< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-2 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему

    Иоанн вопрошает не как незнающий, ибо он сам показал [Его] незнающим такими словами: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Он слышал голос и Отца, говорящего: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). Но как Спаситель спрашивает о том, где положен Лазарь, чтобы показавшие место погребения вместе с тем подготовились к вере и увидели восстающего из мертвых; так и Иоанн Креститель, который должен был подвергнуться смерти от Ирода, послал учеников своих ко Христу, чтобы они в этом случае, видя совершаемые знамения и силы, уверовали в Него и через вопрос своего учителя, научились сами. А то, что ученики Иоанна высказывали превозношение относительно Господа и вследствие недоброжелательства и зависти имели некоторое недовольство, это также видно из вышеизложенного вопроса, - как повествует евангелист: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? (Мф 9:14) И в другом месте: Учитель, вот ученики Того, о Котором ты дал свидетельство на Иордане, крестят [Греческий текст этого места внушает мысль, что не ученики, а Иисус Христос крестил: ΐδε, οϋτος βαπτίζει καί πάντες έρχονται πρός αύτόν (Ин 3:26); сравн. καί έκεί διέτριβε μετ αύτών και έβάπτιζε (Ин 3:22); но латинское чтение Иеронима более подходит к словам: Καίτοιγε Ιησούς αύτός ούκ έβάπτιζε, άλλ οϊ μαθηταί αύτόύ (Ин 4:2) (Прим. переводчика)], и все идут к Нему (Ин 3:26) они говорят как бы так: «Нас покидают; здесь является мало людей (hie raritas est); многочисленные толпы сбегаются к Нему».

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 2.

    Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

    См. Толкование на (Мф 11:1)

  • 3.

    Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого

    Он не сказал: «Ты Тот, Который пришел», но: Ты ли Тот, Который должен придти? И смысл слов такой: Так как я должен буду сойти в ад, то сообщи мне, должен ли я, возвестивший о Тебе находящимся на земле (superis), возвестить и находящимся в преисподней (inferis)? Или, может быть, Сыну Божию неприлично, чтобы Он вкусил смерть, и Он намерен для совершения этого таинства послать другого?

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 4.

    Ст. 4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают

    Иоанн через учеников спрашивает: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И Христос показывает знамения, отвечая не на то, о чем был спрошен, а на сомнение (или: соблазн - scandalum) посланных. Идите, говорит, и сообщите Иоанну о знамениях, которые вы видите: прозревающих слепых, ходящих хромых и прочее. А также и на то, что не менее важно, - именно:

    нищие благовествуют

    [Разумеются] или нищие духом, или нищие богатствами [или: делами], так что в распространении проповеди нет никакого различия между бедными и богатыми, знатными и незнатными. На непреклонность учителя и истинность наставника показывают эти слова, так как для Него одинаковы все те, которые могут спастись. А словами Своими:

    и блажен тот, кто не усомнится [или: «не соблазнится»] во Мне

    Он обличил вестников, как это показывается в дальнейших словах.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 5.

    слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют

    См. Толкование на (Мф 11:4)

  • 6.

    и блажен тот, кто не усомнится [или: не соблазнится] во Мне

    См. Толкование на (Мф 11:4)

  • 7.

    Ст. 7-9 Когда же они ушли, Иисус начал говорить к толпам народа об Иоанне: Что смотреть вышли вы в пустыне? Тростник ли колеблемый ветром? На что вышли вы смотреть? Человека ли, одетого в нежные одежды? Вот одевающиеся в нежные одежды находятся в палатах царей

    Если предшествующее слово было сказано против Иоанна, - как очень многие думают, - именно: Блажен тот, который не усомнится во Мне, - то каким образом теперь Иоанн восхваляется в таких выражениях. Но так как стоявшая вокруг толпа не знала тайны вопроса со стороны Иоанна и думала, что он сомневается во Христе, на Которого сам указал перстом; то, чтобы они уразумели, что Иоанн спрашивал не ради себя, а ради учеников своих, Он говорит: Зачем вышли вы в пустыню? Разве затем, чтобы посмотреть на человека подобного тростинке, который движется всяким ветром и легкомысленно сомневается в том, о чем прежде проповедовал? Или, может быть, он возбуждается против Меня движимый завистью, и проповедь его устремлена к приобретению тщетной славы, так что он ищет от нее выгоды? К чему он будет желать богатства? Разве для того, чтобы питаться изысканными блюдами? Но ведь он питается саранчой и диким (silvestri - лесным) медом! Или, может быть, для того, чтобы одеваться в роскошные одежды? Но покровом ему служит верблюжья власяница! Такого рода пища и одежда пользуются гостеприимством только темницы, и проповедь истины находит себе такое пристанище. А те люди, которые (суть) льстивы и стремятся к прибыли, и ищут богатств, и утопают в удовольствиях, и одеваются в роскошные одежды, [те] живут в палатах царей. Из этого следует, что строгая жизнь и решительная проповедь должны избегать царских дворцов и уклоняться от палат изнеженных роскошью людей.

    Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка

    Иоанн в том отношении больше остальных пророков, что он перстом показал как уже Пришедшего со словами: Вот Агнец Божий, Который берет [на себя] грехи мира, - Того, Которого другие пророки проповедовали, только как должного придти. А так как к преимуществу пророка присоединяется еще значение (praemium) Крестителя, то Он указывает на умножение заслуг, пользуясь свидетельством из пророка Малахии, у которого он называется даже ангелом (Мал 3:1). Но не подумаем, что Иоанн называется здесь ангелом по единству природы [с ними]; он называется так по достоинству служения своего, т. е. как вестник, провозвестивший пришествие Господа.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских

    См. Толкование на (Мф 11:7)

  • 9.

    Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка

    См. Толкование на (Мф 11:7)

  • 11.

    Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал [человек] больший Иоанна Крестителя

    Он говорит: - «Среди рожденных женами». Итак, Иоанн ставится выше тех, которые рождены женами в сожительстве с мужем, а не выше Того, Который рожден от Духа Святого и от Девы, ибо словами: Не восставал между рожденных женами больший Иоанна Крестителя, Он не превозносит Иоанна над остальными пророками и патриархами, и всеми людьми, но остальных приравнивает к Иоанну, потому что из того, что другие не больше его, не следует непосредственно, что он больше других; но только то, что он имеет равенство с прочими святыми.

    но меньший в Царстве Небесном больше его

    Многие хотят понимать это слово Спасителя в том смысле, что больший по достоинству есть младший по возрасту. Мы же будем понимать просто в таком смысле: всякий святой, который уже находится в общении с Богом, больше того, который еще только воинствует. В самом деле, ведь иное дело иметь венец за победу, иное дело еще только сражаться в строю. А некоторые самого последнего ангела, служащего на небесах Господу, хотят считать большим, чем какого угодно первого человека, который пребывает на земле.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 12.

    От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется (vim patitur = претерпевает насилие), и употребляющие усилие восхищают его

    Если, - как мы выше сказали, - первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2), то, следовательно, с этого времени Царство Небесное претерпевает насилие (vim patitur), т. е. приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от природы.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 13.

    ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

    Это не значит, что Он исключает возможность пророчества после Иоанна. Действительно, в Деяниях Апостольских мы читаем, что пророчествовали Агав и четыре дочери Филиппа. Это значит только то, что закон и пророки, - когда о чем-либо пророчествовали, как это мы читаем в Писаниях, - то пророчествовали о Господе. Итак, когда говорится: Все пророки и закон прорекли до Иоанна, указывается время пришествия Христа, так что Иоанн показал, что пришел Тот, пришествие Которого пророки предсказывали.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 14.

    Ст. 14-15 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит

    Слова: Если вы хотите знать: он есть Илия, таинственны и нуждаются в понимании, - что и показывает следующая речь Господа: Кто имеет уши слышать, да слышит. Если бы смысл был ясен и значение очевидно, то почему было необходимо подготовлять нас к пониманию их. Итак, Иоанн называется Илиею, не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ (μετεμψύχωσιν;), но в том смысле, что, - как говорит другое Евангельское свидетельство (Лк 1:17); (Мф 17:12) - он придет в духе и силе Илии, [т. е.] будет иметь ту же самую благодать или меру (mensuram) Духа Святого. Но ведь и строгость, и воздержанность в образе жизни Илии и Иоанна одинаковы. Тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил то же опоясание. Тот вследствие обличений царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать (3 Цар 19), и этот за обличение беззаконного брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы. Думают, что он называется Илиею потому, что как Илия по пророчеству Малахии придет перед вторым пришествием Спасителя, так Иоанн пришел (fecerit) перед первым: и тот, и другой являются провозвестниками или первого, или второго пришествия Господа.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 15.

