Глава 6

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.

    Вторым месяцем он называет май, потому что апрель, в котором справляется Пасха - главный праздник евреев, был первым месяцем года. Отсюда с очевидностью явствует, что после празднования Пасхи он начал строительство дома Господу, и народ, освящённый мистическим праздником, устремил свои руки к мистической задаче. Упоминается исход из Египта, когда начались работы по строительству скинии, дабы читателю стало очевидно, какой промежуток времени разделяет сооружение того и другого дома, и дабы он познал духовное таинство, относящееся к этому времени. Четыре раза по сто двадцать даёт четыреста восемьдесят; четыре уместно приложить к совершенству Евангелия по числу евангелистов; сто двадцать подходит к учению закона по такому же числу лет законодателя. И в таком же количестве мужей обрела Церковь благодать Святого Духа в её самом начале, ясно показав, что пользующиеся законом подобающе, то есть признающие и принимающие в нём благодать Христову, заслуженно исполняются благодатью Его Духа, которой возгораются любовью к Нему.

    О храме.

  • 2.

    Храм, который построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей,

    Храм построен был из паросского мрамора - белого камня, дабы отражать сияние чистоты в Церкви, о которой Господь говорит в Песне любви: Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (Песн 2:2). Итак, храм длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей. Длина храма обозначает веру святой Церкви, которой Она долготерпит среди Своих дел добра все невзгоды, приносимые нечестивцами. Ширина обозначает любовь, которой Она расширяется в благочестии. Высота обозначает надежду, которой Она ожидает награды жизни небесной за дела добра, творимые любовью.

    Гомилии на Евангелия.

  • 3.

    и притвор пред храмом в двадцать локтей длины, соответственно ширине храма, и в десять локтей ширины пред храмом.

    Вход в него был напротив входа в храм, и ширина его была десять локтей, и смотрел он на восток. Этот притвор символизирует принадлежащих к Церкви людей, бывших до воплощения нашего Господа, но не бывших лишёнными веры в Его воплощение. Вот что значит иметь вход в притвор напротив входа в храм, взирая на восток: вера людей во Христа до Его прихода была той же, что и у людей после прихода Его; и сердца всех верующих озаряются тем же светом благодати Востока.

    Гомилии на Евангелия.

  • 4.

    И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами.

    Окна храма - это святые учители и все духовные [люди] в Церкви, которым за пределами разума даётся особо и более, чем другим, видеть сокровенные тайны Небес. Когда же они публично открывают верующим то, что видели тайно, они наполняют пространство храма, как это делают окна, впуская солнечный свет. Потому и сказано, что окна были с откосами, то есть внутри более широкими, что всякий, кто узрит свет созерцания Небес даже на мгновение, должен расширить лоно своего сердца очищением и приготовить его через приносящие плоды упражнения [к тому], чтобы устремиться к более высоким делам.

    О храме.

  • 6.

    Нижний ярус пристройки шириною был в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий шириною в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к стенам храма.

    В Евангелии, когда дьявол искушает Господа, эти ярусы именуются крылами храма. Но также мы читаем, что и апостол Иаков, брат Господа, поднят был на крыло храма, чтобы оттуда обратиться к народу. Было ли в обычае учителей, чтобы они, сидя на крылах храма, произносили речи к стоящей внизу кругом толпе, мы нигде в писаниях не можем прочитать. Что до очевидности этого таинства, то эти три яруса обозначают соответствующее число уровней верующих, а именно людей в супружестве, практикующих воздержание и дев. Эти уровни различаются высотой исповедания, но все верующие принадлежат дому Господа и разумом своим устремляются к союзу той же веры и истины.

    О храме.

  • 8.

    Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий.

