Глава 20

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Что означает евангельская притча о работниках, нанятых работать в винограднике,
 и что такое мнимое неравенство?

    Суд Божий совершается вне зависимости от времени и 
тела, ибо и душа, будучи вневременной и бестелесной,
 поскольку она не приемлет ни приращения, ни конца с
течением времени, то и изменения [нравственного] расположения производит вне времени. Хорошо будет прояснить сказанное на примере: один человек прожил монашеской жизнью семьдесят лет, а другой — один день.
 Цель обетования в том, чтобы человек обратил всю душу к Богу, отрешив ее от пристрастия к чувственному и
связи с ним, и [если] проживший монашеской жизнью 
семьдесят лет умер, нисколько не позаботившись о тако
вом бесстрастии, а проживший один день свершил [дни],
 отрешив от себя всякое пристрастное помышление о вещественном и приведя всю душу в лоно Божие, [то,] ког
да на Суде совершается распределение наград, второй 
получает воздаяние по заслугам, ибо он в полной мере
 осуществил цель обетования, а первый — по благодати, 
и только за то, что выдержал труд аскезы.


    Как это [понять], что, когда намерение [было] не одно и то же, сказано в Евангелии, что динарий 
один был дан управителем тем, кто трудился в
 винограднике, хотя призывания были разные?

    Некоторые из святых отцов говорят, что различные [вре
мена] призывания означают разные возрасты, другие же — разные намерения.

    О динарии же предположи, что это [, например,] целомудрие, но [существует] много его разновидностей; ведь
 обладающий женой в соответствии с этим хранит и целомудрие; есть и более высокое [целомудрие], это когда 
кто не постоянно пользуется законным правом; другой
 же не пользуется женой, кроме как для деторождения и
продолжения рода; иной же, после зачатия одного или
двух детей совершенно отстраняется от брачного сожития; есть и более возвышенный род [целомудрия], чем 
все эти, это когда совершенно себя не предают браку, но
 через любовь к Господу подвизаются в девстве.

    Слово указало на пять намерений, каждое выше дру
гого, в которых являются пять призваний, и на один динарий — целомудрие; так обстоит дело и с другими до
бродетелями.

    Вопросы и затруднения.

  • 22.

    Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь

    См. Толкование на (Мк 10:38)

Ничего нет для сопоставления.