< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Глава 76

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, о Идифуме, псалом Асафу

    Содержание: Идифум, услышав, что сказано было о народе еврейском, а именно: вскую Боже отринул ecu до конца ((Пс 73:1))? крайне скорбел и смущался, оплакивая совершенное отвержение евреев. После этого Асаф слагает ему псалом, научая его, что в подобных обстоятельствах должно прибегать к единому Богу и в Нем искать себе утешения. Поэтому и начинает так:

  • 2.

    Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внять ми. Начиная псалом Идифуму, научает, что Господь близок к призывающим Его.

  • 3.

    Ст. 3-4 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Такая, говорит, скорбь объяла душу мою, что не только днем совершал я моления, но самое нощное время проводил в молитвах. Впрочем, поступая так, не напрасно прилагал старание и не вотще трудился; это и значит сказанное: не прельщен бых.

    Отвержеся утешитися душа моя: помянух Бога и возвеселихся. Не принял я никакого утешения от людей; единое же памятование о Боге было весельем сердцу моему. Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой. Когда пользовался я человеческими рассуждениями (ибо это значить: поглумляхся), тогда впадал я в легкомыслие.

  • 4.

    Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушствоваше дух мой.

    См. Толкование на (Пс 76:3)

  • 5.

    Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. В смущение приводить то, что враги занимают места наших стражб, то есть оплоты стен.

  • 6.

    Ст. 6, 11 Помыслих дни первыя. Размышлял я сам с собою о том, и смущался, почему Бог ранее помогал народу, а ныне отверг его. И это возбуждало во мне опасение, не навсегда ли отвратился от них Бог. И воспоминал я о тех днях древних. Сия измена десницы Вышняго. Предаваясь, говорит, помыслам об отвержении народа, уразумел я наконец, что совершившийся с народом переворот и переход из лучшего состояния в худшее произошел не ради чего иного, но ради десницы Вышнего, прямые же сказать — ради того, что соделано с Спасителем Христом, Который есть Отчая десница.

  • 11.

    И рех: ныне начах, сия измена десницы вышняго.

    См. Толкование на (Пс 76:6)

  • 12.

    Яко помяну от начала чудеса Твоя. Размыслил я, сколько благ даровал им Бог, и каким воздали Ему злом Иудеи.

  • 13.

    И поучуся во всех делех Твоих. Так поступили они; а я от начала и до конца опишу все благодеяния, какие оказал Ты нам, т. е. не оставлю в забвении ни одного из дарованных нам благ.

  • 14.

    Боже, во святем путь Твой. Под словом «святый» разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершал необычайные Божественные знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который поистине свят, как Бог. Кто Бог велий яко Бог наш? Всех превосходишь Ты, Владыко; потому что Ты один творишь чудеса, какие угодно Тебе.

  • 16.

    Избавил ecи мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. Ибо им первым проповедано евангелие царствия небесного Мышцею Господнею, то есть Христом.

  • 17.

    Видеша Тя воды, Боже, и убояшася. Когда же воды, увидев Его, убоялись? Не тогда ли, как запретил морю, и оно умолкло?

  • 18.

    Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Облаками в этих словах называет святых Апостолов, служащих небесному и евангельскому слову, а стрелами именует действе Святого Духа. Поэтому, как бы так говорит: действия эти, явленные в святых учениках Твоих, соделались известными в целой вселенной. Но должно знать, что и сам Христос у пророка Исайи именуется стрелою избранною ((Ис 49:2)).

  • 19.

    Глас грома Твоего в колеси. Громом называет евангельское слово, огласившее поднебесную; Поэтому и Евангелиста наименовал Господь сыном громовым; а под именем колеса разумеет человеческую жизнь, что можно видеть и у Иезекииля (1,20). Поэтому, смысл речи как бы таков: евангельское слово Твое передается всему человеческому роду. Осветиша молния Твоя вселенную. Какие же это молнии? Не те ли, которые облистали нас духовным светом, т. е. святые Апостолы и Евангелисты, которым Спаситель сказал: вы есте свет мира ((Мф 5:14))? — Подвижеся и трепетна бысть земля. Это значить: спасительная проповедь соделалась слышимою живущим по всей земле, и всех объял целомудренный страх, по сказанному: работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом ((Пс 2:11)).

  • 20.

    В мори nyтиe Твои, и стези Твои в водах многих. Морем называется мир, водами же многими — различные в нем поколения людей. А поскольку Христос заповедал Апостолам: шедше научите вся языки, и: се Аз с вами есмь во вся дни (Mф. 28,19-20), и они прошли всю поднебесную, проповедали всем языкам, при невидимом соприсутствии с ними Господа, по неложному Его обетованию; то Псалмопевец присовокупил: и следы Твоя не познаются, потому что шествие с ними Господа было невидимо. Притом, Он один, как Бог, совершил шествие и по чувственному морю, о чем говорит Евангелист.

  • 21.

    Наставил ecи яко овцы люди Твоя. Как овец не знающих, куда идут и где лежит их путь, сам Ты руководил нас, употребив к тому служителей Твоих Моисея и Аарона. Все начиная со слов: помянух, дела Господня ((Пс 76:12)), Псалмопевец говорит в связи с сказанным выше: помянух Бога и возвеселихся ((Пс 76:4)), то есть, приводя это на память, утешился я мыслию и возвеселился . Ибо представляя в уме, сколько раз и в каких случаях пользовались мы Твоею помощью, убедился я, что, соделав так многое для нашего спасения и избавления от обдержавших тогда нас бед, и ныне не потерпишь Ты — оставить вовсе без внимания Твоего нас в рабстве, в плену и в злосчастии. Рукою Моисеовою и Ааронею. Ты же, Владыко, соприсущий со святыми Апостолами, и древле чрез Моисея извел народ Свой из Египта, под предводительством Моисея и Аарона.

Ничего нет для сопоставления.