    Вход в верхний и третий ярус храма проходил через внутреннюю часть южной стены, словно бы незаметным путём, так что только начало хода было заметно с восточного угла упомянутой стены. Только взошедший [туда] знал, как ведёт этот вход, о котором в Писании сказано: Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний [ярус], а от среднего в третий. Когда Господь наш страдал на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). Это - вода крещения, которой мы омываемся [от греха], и кровь Господа, которой мы освящаемся. Через святые таинства рёбер Христа мы, веря в невидимое, восходим от теперешней жизни Церкви, совершающей странничество на земле, к блаженной жизни на Небесах, которой услаждаются души праведников, когда они покидают свои тела. Но и от той жизни, когда восстанем в наших телах по воскресении, мы перейдём к высшей славе вечного блаженства через веру в то, что страдание Господа прокладывает [нам] путь. Нет сомнения, что об этой славе говорит Исайя: В земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них (Ис 61:7), то есть в земле живых, которая только и есть земля святых, они обретут вечную радость и бессмертного тела, и блаженной души. Нижний ярус здания обозначает теперешнюю жизнь святых; средний - упокоение душ, обретаемое после этой жизни; высший - славу воскресения, которая никогда не изменится. Вход, располагавшийся справа и открывавший путь наверх, [означает] нашу веру в страдание Христа, из пронзённого правого бока Которого на кресте истекли таинства, приобщаясь которых мы способны взойти к радостям жизни небесной.

    Гомилии на Евангелия.

  • 9.

    И построил он храм, и кончил его, и обшил храм кедровыми досками.

    Потолки являют собой деревянные конструкции, пышно украшенные и прикреплённые с внутренней стороны к балкам, а поскольку дом Господень был построен трижды на двойную высоту, то, конечно, он имел три потолка. Что ещё следует нам понимать под этими потолками, как не праведников, обладающих наивысшими добродетелями, внутри святой Церкви? Ведь их труды и учение становятся примером для всех, ибо они словно выше других, и своим заступничеством и ободрением они удерживают духовно слабых от впадения в искушения. И верно, что потолки эти, как написано, кедровые. Кедр в силу природных свойств не подвергается разложению, имеет приятный запах и изысканный вид, а когда подожжён, он ослепительным блеском своим отпугивает и уничтожает змей. Всё это характеризует совершенных [в вере]: их терпение неодолимо, их великая и превосходящая всех других слава о добродетелях так приятна всем добрым [людям], их сила опровержения и доказательства заблуждений тех, кто сопротивляются истине, непоколебима; они и в этой жизни, и в жизни грядущей сияют великолепием, затмевающим остальных святых.

    О храме.

  • 10.

    И пристроил ко всему храму боковые комнаты вышиною в пять локтей; они прикреплены были к храму посредством кедровых бревен.

    Так обозначены перила, которые были сооружены на вершине здания по кругу крыши, на случай, чтобы, если кто-то поднимется на самый верх здания, он не упал ненароком вниз. В любом доме, кто бы его ни строил, Моисей повелевал делать такое, говоря: Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него (Втор 22:8). Вот такие перила и названы выше боковыми комнатами, и после слов: И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира (3 Цар 6:5), тут же добавлено: и сделал боковые комнаты кругом (3 Цар 6:5). Эти боковые комнаты мы, разумеется, понимаем в значении Божьей защиты, которая помогает нам выстоять, покуда мы в мире этом сражаемся и день изо дня стремимся к горнему по мере способностей. В этом смысле мы должны понимать и данный фрагмент, но с той разницей, что в нынешней жизни, будь то среди частых искушений нашего мятежного врага или в силу препятствий нашей немощи, нас часто, на самом деле - всегда, оберегает небесная защита, дабы мы не преткнулись; но в той жизни, которую, как мы учили выше, предполагает вершина храма, нас защищает столь великая благодать Бога, Который с нами, что мы и не хотим, да и не можем согрешить, что нас не одолевает никакой страх - ни смерти, ни боли, ни врага, искушающего нас. О теперешней помощи, которую даёт нам Господь, Он Сам говорит, словно они и есть боковые комнаты, когда речь ведёт о Своём народе: Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его (Пс 90:15). А о будущей Его славе, которой освещается град небесный, пророк говорит тому же городу: Хвали, Иерусалим, Господа и тому подобное, вплоть до: в пределах твоих мир (Пс 147:1). Не случайно также упоминается, что сооружение на крыше дома Господня имело высоту в пять локтей. Заполняющая отчизну нашу слава Божья наполняет и нас так, что нет ничего милее нашему взору, нашему слуху, обонянию, вкусу и осязанию, чем любовь к Господу Богу нашему - всем сердцем, всей душой, всем разумом, и любовь к ближнему нашему - как к себе самим.

