- 5.
Ст. 5-27 Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии. Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии. И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя. Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил. Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царем после меня и он сядетна престоле моем»? Почему же воцарился Адония? И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои. Вирсавия пошла к царю в спальню; царь был очень стар, и Ависага Сунамитянка прислуживала царю; и наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе? Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем». А теперь, вот, Адония воцарился, и ты, господин мой царь, не знаешь о том. И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил. Но ты, господин мой, - царь, и глаза всех Израильтян устремлены на тебя, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего царя после него; иначе, когда господин мой царь почиет с отцами своими, падет обвинение на меня и на сына моего Соломона. Когда она еще говорила с царем, пришел и пророк Нафан. И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли. И сказал Нафан: господин мой царь! сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем»? Потому что он ныне сошел и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него и говорят: да живет царь Адония! А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил. Не сталось ли это по воле господина моего царя, и для чего ты не открыл рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя после него?
Итак, часто отцы рожденных ими сыновей называют своими рабами, хотя не отрицают подлинности рождения; и часто, выражая благорасположение к своим рабам, называют их чадами, хотя и не скрывают, что издавна обладают ими. В первом случае они говорят по власти как отцы, а во втором - дают наименование по человеколюбию. Ведь и Сарра называла Авраама господином, хотя она была не рабыня, а супруга. И апостол сближал раба Онисима с его владыкой Филимоном, как брата. И Вирсавия, будучи матерью, называла сына рабом, говоря отцу: Соломона, раба твоего (3 Цар 1:19); потом и пророк Нафан, войдя, говорил Давиду подобно Вирсавии: Соломона раба твоего (3 Цар 1:26). И их не беспокоило назвать сына рабом. Ибо и отец, слыша это, признал его рождение, они, говоря так, знали, что Соломон - подлинный сын. И достойным наследником отца они признавали того, кого называли рабом, ибо по естеству он был сын Давида.
Поэтому как, читая это о Соломоне, мы понимаем правильно, и, слыша, что он именуется рабом, считаем его не рабом, но подлинным сыном по естеству, так, если и о Спасителе, Который истинно исповедуется Сыном и по естеству есть Слово, святые говорят: «Верного Сотворившему Его»; если сам Он говорит о Себе: Господь создал Меня, и: Я раб Твой и сын рабы Твоей (Пс 115:7), и все тому подобное, - то да не отрицают поэтому некоторые того, что собственно принадлежит Ему от Отца, но пусть об Отце и Сыне, как о Соломоне и Давиде, мыслят правильно. Ибо если, слыша, что Соломон назван рабом, признают его сыном, то не справедливо ли многократно погибнуть тем, которые не сохраняют того же разумения о Господе? Но когда слышат о рождении, Слове, Премудрости, то стараются перетолковать это и отрицают подлинное по естеству рождение Сына от Отца. Когда же слышат возгласы и речения о творении, то тотчас готовы признать Сына творением по естеству и отрицать [бытие] Слова, хотя, зная, что Сын сделался человеком, все таковые речения могут относить к Его человечеству.
Не мерзкими ли оказываются они пред Господом, имея у себя неодинаковые гири (Притч 20:23) и то рассуждая так, то хуля Господа? Но, быть может, они думают, что слово «раб» употреблено как бы по благорасположению, а слово «Сотворившему» воспринимают как какое-то великое пособие для их ереси. Однако и эта их опора есть трость сокрушенная, ибо тотчас сами себя осудят, если изучат словоупотребление Писания. Ведь как Соломон называется рабом, хотя он и сын, так, - повторим опять сказанное прежде - если родители рожденных ими сыновей называют творимыми, и созидаемыми, и бывшими, то этим нимало не отрицают их естества.
Против ариан.
- 6.
Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 7.
И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 8.
Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 9.
И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 10.
Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 11.
Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том?
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 12.
Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 13.
Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем»? Почему же воцарился Адония?
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 14.
И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 15.
Вирсавия пошла к царю в спальню; царь был очень стар, и Ависага Сунамитянка прислуживала царю
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 16.
и наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе?
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 17.
Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем».
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 18.
А теперь, вот, Адония воцарился , и ты, господин мой царь, не знаешь о том.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 19.
И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 20.
Но ты, господин мой, - царь, и глаза всех Израильтян устремлены на тебя, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего царя после него;
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 21.
иначе, когда господин мой царь почиет с отцами своими, падет обвинение на меня и на сына моего Соломона.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 22.
Когда она еще говорила с царем, пришел и пророк Нафан.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 23.
И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 24.
И сказал Нафан: господин мой царь! сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем»?
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 25.
Потому что он ныне сошел и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него и говорят: да живет царь Адония!
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 26.
А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил.
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
- 27.
Не сталось ли это по воле господина моего царя, и для чего ты не открыл рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя после него?
См. Толкование на (3 Цар 1:5)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Третья книга Царств > Глава 1
Глава 1
Ничего нет для сопоставления.