- 1.
Разума Асафу.
Содержание: Псалом этот воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностью.
Ст. 1-2 Внемлите, людие Мои, закону Моему. Какому народу предлагает этот совет? Не уверовавшим ли из язычников? И какому закону повелевает внимать? Не закону ли евангельскому? Что и язычники — Его народ, об этом говорит Пророк Захария: и прибегнут языцы мнози ко Господу, и будут Ему в люди ((Зах 2:11)). Приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих. С усердием слушайте, что говорю вам. Отверзу в притчах уста Моя. Евангелист ясно протолковал, что это исполнилось, когда Господь изрек многие притчи в Евангелиях ((Мф 13:35)).
- 2.
Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.
См. Толкование на (Пс 77:1)
- 3.
И отцы наши поведаша нам. Что слышали мы от отцов, все то узнали в пришествие Его, видя дела Его.
- 4.
Не утаишася от чад их в род ин. Не иному роду, но чадам их совершены Спасителем все чудные дела Его. Потому и не умолкали, возвещающе им хвалы Господни и силы Его.
- 5.
И закон положи во Израили. Отцам их дал Закон и скинию свидения, руководя их Законом к познанию Спасителя человеческому роду, пришедшего по исполнении времен.
- 6.
Сынове родящиися. Этим означает святых учеников Спасителя, которые совершенные Христом чудеса поведят сыновом своим, то есть, чрез них приступившим к вере.
- 7.
И не забудут дел Божиих. Возвестят им то, по чему возмогут они единственным своим упованием признавать Бога.
- 8.
Да не будут якоже отцы их. Апостолы, говорить, наставляемым самим Богом возвестят хвалы Божии, чтобы взыскали они заповедей Божиих и не подражали безумию отцов своих; потому что род тот не имел правого пред Богом сердца, и не увери с Богом духа своего. Род иже не исправи сердца своего. Ибо не приобрели они твердой веры в Бога, не восхотев ходить путем прямым, но решившись противиться Божественным уставам.
- 9.
Сынове Ефремли наляцающе и стрпляюще луки. Именем одного колена Ефремова означил весь народ Израильский, отделившийся от Иуды; потому что Ефремляне поставили юниц и отступили от служения по Закону. А коснувшись лукавства отцов, подробно описывает всю их злобу, обилие благ дарованных им от Бога, неверность их Богу и постигшую их за это гибель, чтобы вразумленные тем оставили они лукавую свою ревность. Говорит же, что сыны Ефремовы, то есть весь Израиль, наученные вести брань с лукавыми демонами, и подобно луку на это уготованные, в самое время брани изменили, отрекшись от Владыки и Бога, и преклонившись к Варавве, то есть к сатане.
- 10.
Не сохраниша завета Божия. Разумеет преподаяние Евангелия и сказанное: се грядет день, и завещаю им завет нов ((Иер 31:31)). Объясняется же вина их, и именно, что, не сохранив этого завета, то есть нового закона Божия, возвратишася в день брани. Ибо не поверили Тому, Кто говорит: Аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу ((Ин 16:28)). Преследовать и низлагать должно враждующих на Бога, они же воздвигли брань против Бога.
- 11.
И забыша благодеяния Его. Хотя много видели благодеяний, однако же все это изринули из памяти. Доказательством же этому служит то, что предали Пилату, забыли, как приходил ко всякому из них, благодетельствуя и исцеляя обладаемых диаволом.
- 12.
Пред отцы их яже сотвори чудеса. Так же, говорит, забыли они благодеяния и чудеса Христовы, как и отцы их забыли совершенное в Египте, когда освобождал их Бог. Ибо, кажется, нечто подобное сему означают слова: пред отцы их. Псалмопевец, если выразиться яснее, как бы так говорит: лукавым своим ревнованием уподобились они отцам своим;. как те забыли Бога, так забыли и они.
- 13.