    О храме.

  • 15.

    И обложил стены храма внутри кедровыми досками; от пола храма до потолка внутри обложил деревом и покрыл пол храма кипарисовыми досками.

    Итак, изнутри здание было обложено кедром, а снаружи камень, из которого оно было построено, светился таким сиянием, словно был покрыт белыми камешками. Если теперь обратиться к мистическому смыслу, то стены храма - это народы верующих, из которых состоит святая Вселенская Церковь и распространённость которых по всему миру обозначена шириной стен, в то время как высота их обозначает надежду и устремлённость к Небесам; или же высота стен, которая складывается из рядов камней, сложенных поверх друг друга, обозначает положение теперешней Церкви, в которой избранные утверждаются на основаниях Христа и сменяют друг друга в течение веков, друг друга поддерживая и исполняя закон Христа, который есть любовь.

    О храме.

  • 16.

    И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго-святых.

    Восточную часть храма он называет задней; вход располагался на восток, а внутренний давир, то есть Святое Святых, на западе. Когда же он говорит, что дощатые перекрытия, отделявшие внутренний дом от внешнего, поднимались от пола вверх, то это не значит, что они достигали потолка, который находился на высоте тридцати локтей, как уже было сказано, но поднимались лишь на высоту двадцати локтей, что можно ясно прочитать в последующем тексте. Остальное пространство над перекрытием до потолка оставалось открытым и пустым на высоту в десять локтей, и длиной в десять локтей по всей ширине дома, так что, конечно же, через это пространство обыкновенно восходил дым сжигаемых жертв с алтаря приношения, окутывая ковчег Господень. За таким разделением дома Господня стоит очевидный образ таинства, которое, благодаря разъяснению апостола, становится яснее дневного света: первая скиния, в которую всегда входят священники совершать Богослужение (Евр 9:6) есть существующая Церковь, где мы, устремлённые к делам благочестия, изо дня в день приносим в жертву хвалу Господу; другая же скиния, построенная в задней стороне храма есть обетованная жизнь небесная, которой предшествует наша нынешняя жизнь в изгнании, но которая превратится там в вечный праздник блаженных - ангелов и людей - в присутствии Самого верховного Царя. Потому заслуженно и говорится тому рабу: Войди в радость господина твоего (Мф 25:21), но позже по времени, ибо только после трудов этого мира мы [можем] войти [в неё].

    О храме.

  • 17.

    Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма.

    Мы уже сказали, что сам храм до входа в давир является образом нынешней Церкви. Он действительно имел длину в сорок локтей, поскольку это число часто используется для обозначения теперешних трудностей верующих, подобно тому как число пятьдесят обозначает грядущий мир и покой. Число десять заключает в себе заповеди, соблюдение которых ведёт в жизнь. Соответственно, число десять обозначает и саму жизнь вечную, которой мы жаждем и ради которой живём. Однако мир, в котором мы стремимся обрести эту жизнь, является квадратным. Потому и псалмопевец, предвидя Церковь, которая собрана будет из народов, говорил: И собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря (Пс 106:3). Если же десять умножить на четыре, будет сорок. Потому и освобождённый из Египта народ, который есть образ теперешней Церкви, подвергался столь многим тяготам в течение сорока лет в пустыне, но в это же время освежал себя манной небесной, так что смог в конце концов достичь издавна обетованной ему земли. Он подвергался испытаниям в течение сорока лет, дабы привлечь внимание к трудностям, с которыми сталкивается Церковь во всём мире, соблюдая закон Божий; он кормился манной небесной в эти сорок лет, чтобы показать, что сами страдания, которые претерпевает Церковь в надежде на небесный динарий, то есть вечное блаженство, облегчаются, потому что блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5:6), и потому что та же Церковь поёт Своему Искупителю: А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс 16:15). Таким же образом и народ Божий и подвержен невзгодам, и насыщается манной, подтверждая сказанное апостолом: Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы (Рим 12:12). В этом же образе Господь наш постился сорок дней перед Своей телесной смертью, а затем после воскресения ещё сорок дней вкушал вместе со Своими учениками, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем (Деян 1:3). Постясь, Он показал Собой наши труды, принимая еду и питие с учениками, Он явил нам Своё утешение. Постясь, Он будто бы восклицал: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк 21:34); вкушая, Он словно бы восклицал: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20), а также: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас (Ин 16:22). Ведь как только мы ступаем на стезю Господню, мы и постимся от суетности этого мира, и ободряемся обетованием мира грядущего, не связывая сердце наше этой жизнью внизу, но устремляя его к жизни горней.

