- 2.
Ст. 2-4 великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас
Исцеляется и расслабленный, и притом, при стечении народа, на виду у всех. Ибо увидит, - говорит Исаия, - народ величие Господа и славу Божью. Какое величие и какую славу? Укрепитесь, ослабевшие руки и колена дрожащие, - речь идет о параличе. Укрепитесь, не бойтесь, - повторяет не зря; к слову укрепитесь не случайно присоединяет не бойтесь, ибо вместе с выздоровлением членов было обещано и восстановление физических сил - встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Лк 5:24), - и бодрость духа, дабы не бояться тех, кто скажет: Кто отпустит грехи, кроме одного Бога (Лк 5:21)?
Против Маркиона.
- 3.
Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие
См. Толкование на (Ис 35:2)
- 4.
скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас
См. Толкование на (Ис 35:2)
- 6.
Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки
Итак, из-за таких гипотез я хочу разрушить их первый бастион, а именно то их мнение, что пророки все проповедовали только в образах. Если бы было так, если бы не предсказывались действительные предметы, по которым чертились образы, то тогда не могли бы различаться сами образы. Или, лучше сказать, если бы все были только фигуры, то что же было бы тем, с чего взяты фигуры? Будет ли отражать зеркало, если нигде нет лица? Поэтому не все - образы, но есть и реальности; не все тени, но есть и тела, именно таковы, что ясно предсказывают о Самом Господе. Например: Дева и зачала во чреве не иносказательно… Какие тут фигуры у Исаии, образы у Давида, притчи у Иеремии? Даже чудеса Его не предвозвещались в образах. Или разве слепым не открывались глаза? Разве язык немых не получал дара слова? Разве сухие руки и расслабленные ноги не укреплялись? Разве хромой не скакал как олень? Хотя мы обыкновенно толкуем это в духовном смысле, относя к душевным недугам, исцеленным Господом, однако, так как это исполнилось и в телесном смысле, то этим показывается, что пророки предсказывали в том и в другом смысле. Причем, несомненно то, что у них больше предсказаний неприкровенных, собственных и свободных от всякой ширмы аллегорий.
О воскресении мертвых.
- 10.
И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся
Радость вечная, - говорит Исаия, - будет над головою их. Ничего нет вечного, кроме того, что будет после воскресения. Печаль и воздыхание, - продолжает он, - удалятся от них. Также ангел Иоанну говорит: И отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр 7:17). Конечно, с тех самых очей, которые прежде плакали и которые после могли бы плакать, если бы Божественное милосердие не осушило всего слезного дождя. И опять: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже (Откр 21:4). Следовательно, не будет и тления. Оно так же уничтожится нетлением, как и смерть - бессмертием.
О воскресении мертвых.
Ничего нет для сопоставления. - 3.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Тертулиан > Книга пророка Исаии > Глава 35