- 2.
Ст. 2, 5-6 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу:
Много есть видов обещаний. Иные обещали жертвы, другие – деньги, а иные – самих себя, иные же обещались уреченное число дней не пить вина, не стричь волосов на голове. Таковы были те, о которых божественный Иаков говорил богомудрому Павлу: «суть у нас некии обещавше себе Богу: сия поимь очистися с ними, и иждиви на них» (Деян 21:23), то есть, чтобы рассеять подозрение, ты представь за них приносимые по закону жертвы. О них-то постановляет здесь закон, и повелевает, чтобы давшие сие обещание, во все дни обета (обетом же называет обещание) воздерживались от уксуса, гроздов и выжимков виноградных, и не стригли волосов на голове, «дóндеже скончаются дние, елики обещал есть Господу» (Чис 6:5). А растящего волосы, как посвящающего их Богу, называет святым. Ибо сказал: «свят будет растяй власы главы своея во вся дни обета своего Господу» (Чис 6:5), то есть, власы, посвященные Богу не остригай, пока не кончишь обещания. Повелевает же ему не приближаться ни к отцу умершему, ни к брату, ни к кому-либо другому. Ибо говорит: если случится ему нечаянно быть при чьей-либо смерти, то необходимо остричь все волосы, и не в первый только день, но и в седмый, чтобы сняты были и те волосы, которые избежали бритвы и выросли в продолжение седми дней, а потом и в осьмый день принести двух горлиц, одну ради греха, а другую во всесожжение, и одного агнца ради преступления (Чис 6:12). А из сего точнее дознаем, что жертвою ради преступления называет жертву за грех невольный; потому что случившееся с ним было непроизвольно, от внезапной чьей-либо смерти. Число же дней обетных повелевает считать ему снова. Ибо говорит: «дние прежнии да не будут ему в число, понеже осквернися глава обета его» (Чис 6:12).
- 5.
Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.
См. Толкование на (Чис 6:2)
- 6.
Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу:
См. Толкование на (Чис 6:2)
- 19.
и возьмет священник сваренное плечо овна и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, и положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего;
Научил же и тому, какие жертвы надобно принести исполнившему обет очищения, а именно: агнца во всесожжение и агницу греха ради; женского же пола жертвы приносятся за грех, потому что человек отваживается на грех при расслаблении разума. Сверх сего закон постановил приносить непорочного овна во спасение (Чис 6:14) и кошницу опресноков; потом, при совершении жертвы, возложить остриженные власы на жертву спасения. Рамо же варено (Чис 6:19), взятое жрецом и возложенное на руки обещавшемуся, означало, что обетное дело совершено; потому что рамо варено знаменует совершение дела. Узаконил же сие не напрасно, но уча заботиться о точности, не делать обетов необдуманно, и обещавшись, исполнять обещанное. А чрез сие дает урок и нам, хранить святыню неоскверненною; потому что приявший на себя нечистоту имеет нужду в очищении свыше и в отъятии скверн посредством покаяния. Сие и блаженный Павел сказал в послании к Галатам: «чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас» (Гал 4:19).
- 24.
Ст. 24-27 да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их.
После сего закон научает иереев, как надлежит благословлять, и показывает, что имя Божие сообщает благословение приступающим. Ибо сказано: «да возложат имя Мое на сыны Израилевы, и Аз Господь благословлю я» (Чис 6:27). Передает же и самыя слова благословения: «да благословит тя Господь, и сохранит тя; Да просветит Господь лице Свое на тя, и помилует тя; да воздвигнет Господь лице Свое на тя, и даст ти мир» (Чис 6:24). А из сего научаемся, что благословляемым прежде всего надлежит испрашивать божественных даров, потому что сие означают слова: «да благословит тя»; потом сохранять данное, потому что присовокуплено: «и сохранит тя». Во втором благословении предрекается пришествие Бога и Спасителя нашего. Ибо сказано: «да просветит Господь лице Свое на тя, и помилует тя». А домостроительство по плоти Бога и Спасителя нашего исполнено милосердия; почему даровано нам примирение с Богом. Ибо сему научает последующее благословение: «да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир». О сем мире и блаженный Павел сказал: «Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею…» (Еф 2:14). Пророк, преподав сие о благословении, и описав, как помазал он скинию, и какия приношения сделали начальники колен, извещает, как слышал он ушами своими божественный глас, пришедший от очистилища, которое было над кивотом и осенялось крылами херувимов (Чис. 7:1–89). Написал же сие не по любочестию, но научая, что входящим туда однажды в год архиереям там Владыка Бог являл славу Свою, сколько можно было видеть ее естеству человеческому.
