Глава 15

  • Закрыть сопоставления
  • 12.

    Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу

    Закон, определяя положения о рабах и рабынях, гласит, что еврейские рабы и рабыни должны служить шесть лет и в седьмой год отпускаться на свободу, а инородные рабы и рабыни должны служить вовек – я думаю, что «веком» здесь называется пятидесятый год, когда отпускали на свободу ((Лев 25:10), 40-41). Еврейский раб и еврейская рабыня суть разум и мысль, шесть лет находящиеся в услужении у деятельного любомудрия для того, чтобы достичь нравственной благопристойности и обрести способы добродетели. Ибо разум и мысль наподобие раба и рабыни тяжко трудятся для всякого подвизающегося в деятельном любомудрии, добиваясь и созидая способы осуществления добродетелей, и они всей силой своей сопротивляются враждебным [духовному] деланию духам лукавства. Завершив деятельное любомудрие, на которое указывает число шесть (поскольку, как говорится, оно обозначает это деятельное любомудрие), они отпускаются на волю и, уже свободные, восходят к духовному созерцанию сродных им логосов сущих. И когда наступает седьмой год, то есть [приходит] навык бесстрастия, ради которого и утруждались разум и соединенная с ним мысль, то от души отходят и удаляются страсти.

    Инородные же раб и рабыня суть яростное и желательное начала души, которых созерцательный ум полностью подчиняет владычеству разума для служения добродетелям посредством мужества и целомудрия. И он до тех пор не отпускает их на волю, пока закон естества не станет совершенно поглощенным законом духа, как поглощается смерть жалкой плоти беспредельной жизнью, и пока не будет явлен в чистом виде весь образ безначального Царства, через подражание обладающий видом Первообраза. Оказавшийся в этом Царстве созерцательный ум отпускает на волю яростное и желательное начала души, превратив желание в непорочное наслаждение и незапятнанное очарование божественной любовью, а ярость изменив в духовное кипение, пламенное приснодвижение и целомудренное безумие.

    Вопросоответы к Фалассию.

1.В седьмой год делай прощение.

2.Прощение же состоит в том,
чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему,
простил долг и не взыскивал
с ближнего своего или с брата своего,
ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего];

3.с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.

4.Разве только не будет у тебя нищего:
ибо благословит тебя Господь на той земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел,
чтобы ты взял ее в наследство,

5.если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего,
и стараться исполнять все заповеди сии,
которые я сегодня заповедую тебе;

6.ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе,
и ты будешь давать взаймы многим народам,
а сам не будешь брать взаймы;
и господствовать будешь над многими народами,
а они над тобою не будут господствовать.

7.Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих,
в одном из жилищ твоих, на земле твоей,
которую Господь, Бог твой, дает тебе,
то не ожесточи сердца твоего
и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,

8.но открой ему руку твою и дай ему взаймы,
смотря по его нужде, в чем он нуждается;

9.берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль:
«приближается седьмой год, год прощения»,
и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив
к нищему брату твоему,
и ты не отказал ему;
ибо он возопиет на тебя к Господу,
и будет на тебе [великий] грех;

10.дай ему
[и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно],
и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое,
ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой,
во всех делах твоих и
во всем, что будет делаться твоими руками;

11.ибо нищие всегда будут среди земли [твоей];
потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему,
бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.

12.Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка,
то шесть лет должен он быть рабом тебе,
а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;

13.когда же будешь отпускать его от себя на свободу,
не отпусти его с пустыми руками,

14.но снабди его от стад твоих,
от гумна твоего и от точила твоего:
дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой:

15.помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской
и избавил тебя Господь, Бог твой,
потому я сегодня и заповедую тебе сие.

16.Если же он скажет тебе:
«не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой»,
потому что хорошо ему у тебя,

17.то возьми шило и проколи ухо его к двери;
и будет он рабом твоим на век.
Так поступай и с рабою твоею.

18.Не считай этого для себя тяжким,
что ты должен отпустить его от себя на свободу,
ибо он в шесть лет
заработал тебе вдвое против платы наемника;
и благословит тебя Господь, Бог твой,
во всем, что ни будешь делать.

19.Все первородное мужеского пола,
что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего,
посвящай Господу, Богу твоему:
не работай на первородном воле твоем
и не стриги первородного из мелкого скота твоего;

20.пред Господом, Богом твоим, каждогодно съедай это
ты и семейство твое,
на месте, которое изберет Господь [Бог твой];

21.если же будет на нем порок,
хромота или слепота [или] другой какой-нибудь порок,
то не приноси его в жертву Господу, Богу твоему,

22.но в жилищах твоих ешь его;
нечистый, как и чистый, [могут есть,] как серну и как оленя;

23.только крови его не ешь:
на землю выливай ее, как воду.