    Кто имеет уши слышать, да слышит

    См. Толкование на (Мф 11:14)

  • 16.

    Ст. 16-19 Кому же Я уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади, которые с криком говорят сверстникам своим: «Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами, а вы не выражали горя». Пришел Иоанн, [почти] не едящий и не пьющий, а они говорят: «В нем бес». Пришел Сын человеческий, ядущий и пьющий, а они говорят: «Вот человек, любящий петь и пьющий вино, - друг сборщиков податей [мытарей] и грешников. И оправдалась премудрость детьми своими

    Народ иудейский сравнивается с детьми, сидящими на площади и с криком говорящими своим сверстникам: Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами а вы не рыдали; ввиду ясных слов Писания: Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади и прочее нам не остается свободы в истолковании этого места, и иносказательное толкование остается связанным (passiva), и (sed) что бы мы ни сказали о детях, все должно быть понимаемом в значении уподобления им народа (generationis). Эти сидящие на площади дети суть те, о которых говорит Исайя: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис 8:18), и в псалме: Свидетельство Господне верно, подающее мудрость младенцам (Пс 18:8) и в другом месте: Из уст младенцев и питающихся [от груди] молоком Ты устроил хвалу (Пс 8:3). Таким образом, эти дети сидели на площади (in foro) или: εν ἀγοραῖς, κак более знаменательно говорится по-гречески, т. е. на месте, где было много продажного (venalia). A так как народ иудейский не хотел слышать, то они не только говорят ему, но кричат во весь голос (plenis faucibus): «Мы вам пели, а вы не выражали радости в движениях», [т. е.] мы призывали вас к тому, чтобы вы в ответ на наше пение делали добрые дела и плясали под нашу свирель, подобно тому, как Давид плясал перед ковчегом Господним (2 Цар 6), но вы этого не хотели. Мы плакали и призывали вас к покаянию, но и этого вы не хотели делать, презрительно относясь и к той, и к другой проповеди: и к приглашению жить в добродетели, и к призывайте покаяться после грехов. И не удивительно, что вы презрели двоякий путь ко спасению, так как вы одинаково осмеяли и пост во имя Божие [или без: во имя Божие], и вкушение яств. Если вам угоден пост, то почему не был угоден Иоанн? Если же вкушение яств, то почему не был приятен Сын Человеческий? Одного из них вы назвали [или: называете] бесноватым, а другого чревоугодником и винопийцей. Потому, так как вы не хотели принять ни того, ни другого наставления (disciplina), вот и оправдалась премудрость у детей своих, т. е. домостроительство и наставление Божие [у принявших их]. Вот и Я, - Божия сила и Божия премудрость (1 Кор 1:24) - поступил как должно по одобрительному суждению сынов Своих - апостолов, которым Отец открыл то, что скрыл от премудрых и разумных, по их собственному о себе мнению (Ин 17:7); (Мф 11:25). В некоторых Евангелиях читается: Оправдались премудрость от дел своих (Лк 7:35) - именно: премудрость ищет свидетельства себе не в словах, а в делах.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 17.

    говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

    См. Толкование на (Мф 11:16)

  • 18.

    Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес

    См. Толкование на (Мф 11:16)

  • 19.

    Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

    См. Толкование на (Мф 11:16)

  • 20.

    Тогда начал высказывать негодование против городов, в которых были большие силы [чудес] Его, за то, что они не покаялись

    Оглавлением этого отрывка служит негодование против городов Хорозаина и Вифсаиды, и Капернаума, [и указывается,] что Он негодовал на них потому, что они не покаялись после совершенных в них наибольших знамений и чудесных сил.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 21.

