- 2.
Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела
Семь у нас сыновей рождаются, когда через зачатие благой мысли в нас возникают семь добродетелей Святого Духа. Ведь это внутреннее потомство, когда Дух оплодотворяет ум, перечисляет пророк, говоря: И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и наполнит его дух страха Господня.
Нравственные размышления на Книгу Иова.
Исаия говорит: Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и наполнит Его дух страха Господня. Легко можно понять, какие ступени, говоря о небесных ступенях, он перечислял, скорее спускаясь, чем восходя: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх. И когда написано: Начало мудрости - страх Божий, - это не подлежит сомнению, потому что от страха к мудрости восходят, а не от мудрости к страху возвращаются, потому что мудрость имеет, бесспорно, совершенную любовь. И написано: Совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин 4:18). Следовательно, пророк, потому что нисходил с небесных ступеней, начал с премудрости и спустился к страху. Но мы, которые устремляемся от земного к небесному, давайте будем перечислять эти ступени, восходя, чтобы мы имели силы дойти от страха к премудрости. В нашем уме ведь первая ступень восхождения - это страх Господень, вторая - благочестие, третья - ведение, четвертая - крепость, пятая - совет, шестая - разум, седьмая - премудрость. Есть ведь страх Господень в уме. Но какой это страх, если с ним вместе нет благочестия?
Гомилии на пророка Иезекииля.
Вы ведь знаете, что в Ветхом Завете всякое действие предписывается, исходя из десяти заповедей, а в Новом - добродетель этого же действия дается верующим через милость Святого Духа в семи дарах. О чем, предвещая, пророк говорит: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и наполнит Его дух страха Господня. Но тот воспринимает действие этого Духа, кто признает веру в Троицу, то есть верит, что Отец и Сын и тот же Святой Дух имеют одну благодать и признает, что Они одной сущности. Следовательно, поэтому семь, о которых мы сказали выше, через Новый Завет подаются щедро, десять же предписаны Ветхим Заветом, всякую нашу добродетель и всякое действие можно полно постигнуть через десять и семь.
Сорок гомилий на Евангелия.
- 3.
и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела
См. Толкование на (Ис 11:2)
- 6.
Ст. 6-7 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому
К вере, а также к тому, чтобы услышать Слово Господа Вседержителя, мы, которые как бы облачены в религиозное одеяние, сходящиеся от разных состояний в мире, а также от различных несправедливостей, собраны в согласие святой Церкви так, что уже кажется, что открыто совершено то, что говорится через Исаию об обещании Церкви: Волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком. Ведь волк с ягненком живет по глубине святой любви, потому что те, кто были в миру с хищниками, с кроткими и мягкими в мире отдыхают. И барс с козленком лежит, потому что тот, кто был пестрым от пятен своих грехов, находится в согласии с тем, кто презирает себя и признается униженным грешником. Там и добавляется: Теленок и лев и ягненок будут вместе пребывать, потому что и тот, кто через измученное сердце приготовляет себя к обычному жертвоприношению Богу, и второй, который, словно лев, страшно свирепствовал из-за жестокости, и третий, который, как ягненок, в простоте своей невинности терпел, сошлись в ограде святой Церкви. Вот какова любовь, которая воспламеняет многообразие умов, разжигает, переплавляет и преображает словно в один образ золота.
Гомилии на пророка Иезекииля.
- 7.
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому
См. Толкование на (Ис 11:6)
- 9.
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море
О нашем Спасителе свидетельствует Павел, говоря: Сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13). Через пророков также возвещает о дереве, когда говорит: Господь правил с дерева. И снова: Положим древо в пищу Его (Иер 11:19). Через Евангелие, где само страдание Господа, о котором было пророчество, возглашается, действительно дерево Креста открыто показывается. Через апостолов же этот самый Крест даже в словах и делах пребывает, когда Павел говорит: Для меня мир распят, и я для мира. И еще: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал 6:14).
Для нас, устремляющихся в вечное отечество, Священное Писание является морем в четырех смыслах. Оно возвещает Крест, потому что нас несет к земле живых на дереве. Если бы пророк не осознал, что Священное Писание подобно морю, едва ли бы сказал: Наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. Итак: и один образ самих четырех видов, и вид их и деяние, как если бы было колесо в середине колеса. Один образ этих четырех, так как то, что предсказал Закон, то предсказали и пророки, о чем возвестили пророки, это представляет Евангелие, а что представило Евангелие, это возвестили апостолы по миру. Следовательно, один образ этих четырех видов, потому хотя божественные изречения и разделены во времени, однако они объединены в восприятии. И вид их, и деяние - как бы колесо в середине колеса. Колесо в колесе - это Новый Завет, как мы сказали, внутри Ветхого Завета, потому что, что обозначил Ветхий Завет, то представил Новый Завет. Чтобы мне сказать немногое о многом, что значит то, что, когда Адам спит, рождается Ева, если не то, что, когда Христос умирает, создается Церковь? Что есть то, что Исаак влечется для жертвоприношения и несет дрова, и ложится сверху на алтарь, и живет, если не то, что Спаситель наш,которого вели для страдания, Сам Себе нес бревно креста? И так при жертвоприношении ради нас умер в человеческой природе, чтобы, однако, оставаться бессмертным в Божественной природе.
Гомилии на пророка Иезекииля.
Дух премудрости и разума.
Дух совета и крепости.
Дух ведения и благочестия.
1) Ассур, под которым нужно, конечно, разуметь месопотамские царства вообще и главным образом Халдейское, завладевшее царством Ассирийским.
2) Египет - Mizraim нижний Египет.
3) Патрос или Верхний Египет.
4) Хус или Куш, т. е. Ефиопия.
5) Елан - область за Тигром.
