< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 7

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-2 Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить

    Если Он запрещает судить, то на каком основании (qua consequentia) апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших [запрещений] Он показал, что именно Он запретил, говоря: «Ибо как вы будете судить, так будут судить и о вас». Итак, судить Он не запретил, но научил.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 2.

    ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить

    См. Толкование на (Мф 7:1)

  • 3.

    Ст. 3-5 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

    Здесь говорится о тех людях, которые, хотя сами являются повинными в смертном грехе, но братьям не спускают меньших грехов, [как бы] процеживая [В (Мф 23:24): оцеживающие] комара и поглощая верблюда (Мф 23:24). Итак, по справедливости и они за свою притворную праведность, - как и выше мы сказали, - называются лицемерами, которые сквозь бревно глаза своего усматривают сучок в глазе брата своего.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 4.

    Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно

    См. Толкование на (Мф 7:3)

  • 5.

    Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

    См. Толкование на (Мф 7:3)

  • 6.

    Не давайте святыни псам

    Святыня - это хлеб сынов. Итак, мы не должны бросать хлеб детей и отдавать его псам.

    и не бросайте бисера своего пред свиньями, чтобы они как-нибудь не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас

    Свинья не замечает драгоценного украшения, которое валяется в тинистой грязи, и, согласно изречению Притчей Соломона: «Если она будет иметь золотое кольцо, то оно покажется еще более мерзким» (Притч 11:22). Некоторые под собаками считают возможным понимать тех, которые, уверовав во Христа, возвращаются к грязи своих грехов, а под свиньями - тех, которые еще не уверовали в Евангелие и еще вращаются в нечистоте неверия и пороках. Поэтому неприлично людям подобного рода быстро вверять бисер евангельский, чтобы они не попрали его и, возвратившись, не начали разрушать.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 7.

    Ст. 7-10 Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте, и открыто будет вам. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и стучащему отворят. Или какой человек есть между вами, который, - когда сын его попросит у него хлеба, протянет ему камень? Или если попросит рыбы, разве он подаст ему змею

    Тот, Который выше запретил требовать плотского, [теперь] показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будет толкать в дверь Христову, о которой сказано: Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс 117:20), чтобы когда мы войдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание (Кол 2:3).

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят

    См. Толкование на (Мф 7:7)

  • 9.

    Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень

    См. Толкование на (Мф 7:7)

  • 10.

    и когда попросит рыбы, подал бы ему змею

    См. Толкование на (Мф 7:7)

  • 11.

    Ст. 11-12 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки

    Нужно заметить, что Он назвал апостолов злыми, если только в лице апостолов не осуждается весь род человеческий, сердце которого с детства по сравнению с Божественным милосердием расположено ко злу. Читай книгу Бытия (Быт 8:21). И не удивительно, если людей этого века Он называет злыми, когда и апостол Павел напоминает [о том же говоря:] Оценивая [по достоинству] время, потому что дни лукавы [mali sunt] (Еф 5:16).

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 12.

    Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки

    См. Толкование на (Мф 7:11)

  • 13.

    Ст. 13-14 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

    Широкий путь - это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный - это тот, который открывается трудами и постом и на который вступил апостол (2 Кор 6:6) и убеждает вступить Тимофея (1 Тим 5). Вместе с тем обрати внимание на то, как отчетливо сказал Он о том и другом пути. Широким путем многие ходят, а узкий немногие только находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все, и те, которые найдут его, вступают на него не непосредственно. Если же многие, найдя путь истины, уловляются удовольствиями века сего, то снова возвращаются с середины пути.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 14.

    потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

    См. Толкование на (Мф 7:13)

  • 15.

    Ст. 15-17 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

    Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое. Но особенно это должно понимать в отношении еретиков, которые по воздержанию, целомудрию и постничеству кажутся одетыми как бы в некую одежду благочестия, а внутри имеют душу, как бы зараженную ядом, и обманывают сердца более простых братьев. Итак, по плодам души [своей], которыми они развращают невинность, они приравниваются к хищным волкам.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 16.

    По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы

    См. Толкование на (Мф 7:15)

  • 17.

    Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

    См. Толкование на (Мф 7:15)

  • 18.