    Ст. 21-22 Горе тебе, Хорозаин, горе тебе Вифсаи-да, потому что если бы в Тире и Сидоне обнаружились силы, бывшие в вас, то они некогда в рубище и пепле покаялись бы. Поистине говорю вам: В день суда Тиру и Сидону будет большее снисхождение (remissius erit), чем вам

    Хорозаин и Вифсаида, города Иудеи, оплакиваются с горестью от Господа, ибо они после стольких сил и знамений не принесли покаяния, а Тир и Сидон, города преданные идолослужению и порокам, ставятся выше их; а предпочитаются они потому, что эти попрали только естественный закон, а те после отмены естественного закона и буквы писания ни во что поставили, совершенные у них чудесные знамения. Спрашивается: где написано, что Господь совершил чудесные знамения в Хорозаине и Вифсаиде? Выше мы читаем: И обходил Он все города и поселения, исцеляя всякую немощь и прочее (Мф 4:23). Итак, нужно полагать, что между городами и поселениями Господь совершил чудесные знамения также в Хорозаине и Вифсаиде.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 22.

    но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам

    См. Толкование на (Мф 11:21)

  • 23.

    Ст. 23-24 И ты, Капернаум, не вознесшийся ли до неба, даже до преисподней спускающийся

    В другом свитке мы находим: И ты, Капернаум, вознесшийся до неба, сойдешь даже до преисподней. И в этих двух изречениях двоякое значение, - или: «Ты потому сойдешь в ад, что надменно сопротивлялся Моей проповеди», или: «Ты вознесся до неба вследствие Моего расположения и Моих чудес и сил и имел столь великое преимущество, посему ты и подвергнешься большему наказанию».

    ибо если бы в Содоме [или: Сидоне] явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

    Благоразумный читатель (может быть) спросит и скажет: «Если Тир, и Сидон, и Содом могли покаяться вследствие проповеди и чудесных знамений Спасителя, то они не были виновны в неверии: виновность за недостаток проповеди лежит на том, кто не хотел проповедовать людям, которые могли бы принести покаяние». Ответ на такое рассуждение прост и ясен: мы не знаем судеб Божьих, и не доступны нам тайны отдельных Его деяний. Господь предположил не выступать за пределы Иудеи, чтобы не дать фарисеям и священникам надлежащего повода к преследованиям. Посему и апостолам перед страданиями Он повелел: На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите (Мф 10:5). Итак, Хорозаин и Вифсаида осуждаются потому, что не хотели верить Самому (praesenti) Господу, а Тир и Сидон оправдываются, потому что уверовали Его апостолам. Не спрашивай о времени, когда ты имеешь перед взором своим спасение верующих. А в Капернауме, что значит «деревенский домик прекраснейший», осуждается неверующий Иерусалим, которому говорится через пророка Иезекииля: Содом оправдан более тебя (Иез 16:50).

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 24.

    но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

    См. Толкование на (Мф 11:23)

  • 25.

    В то время Иисус сказал в ответ - Исповедаюсь Тебе, Отче, Господи неба и земли

    Исповедание не всегда обозначает покаяние, но и благодарение, как это весьма часто мы читаем в псалмах. Те, которые измышляют, что Спаситель не рожден, а сотворен, пусть слышат, что Господа неба и земли Он называет Отцом Своим. Действительно, если и Он есть тварь, и если тварь может называть Творца своего Отцом [Своим], то было непоследовательно с Его стороны не назвать Господа Своего и Господа неба и земли равным образом и Отцом [неба и земли].

    что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

    Он воссылает благодарение и радуется в Отце, что Отец открыл апостолам таинство Его пришествия, которого не постигали книжники и фарисеи, сами себя считавшие премудрыми и разумными. Премудрость оправдалась в сынах своих.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 26.

    ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение

    С чувством нежной любви Он обращается к Отцу Своему, чтобы исполнились благодеяния, начавшие проявляться у апостолов.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 27.

    Все предано Мне Отцем Моим

    И Отца передающего, и Сына принимающего понимай в таинственном смысле; в противном случае, т. е. если мы захотим понимать это в смысле, соответствующем нашей тленной природе, то [должны допустить, что] когда Получивший начал иметь, Давший перестал иметь [переданное] (incipit non habere = начал не иметь). А под всем переданным Ему нужно понимать не небо и землю, и составные части мира и прочее, созданное и устроенное Им Самим; а нужно понимать тех, которые через Сына имеют доступ к Отцу и которые прежде были в возмущении против Бога, а потом начали чувствовать Его в себе.

