Глава 28

  • Закрыть сопоставления
  • 11.

    За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу

    Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на родном и, что особенно чудно, стали говорить, не учившись. Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно было должно послужить обвинением неверных, как написано: Иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь (1 Кор 14:21). А они услышали. Остановись здесь ненадолго и подумай, как разделить речь. Ибо в речении есть обоюдность, устраняемая знаком препинания. Так ли слышали, каждый на своем наречии, что, так сказать, глас исходил один, а слышны были многие гласы, по причине такого сотрясения в воздухе, или, яснее скажу, из одного гласа происходили многие, или, остановившись на слове слышал, слова: говорящих своими гласами, отнести следует к последующему, чтобы вышел смысл: произносящих гласы, которые были свои для слушающих, а это значит гласы иноязычные. С последним я более согласен, потому что первое было бы чудом, которое относилось бы более к слушающим, нежели к говорящим, а последнее относится прямо к говорящим, которых и укоряют, что они пьяны, из чего видно, что по действию Духа сами они чудодействовали в произнесении гласов.

    На Пятидесятницу.

  • 17.

    И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

    Полюбомудрствуй о настоящем бедствии, о судах Божиих праведных, постигаем ли мы их, или не знаем великой бездны; о том, как у Господа, по слову святого Исаии, и милость на весах. Потому что благость Его не безрасчетна (хотя казалось такою начавшим ранее трудиться в винограднике и не приметившим неравенства в самом равенстве). Полюбомудрствуй о том, как гнев Божий, называемый чашей в руке Господа (Пс 74:9) и чашею ярости испиваемой (Ис 51:17), соразмеряется с грехами, потому что Господь, хотя у всех убавляет нечто из заслуженного ими наказания и нерастворенное вино гнева растворяет человеколюбием, впрочем, от строгости приклоняется на милость только для тех, которые вразумляются страхом, и от малой скорби приемлют и во чреве обращение и болят им, и рождают совершенный дух спасения, а блюдет и без остатка изливает дрожжи, то есть конечный гнев на тех, которые не исцеляются Его благостью, но еще ожесточаются, подобно тяжкосердному фараону, обременяющему горькими работами и соблюденному в показание силы Божией над нечестивыми.

    На молчание отца.

  • 19.

    Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас

    Всякое время - для омовенья, ибо не знаешь отшествия время. Велегласно взываю к тебе с Павлом: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6:2), а словом теперь обозначает он не известное одно время, но всякое. И еще: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14), прекращающий греховную ночь, потому что в ночи надежда злая, говорит Исаия, и полезнее быть принятым утром.

    На святое Крещение.

Ничего нет для сопоставления.