    О храме.

  • 18.

    На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было.

    Мы уже говорили, что кедр обозначает превосходную красоту добродетелей. И вот, весь дом изнутри отделан этим деревом тогда, когда сердца праведников начинают сиять не чем иным, как любовью к делам добра, а на кедрах внутри тогда появляется искусная резьба, когда эти избранные соединяются друг с другом в великолепном союзе любви так, что, несмотря на бесконечное множество верующих, о них, тем не менее, с полным правом возможно сказать, что они имеют одно сердце и одну душу в силу разделяемой ими общей веры и общей любви. Точёные соединения, связывавшие доски, чтобы получалось одно целое, - это и есть сами обязательства любви, которыми удерживается святое братство и которыми оно во всём мире собирается в единый дом Христа. Кроме того, дом украшен резьбой тогда, когда святые, вовсе не тая и не скрывая дела добродетельные, а совершая их явно, всем показывают как пример для жизни, каковы они сами и что они делают, как поступал и апостол Павел, который своей проповедью Христа язычникам и личным страданием за Христа не только продемонстрировал свою высоту, но и в посланиях церквам повествовал о том, как много несчастий он принял за Христа и сколь великими откровениями восхищен был в блаженной славе. И когда слушателям своим без колебания он говорил: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11:1), то что он показывал, как не выставленные напоказ резные [украшения] в доме Господнем, которые, будучи явлены в нём в исключительной мере, доступны подражанию всех [людей]?

    О храме.

  • 19.

    Давир же внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там ковчег завета Господня.

    С учётом изложенного выше тайный внутренний дом отчизны нашей небесной означает ковчег завета - Господа нашего Спасителя, в Котором лишь мы и имеем завет мира с Отцом и Который, взойдя на небо по воскресении, поместил одесную Отца плоть, воспринятую от Девы.

    О храме.

  • 20.

    И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом; обложил также и кедровый жертвенник.

    Он имеет в виду жертвенник, находившийся перед давиром, о чём чуть далее добавлено: И весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом (3 Цар 6:22). Из этого нам даётся понять, что этот самый жертвенник был сооружён из камня, облицован кедром и покрыт золотом. Это образно обозначает жизнь совершенных праведников, которые будто бы помещаются близ давира и, оставляя обычные радости, всецело заботятся только о вхождении в Царство Небесное. Соответственно, не плоть жертвенных [животных] сжигалась на этом жертвеннике, но лишь курились благовония, потому что подобные люди не имеют более нужды приносить жертвы за грехи плоти или мысли соблазна; им [должно] приносить благоухание духовных молитв и небесных желаний в огне любви к вечности пред взором своего Творца. Теперь легко объяснить из сказанного выше, что означают камень, кедр и золото в таком жертвеннике.

    О храме.

  • 21.

    И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом.

    Золотые пластины, которыми был покрыт храм, - это многообразные дела благочестия, которые чистая любовь ставит на службу своему Творцу или нужде брата. Гвозди же, которыми прикреплялись плиты, суть сами заповеди любви или обетования славы вечной, посредством которых мы даром благодати Христовой удерживаемся в упражнении и стремлении к благодетелям, дабы не совершить падения.

    О храме.

  • 23.

    И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.