6) Сеннаар - южная часть Вавилонии, где находился и библейский г. Ур (см. Толк. Библия т. 1).
7) Емаф - к западу от Евфрата (ср. (Ис 10:9).
8) Острова моря - конечно, Средиземного, под которыми у евреев разумелись и прибрежные страны - Финикия и Малая Азия, куда уже ранее евреи были уводимы в плен и продаваемы в рабство. Какой момент имеет здесь в виду пророк - решить трудно. Ввиду того, что искупление будет простираться едва ли не на все страны, в которых рассеяны иудеи, можно полагать, что пророку предносилось здесь полное и совершенное искупление остатка избранного народа, которое должен был совершить ожидавшийся тогда Мессия - искупление от власти диавола и смерти. Это вхождение избранного остатка еврейского народа в Царство Христово должно совершиться в последние времена мира (Рим 11.15,26).12.Поднимет знамя - т. е. даст язычникам повеление возвратить свободу евреям. Четыре конца - точнее с евр.: "четыре крыла", т. е. четыре главные земные точки. - Все возвращенные иудеи также, подобно язычникам, войдут в царство Мессии.13.Ревность - зависть, вражда. Враждующие против Иуды. Для соблюдения параллелизма мыслей еврейскую фразу: "vezorerei jehuda" следовало бы перевести так: и те из иудина царства, которые враждуют (против Евфрата) - исчезнут. Вражда между Иудейским и Израильским царством, выражавшаяся в формальных войнах, может быть объяснена такими обстоятельствами. Колено Иудино было сначала самое многочисленное (Чис 1:27) и играло поэтому самую видную роль в еврейском народе (Чис 2:3-9); (Чис 10:14). В стране Ханаанской оно получило очень большой удел. Ефремово колено со своей стороны гордилось тем, что из него происходил преемник Моисея, Иисус Навин. Кроме того, в Силоме, городе колена Ефремова, в течение некоторого времени стоял Ковчег Завета (Нав 18:1); (1Цар 4:3). Ефремляне притом отличились некоторыми подвигами. Давнее соперничество между обоими коленами разрешилось по смерти Соломона открытым разрывом.14.Полетят (евреи) - как хищные птицы, как орлы. На плеча Филистимлян. Здесь пророк мог иметь в виду рельеф земли Филистимской, похожий на плечи. Филистимляне во времена Исаии были в очень враждебных отношениях к Израилю (Ис 9:11). Ограбят детей востока - т. е. жителей восточных областей Палестины, которые сами постоянно грабили израильские селения (ср. Суд 6.3). Здесь, несомненно, пророк отступает от картины будущего мирного Мессианского царства и изображает ближайшие победы иудеев над своими давними врагами. Видеть же здесь параллель главе 60-й Исаии, где изображается добровольное подчинение язычников иудеям, (проф. Якимов в толков. 14-го ст.) - было бы большой натяжкой.15-16.- Царство свое Господь устроит чудесным способом и, в частности, для возвращения иудеев в родную страну Он снова иссушит Чермное море и реку Евфрат. Залив моря Египетского - западный залив Чермного моря, называвшийся Героопольским или Иеропольским, Река - Евфрат (см. (Ис 7:20). Семь ручьев. Евфрат разобьется на множество отдельных ручьев.16.Ассур - здесь берется как имя нарицательное для обозначения страны плена вообще. Против подлинности 11-й главы, и главным образом первых ее девяти стихов, ставятся возражения в том же роде, как и против подлинности (Ис 9:1-6)
Говорят:
1) историческая ситуация этой главы не походит на обстоятельства времени, когда жил Исаия: пленники - израильтяне и иудеи представляются рассеянными по всем четырем углам света (Stade, Kuenen, Duhm, Ccheyne, Marti и др.). Но на это защитники подлинности 11-й главы (Fvanz, Delitzsch, Dillmann и др.) возражают, что горизонт политический здесь является как горизонт ассирийской эпохи (ср. ст. 11. 16). Евреи же, как показано в изъяснении 11-го ст., уже раньше отвозились в плен в разные страны.
2) 10-й стих комбинирует Исаиину идею о Мессии национальной, израильской, с более широким религиозным идеалом, принадлежащим позднейшей эпохе, когда Мессия стал изображаться как ожидаемый народами (этот аргумент предполагает неподлинность и гл. 2-й, 2-5 ст.). Но на это возражение можно сказать, что эти универсальные черты Мессианского царства находятся также у раннейших и современных Исаии пророков: Амоса, Осии и Михея и нужно, исключая 11-ю главу из Исаии, исключить соответственные места и у других, сейчас названных, пророков.
3) "как совместить понятие о Мессии как о праведном Судии с показанием ст. 9-го, утверждающего, что никто не будет причинять друг другу зла на святой горе?" (Duhm). На это можно сказать, что полный мир явится результатом деятельности Мессии как Судии и что, следовательно, вторая будет предшествовать первому. Прибавить нужно, что в этом пророчестве о Мессии есть характерное выражение Исаии - остаток (schear). Ср. еще (Ис 11:12) и (Ис 5:26); (Ис 11:16) и (Ис 19:23); (Ис 11:15) и (Ис 19:16) По строфам 11-ю главу можно разделить так:
1-я строфа - 1-5 ст. (3, 2, 2);
2-я строфа - 6-9 ст. (3, 2, 2). Затем опять (10-й стих - переход)
1-я строфа - 11-13 ст. (2, 2, 2);
2-я строфа-14-16 ст. (2, 2, 2). 1-10 стихи этой главы читаются как паремия на праздник Рождества Христова, Господь Иисус Христос, происшедший по плоти от Давида, был в то же время, очевидно, и потомком или отпрыском из рода Иессеева, о котором идет речь в начале главы.



