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному
На этом камне Господь основал Церковь (Мф 16); от этого камня апостол Петр получил имя. На камне этого рода не найдется следов змея (Прит 30:19). Относительно его и пророк говорит с убеждением: Поставил на камне ноги мои (Пс 39:3). И в другом месте: Камень - место убежища для зайцев, или: ежей (Пс 103:18). В расщелины скалы устремляется всякое робкое животное: такой защитой пользуется и животное, имеющее жесткую кожу и вооруженное со всех сторон колючками. Поэтому и Моисею, бежавшему из Египта и бывшему робким (lepusculus) перед Господом, говорится в то время: Стань в расщелине каменной: и увидишь отражение тени Моей (Исх 33:21).
который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его
Основание, которое положил созидатель апостол (1 Кор 3:11) есть един [или: едино] Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться.
Толкование на Евангелие от Матфея.
- 26.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке
См. Толкование на (Мф 7:25)
- 27.
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое
См. Толкование на (Мф 7:25)
- 28.
И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его
См. Толкование на (Мф 7:25)
- 29.
ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи
Действительно, они учили народы тому, что было написано у Моисея и пророков. А Иисус - как Бог и Господь самого Моисея, вполне свободно (pro libertate voluntatis suae) или присоединял к закону то, что казалось незначительным, или проповедовал народу, изменяя учение, как выше мы читаем: Сказано для древних; Я же говорю вам.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Иероним Стридонтский > От Матфея святое благовествование > Глава 7
Глава 7
Ничего нет для сопоставления.