    Херувим, как ясно заявляет пророк Иезекииль, - слово, выражающее ангельское достоинство; в единственном числе используется форма херув, но херувим - форма множественного числа. Посему образы херувимов, которые были сделаны в давире, уместно принять за сонм ангелов, всегда сопровождающих своего Творца на Небесах. И верно говорится, что сделаны они были из масличного дерева, ибо ангельские силы, конечно же, помазываются благодатью Духа Святого, дабы никогда не иссохла в них любовь к Богу. Ведь они - те соучастники наши, о которых пророк говорит, хваля Христа: Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников твоих (Пс 44:8). Если говорить образно, то верно было, чтобы те, кого их Создатель затем наполнил светом небесной мудрости, были изготовлены из масличного дерева. Потому Он и хотел, чтобы они назывались херувимами, что по латыни значит «умноженное знание» или «множество знаний». Высота их - десять локтей, потому что они наслаждаются денарием жизни вечной, храня в себе неискажённым образ своего Творца через святость, праведность и истину, которые обрели при первом творении. Денарий же состоит из десяти оболов и обыкновенно несёт на себе имя и изображение царя. Соответственно, и образу Царства Небесного это наилучшим образом подходит, ибо и святые ангелы там всегда пребывают в подобии Творцу, в котором сотворены, и избранные из людей принимают Его подобие, которое утратили, согрешив. Знаем только, - говорит он, - что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин 3:2).

    Два херувима могут образно обозначать и два Завета. Эти херувимы были сделаны в давире, без сомнения, согласно провидению Бога, которое, разумеется, недоступно и непостижимо для нас: прежде начала мира устроено было, когда, как и кем будет записано Священное Писание. Изготовлены они из масличного дерева, потому что священные книги составлены были мужами милосердия и незапятнанного благочестия, мужами, освящёнными помазанием Духа Святого. Они высотой в десять локтей, потому что соблюдением Десятисловия закона они возвещают, что Богу должно служить, ибо сами показывают, что верным служением Богу в награду достигается денарий вечного царства. У них по паре крыльев, потому что они возвещают о том, что Заветы всегда - и в горестях, и в удачах - смотрят на Небеса с неодолимой решимостью и на Небеса приводят, ибо своим слушателям они указывают на необходимость делать то же самое. Пять локтей - длина крыла одного херувима, и пять - другого, потому что при всей изменчивости вещей преходящих святые все чувства свои обращают к Господу, всегда взирая на Него. Они жаждут слышать хвалу Ему, вещать о чудесных делах Его, ибо слова Его для горла их слаще мёда и слаще медовых сот их устам. Они бегут за благоуханием Его, и, покуда в них пребывает дыхание и дух Божий в ноздрях их, уста их не произносят зла и языки их не говорят лжи. Проходя путь свой с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор 6:7), они достигают обретения небесного денария, который обещал верховный Домовладелец работникам в Своём винограднике. Одним творением были два херувима, потому что писатели обоих документов служили Богу одинаковой чистотой работы и преданностью любви, проповедуя Бога согласным голосом и одной верой. Что в Новом Завете является совершёнными событиями: воплощение Господа, страдание, воскресение и вознесение, призвание язычников, изгнание иудеев, многочисленные гонения на Церковь, - в Ветхом Завете, если его правильно понимать, предсказано как события, которым предстоит произойти.

    О храме.

  • 24.

    Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его.

    Крылья, если их рассматривать как образ святых, обозначают их добродетели, которыми они постоянно устремляются к Небесам, наполняя ими всю свою жизнь. Однако когда крылья используются для обозначения ангелов, то что показывают они лучше всего, как не благодать вечного и неизменного блаженства постоянного нахождения на Небесах в служении собственному Создателю? Или же, будучи невесомыми в силу духовной природы, так что способны проникнуть куда бы ни захотели, словно летая, они образно представлены с крыльями и действительно показаны с крыльями. Вот, хорошо сказано: Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей, потому что ангельские силы хранят с нерушимой верностью закон Божий, записанный в пяти книгах [Пятикнижия], то есть любя Господа Бога своего всей силой своей и любя ближних своих, как самоё себя. Ибо любовь есть исполнение закона (Рим 13:10). «Их ближние» включают и самих ангельских духов по отношению друг к другу, и избранных человеков, которые в равной степени их соучастники. Итак, смысл одинакового размера каждого из крыльев заключается в том, что с тем же самым рвением, с которым ангелы любят друг друга в Боге, они устремляются к единению с нами по мере нашего восхождения к ним. И крылья составляют длину в десять локтей, когда с удвоенным проявлением любви ангелы ликуют в присутствии своего Творца.

    О храме.

  • 25.

    В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима.