    Ст. 18-20 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам узнаете их

    Спросим у еретиков, которые утверждают, что есть две противоположные природы: если согласно с их пониманием, хорошее дерево никогда не может приносить плодов дурных, то каким образом Моисей, - доброе дерево, - согрешил у воды противоречия (Втор 32:51) и Давид, убив Урию, впал в прелюбодеяние с [женою его] Вирсавией (Bethsabee)? (Мф 26:72). Или каким образом (qua consequentia) Иофор (lethro) тесть Моисея, - дерево злое, - который, конечно, не веровал в Бога Израилева, дал Моисею добрый совет (Исх 18:15) или Ахиор сказал Олоферну нечто полезное (Иудифь 5:5) и Комик сказал (и слова его как нечто хорошо сказанное подтвердил апостол Павел): Нравы добрые были испорчены нечестивыми измышлениями в разговорах (1 Кор 5). А когда еретики не найдут ответа, то мы напомним им, что и Иуда, - некогда доброе древо, - принес плоды злые после того, как продал [или: предал] Спасителя, и Савл, - древо злое в то время, когда преследовал Церковь Христову, принес после того плоды добрые, когда из гонителя обратился в сосуд избранный. Итак, дерево доброе до тех пор не творит плодов злых, пока непрестанно пребывает в упражнении в добродетелях; а злое дерево до тех пор остается в плодах греховных, пока не обратится к покаянию. В самом деле, никто, ведь, пребывающий в том состоянии, в котором был, не делается (incipit esse) тем, чем не начинал еще быть.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 19.

    Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь

    См. Толкование на (Мф 7:18)

  • 20.

    Итак по плодам их узнаете их

    См. Толкование на (Мф 7:18)

  • 21.

    Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного

    Как выше Он сказал, что имеющие внешний покров доброй жизни не должны быть принимаемы по непригодности их учения, так и теперь, наоборот, утверждает, что и тем, которые, хотя и сильны чистотой веры, но живут бесчестно и чистоту учения нарушают злыми делами, вера их не приносит пользы; ибо рабам Божиим необходимо и то, и другое, чтобы дело подтверждалось словом, а слово выражалось в делах. Этой мысли может показаться противоречащим [известное слово апостола]: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Но Священному Писанию свойственно слова принимать в значении действий, так что непосредственно в следующих словах подтверждается то, что Он отвергает хвастающихся познанием Господа без добрых дел, и они слышат от Спасителя: Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды (Лк 13:27). В этом смысле и апостол говорит: Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются [от Него] (Тит 1:16).

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 22.

    Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили»

    Пророчествовать, проявлять силы [чудотворений] и изгонять бесов не есть заслуга того, кто действует; он производит это или через призывание имени Христова, или же это подается ради осуждения тех, которые призывают, и ради пользы тех, которые видят и слушают; так что, хотя люди и презирают творящих чудеса, однако они должны чтить Бога, вследствие призывания имени Которого совершаются столь многие чудеса; потому что и Саул (Ин 11:49) пророчествовали, не зная, что они говорят; и Фараон (Быт 41:17), и Навуходоносор (Дан 2:1) в сновидениях предузнают будущее, и сыновья Скевы, - по свидетельству книги Деяний апостолов, - наглядно, изгоняют демонов (Деян 19:14). Ведь и об апостоле Иуде повествуется, что, имея душу предателя, он среди прочих апостолов совершил многие знамения.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 23.

    Ст. 23-24 И тогда Я выскажу им, что никогда не знал вас

    Многознаменательно сказал Он выскажу (confitebor), потому что много времени прежде Он притворно говорил: Не знаю вас. Не хочет знать Господь тех, которые погибают. Обрати также внимание на то, почему Он прибавил: Никогда не знал вас, если, по мнению некоторых, люди, всегда обращались между разумными тварями.

    отойдите от Меня, делающие беззаконие (iniquitatem). Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне

    Он не сказал: делавшие неправду, чтобы не показалось, что Он отметает покаяние, но делающие неправду, т. е. вы, которые до настоящего времени, когда уже наступил час суда, имеете еще склонность [ко греху] (affectum), хотя уже не имеете способности грешить (facultatem peccandi).

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 24.

    Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне

    См. Толкование на (Мф 7:23)

  • 25.