- 25.
да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
См. Толкование на (Чис 6:24)
- 26.
да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
См. Толкование на (Чис 6:24)
- 27.
Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их.
См. Толкование на (Чис 6:24)
1.И сказал Господь Моисею, говоря:2.объяви сынам Израилевым и скажи им:
если мужчина или женщина решится дать обет назорейства,
чтобы посвятить себя в назореи Господу,3.то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка,
и не должен употреблять ни уксусу из вина,
ни уксусу из напитка,
и ничего приготовленного из винограда не должен пить,
и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;4.во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего,
что делается из винограда, от зерен до кожи.5.Во все дни обета назорейства его
бритва не должна касаться головы его;
до исполнения дней,
на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он:
должен растить волосы на голове своей.6.Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу,
не должен он подходить к мертвому телу:7.прикосновением к отцу своему, и матери своей,
и брату своему, и сестре своей,
не должен он оскверняться, когда они умрут,
потому что посвящение Богу его на главе его;8.во все дни назорейства своего свят он Господу.9.Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно,
и он осквернит тем голову назорейства своего:
то он должен остричь голову свою в день очищения его,
в седьмой день должен остричь ее,10.и в восьмой день
должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей,
к священнику, ко входу скинии собрания;11.священник одну из птиц принесет в жертву за грех,
а другую во всесожжение,
и очистит его от осквернения мертвым телом,
и освятит голову его в тот день;12.и должен он снова начать посвященные Господу дни
назорейства своего
и принести однолетнего агнца в жертву повинности;
прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено.13.И вот закон о назорее, когда исполнятся дни назорейства его:
должно привести его ко входу скинии собрания,14.и он принесет в жертву Господу
одного однолетнего агнца без порока во всесожжение,
и одну однолетнюю агницу без порока в жертву за грех,
и одного овна без порока в жертву мирную,15.и корзину опресноков из пшеничной муки,
хлебов, испеченных с елеем,
и пресных лепешек, помазанных елеем,
и при них хлебное приношение и возлияние;16.и представит сие священник пред Господа,
и принесет жертву его за грех и всесожжение его;17.овна принесет в жертву мирную Господу
с корзиною опресноков,
также совершит священник хлебное приношение его
и возлияние его;18.и острижет назорей у входа скинии собрания
голову назорейства своего,
и возьмет волосы головы назорейства своего,
и положит на огонь, который под мирною жертвою;19.и возьмет священник сваренное плечо овна
и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку,
и положит на руки назорею,
после того, как острижет он голову назорейства своего;20.и вознесет сие священник, потрясая пред Господом:
эта святыня — для священника,
сверх груди потрясания и сверх плеча возношения.
После сего назорей может пить вино.21.Вот закон о назорее,
который дал обет, и жертва его Господу за назорейство свое,
кроме того, что позволит ему достаток его;
по обету своему, какой он даст,
так и должен он делать, сверх узаконенного о назорействе его.22.И сказал Господь Моисею, говоря:23.скажи Аарону и сынам его:
так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:24.да благословит тебя Господь и сохранит тебя!25.да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!26.да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!27.Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых,
и Я [Господь] благословлю их. - 6.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Числа > Глава 6