    Два херувима были изготовлены для того, чтобы обозначить соучастие в той любви, о которой мы говорим, ибо любовь не может быть [там], где меньше двоих. Потому и Спаситель заботился о том, чтобы посылать на проповедь учеников парами, дабы умолчанием научить их тому, что проповедующие слово веры прежде всех дел должны овладеть добродетелью любви. А оба херувима были одинаковой меры и одинакового вида потому, что нет несовпадения между волей и мыслью на небесной родине, где все освещаются одним и тем видением и одной и той славой присутствия Бога.

    О храме.

  • 27.

    И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом.

    Из того, что сказано выше, ясно, почему херувимы, место обитания которых всегда на Небесах, были поставлены во внутренней части храма. И крылья их были распростёрты, словно готовые лететь, потому что духи ангельские всегда сосредоточены на готовности следовать воле Божьей. А то, что крыло одного херувима касалось одной стены, а крыло другого - другой, имеет отношение к тому служению любви, которое ангелы исполняют для нас. Касающиеся друг друга крылья в центре храма выражают ту благодать любви, которой они связаны между собой.

    О храме.

  • 29.

    И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне.

    Соломон делает херувима на стенах храма, когда Господь одаривает избранных Своих [способностью] строить жизнь согласно правилу святых Писаний, содержащих великое множество знания. Он делает херувима, когда Он учит их подражать в этой жизни, в меру их ограниченной возможности, целомудрию жизни ангелов, чему особенно способствуют бдения и хвала Богу при искренней любви к Богу и своему ближнему. Он делает пальмовые деревья, когда закрепляет в умах их мысль о награде вечности, так что чем более перед очами сердца их встаёт награда праведности, тем менее способны они пасть с вершины праведности. Он делает разные изображения, словно выступающие из стены, когда вменяет верующим разнообразные дела добродетелей, к примеру: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходительность друг к другу и взаимное прощение, а более всего любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол 3:12). То есть добродетели эти, когда становятся столь привычными для избранных, что кажется, будто они естественно вложены в них, чем ещё являются, как не резными изображениями в доме Господнем, словно выступающими из стены? Ведь они не постигают слова и дела истины внешне, от других, но в них они уже глубоко укоренены. Постоянно держа их наготове, они всегда способны из самой глубины сердца извлечь, что надо делать и чему учить.

    О храме.

  • 30.

    И пол в храме обложил золотом во внутренней и передней части

    Это означает место в давире и в самом храме. Ровность пола обозначает смиренное согласие святого братства, в котором все - эллины и иудеи, варвары и скифы, свободные и рабы, благородные и низкие - хвалятся тем, что они братья во Христе. Все хвалятся тем же Отцом, Который на Небесах, ибо никто не может усомниться в совершенной гармонии смирения обитателей неба. Соломон потому обложил пол внутренней и передней части золотом, что наш Царь мира и покоя наполнил ангелов и души праведных на Небесах совершенно и всецело даром любви, а насельников той же небесной отчизны, странствующих в этом мире, отделил от низости остальных смертных отличительным знаком любви, говоря: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35).

    О храме.

  • 32.

    На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы

    Итак, всё выше упомянутое, то есть херувимы, пальмы и резные украшения на стенах храма, были исследованы и разъяснены соответственно нашему разумению. Благочестивые дела, совершаемые Церковью во всём мире через своих святых и совершенных членов, должны со всем тщанием приниматься во внимание теми особенно, кому поручено попечение о верующих и кому вверены ключи от Царства Небесного; они должны возвышать других за заслуги доброделания в той мере, в какой сами возвышаются над остальными. Ибо они несут образ херувимов, вырезанных на них, когда подражают, и помышлением, и делом, жизни ангелов на земле, насколько это возможно для смертных. Они имеют вид пальм, когда непрестанно помышляют умом о дарах награды небесной. Ведь именно пальмой украшается рука победителя. На них выступают резные украшения, когда они всем смотрящим на них демонстрируют вернейшие подтверждения их добрых дел, доказательства, которые никто не может опровергнуть. Все такие дела обложены золотом, когда, как уже часто говорилось и всегда следует говорить, сияние любви озаряет остальные цветы добродетелей, особенно в выдающихся членах Церкви.

    О храме.

Ничего нет для сопоставления.