    Ст. 25-28 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал

    Этот дождь, стремящийся низвергнуть дом, есть дьявол. Реки - это все антихристы, которые мудрствуют против Христа. Ветры воздушные [или: духовные] - это непотребства, совершаемые [духами] в поднебесной (Еф 6:12).

    потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному

    На этом камне Господь основал Церковь (Мф 16); от этого камня апостол Петр получил имя. На камне этого рода не найдется следов змея (Прит 30:19). Относительно его и пророк говорит с убеждением: Поставил на камне ноги мои (Пс 39:3). И в другом месте: Камень - место убежища для зайцев, или: ежей (Пс 103:18). В расщелины скалы устремляется всякое робкое животное: такой защитой пользуется и животное, имеющее жесткую кожу и вооруженное со всех сторон колючками. Поэтому и Моисею, бежавшему из Египта и бывшему робким (lepusculus) перед Господом, говорится в то время: Стань в расщелине каменной: и увидишь отражение тени Моей (Исх 33:21).

    который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его

    Основание, которое положил созидатель апостол (1 Кор 3:11) есть един [или: едино] Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 26.

    А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке

    См. Толкование на (Мф 7:25)

  • 27.

    и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

    См. Толкование на (Мф 7:25)

  • 28.

    И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его

    См. Толкование на (Мф 7:25)

  • 29.

    ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи

    Действительно, они учили народы тому, что было написано у Моисея и пророков. А Иисус - как Бог и Господь самого Моисея, вполне свободно (pro libertate voluntatis suae) или присоединял к закону то, что казалось незначительным, или проповедовал народу, изменяя учение, как выше мы читаем: Сказано для древних; Я же говорю вам.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

1.Не судите, да не судимы будете,

2.ибо каким судом судите, таким будете судимы;
и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3.И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего,
а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4.Или как скажешь брату твоему:
«дай, я выну сучок из глаза твоего»,
а вот, в твоем глазе бревно?

5.Лицемер!
вынь прежде бревно из твоего глаза
и тогда увидишь,
как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6.Не давайте святыни псам
и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями,
чтобы они не попрали его ногами своими
и, обратившись, не растерзали вас.

7.Просите, и дано будет вам;
ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам;

8.ибо всякий просящий получает,
и ищущий находит,
и стучащему отворят.

9.Есть ли между вами такой человек,
который, когда сын его попросит у него хлеба,
подал бы ему камень?

10.и когда попросит рыбы,
подал бы ему змею?

11.Итак если вы, будучи злы,
умеете даяния благие давать детям вашим,
тем более Отец ваш Небесный
даст блага просящим у Него.

12.Итак во всем,
как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними,
ибо в этом закон и пророки.

13.Входите тесными вратами,
потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель,
и многие идут ими;

14.потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь,
и немногие находят их.

15.Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам в овечьей одежде,
а внутри суть волки хищные.

16.По плодам их узнаете их.
Собирают ли с терновника виноград,
или с репейника смоквы?

17.Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые,
а худое дерево приносит и плоды худые.

18.Не может дерево доброе приносить плоды худые,
ни дерево худое приносить плоды добрые.

19.Всякое дерево, не приносящее плода доброго,
срубают и бросают в огонь.

20.Итак по плодам их узнаете их.

21.Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,
войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22.Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи!
не от Твоего ли имени мы пророчествовали?
и не Твоим ли именем бесов изгоняли?
и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23.И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас;
отойдите от Меня, делающие беззаконие.

24.Итак всякого,
кто слушает слова Мои сии и исполняет их,
уподоблю мужу благоразумному,
который построил дом свой на камне;

25.и пошел дождь,
и разлились реки,
и подули ветры,
и устремились на дом тот,
и он не упал,
потому что основан был на камне.

26.А всякий,
кто слушает сии слова Мои и не исполняет их,
уподобится человеку безрассудному,
который построил дом свой на песке;

27.и пошел дождь,
и разлились реки,
и подули ветры,
и налегли на дом тот;
и он упал,
и было падение его великое.

28.И когда Иисус окончил слова сии,
народ дивился учению Его,

29.ибо Он учил их, как власть имеющий,
а не как книжники и фарисеи.