    и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть

    Пусть покроется стыдом Евномий, с хвастовством приписывающий себе столь же великое знание об Отце и Сыне, какое Они взаимно имеют о себе; а если он будет настаивать на этом и утешать свое недомыслие словами: Кому Сын хочет открыть, [то пусть знает что] иное дело знать, что ты знаешь по соответствию природы, а иное дело знать по благоволительному снисхождению открывающего.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 28.

    Ст. 28-29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

    И пророк Захария свидетельствует, что велика тяжесть греха, когда говорит, что беззаконие сидит на таланте свинца (Зах 5), и Псалмопевец с плачем восклицает: Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне (Пс 37:5). А может быть, здесь Он призывает к благодати Евангелия тех, которые были под гнетом весьма тяжкого ига закона.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 29.

    возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

    См. Толкование на (Мф 11:28)

  • 30.

    ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

    Каким образом Евангелие может быть легче закона, когда в законе осуждается убийство человека, а в Евангелии даже и гнев? Каким образом благодать Евангелия легче, когда в законе наказывается прелюбодеяние, а в Евангелии - похоть? В законе есть много заповедей, которые, по учению апостола, вполне соблюсти невозможно (Деян 15:10). Законом требуются такие дела, совершив которые, человек мог быть жив. В Евангелии требуется расположение воли, которая не утрачивает своей цены, хотя даже и не производит действия. Евангелие заповедует нам то, что мы можем, - именно, чтобы мы не имели похотливых мыслей: это лежит во власти нашей воли. [Наоборот], закон хотя не наказывает воли, однако наказывает действие ее, [требуя], чтобы ты не прелюбодействовал. Представь себе, что во время гонения какая-либо девица подверглась насилию. С точки зрения Евангелия таковая считается девой, потому что не согрешила своей волей; но по закону [Моисееву] таковая отвергается как подвергшаяся растлению.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

1.И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим,
перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

2.Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых,
послал двоих из учеников своих

3.сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти,
или ожидать нам другого?

4.И сказал им Иисус в ответ:
пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

5.слепые прозревают и хромые ходят,
прокаженные очищаются и глухие слышат,
мертвые воскресают и нищие благовествуют;

6.и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7.Когда же они пошли,
Иисус начал говорить народу об Иоанне:
что смотреть ходили вы в пустыню?
трость ли, ветром колеблемую?

8.Что же смотреть ходили вы?
человека ли, одетого в мягкие одежды?
Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9.Что же смотреть ходили вы?
пророка?
Да, говорю вам,
и больше пророка.

10.Ибо он тот, о котором написано:
се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим,
который приготовит путь Твой пред Тобою.

11.Истинно говорю вам:
из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя;
но меньший в Царстве Небесном больше его.

12.От дней же Иоанна Крестителя доныне
Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его,

13.ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14.И если хотите принять,
он есть Илия, которому должно придти.

15.Кто имеет уши слышать, да слышит!

16.Но кому уподоблю род сей?
Он подобен детям,
которые сидят на улице
и, обращаясь к своим товарищам,

17.говорят:
мы играли вам на свирели, и вы не плясали;
мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18.Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет;
и говорят: в нем бес.

19.Пришел Сын Человеческий, ест и пьет;
и говорят: вот человек,
который любит есть и пить вино,
друг мытарям и грешникам.
И оправдана премудрость чадами ее.

20.Тогда начал Он укорять города,
в которых наиболее явлено было сил Его,
за то, что они не покаялись:

21.горе тебе, Хоразин!
горе тебе, Вифсаида!
ибо если бы в Тире и Сидоне
явлены были силы, явленные в вас,
то давно бы они во вретище и пепле покаялись,

22.но говорю вам:
Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23.И ты, Капернаум, до неба вознесшийся,
до ада низвергнешься,
ибо если бы в Содоме
явлены были силы, явленные в тебе,
то он оставался бы до сего дня;

24.но говорю вам,
что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25.В то время, продолжая речь, Иисус сказал:
славлю Тебя, Отче,
Господи неба и земли,
что Ты утаил сие от мудрых и разумных
и открыл то младенцам;

26.ей, Отче!
ибо таково было Твое благоволение.

27.Все предано Мне Отцем Моим,
и никто не знает Сына, кроме Отца;
и Отца не знает никто, кроме Сына,
и кому Сын хочет открыть.

28.Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас;

29.возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем,
и найдете покой душам вашим;

30.ибо иго Мое благо,
и бремя Мое легко.