Разверзе море, и проведе их. И не это только совершил, но, разделив море, всем открыл путь. С этого стиха начинает Псалмопевец описывать чудеса, совершенные во время первого избавления. Ибо, когда Чермное море разделилось на части, воды расступились и с обеих сторон воздымались и восходили в высоту; Бог силою Своею заключил эти воды как бы в мехе каком, чтобы разлившись не потопили народа.
- 21.
Этого ради слыша Господь, и презре, то есть замедлил не надолго, и как бы удержал благодеющую руку Свою.
- 24.
Ст. 24-25 И хлеб небесный даде им. Бог не только тела их питал манною, но и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов. И это можно как видеть из самой связи речи, потому что как бы в виде добавления сказано: и хлеб небесный даде им, так не менее того уразумевать из слов Апостола, сказавшего о них, что брашно духовное ядоша ((1 Кор 10:3)); а это-то и называется теперь хлебом Ангельским.
- 25.
Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости.
См. Толкование на (Пс 77:24)
- 27.
И яко песок морский птицы пернаты. Разумеет здесь крастелей ((Чис 11:31)).
- 30.
Еще брашну сущу во устех их. Пища произвела в них расположение к болезненному изрыганию, как в пресытившихся мясом до такой меры, что возбудилось к нему омерзение.
- 39.
И помяну яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся. Умилосердился, говорит, над ними Бог, хотя видел, что совершенно предались они плоти, то есть плотскому мудрованию, и что дух их всегда устремлен к плотскому вожделению, и не обращается к покаянию и к тому, чтобы взыскать Бога всею душою. Итак, не по иному чему, а по единому Своему человеколюбию, умилосердился над ними и спас их Бог. А потому, Псалмопевец и сказал предварительно: Той же есть щедр и милостив ((Пс 77:38)).
- 42.
И не помянута руки Его в день, в он же избави я из руки оскорбляющего. Исчислив блага, дарованные им в море и в пустыне, описывает другой способ благодетельности, и именно, бедствия постигшие врагов. Таковы были: преложение реки в кровь, песьи мухи, жабы, ржа, пруги, град, слана, огнь, послание ангелов лютых и все прочее до гибели первородных.
- 50.
Путесотвори стезю гневу Своему. Даровав таинство Агнца, дал исход гневу Своему, чтобы миновал он народ Его и не коснулся совершивших таинство Его. Но, сохранив народ Свой тем, что дал исход гневу, Бог не пощаде от смерти душ их, то есть египтян, потому что предал их погубляющему.
- 54.
Ст. 54-55 И введе я в гору святыни Своея. Разумеет Иерусалим и впоследствии созданный в нем храм. Гору сию, юже стяжа десница Его. Ибо Десница Отчая есть сам Христос, и древле предшествовавший народу, и давший ему по жребию землю обетования. И изгна от лица их языки: аморрея, хеттея и прочие народы. И по жребию даде им ужем жребодаяния, изгнав и истребив семь народов; потому что израильтяне наследовали города и дома изгнанных.
- 55.
И введе я в гору святыни своея, гору сию, юже стяжа десница его.
См. Толкование на (Пс 77:54)
- 56.
И искусиша и преогорчиша Бога Вышнего. Псалмопевец имеет в виду идолослужение во времена судей и царей. И свидений Его не сохраниша.
- 57.
И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их. Как отцы их в пустыне, отрекшись от Избавителя, сделали себе тельца, так и они, оставив Бога, поставили опять юниц и приносят им жертвы.
- 58.
И прогневаша Его в холмех своих; потому что на всякой вершине горы приносили жертвы нечистым демонам, как говорит Пророк Осия ((Ос 4:13)).
- 59.
Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля. Израильтяне преданы в неоднократный плен.
- 60.
И отрину скинию Силомскую. Ибо скиния была прежде в Силоме, когда священнодействовали Илий и Самуил. Селение, еже вселися в человецех. Селением называет кивот, который возвращен этими людьми от пяти взявших его воевод ((1 Цар 6:4)).
- 61.
И предаде в плен крепость их и доброту их. Крепостию и добротою их был кивот, который предан был в руки жителей Азота.
- 62.
И затвори во оружии люди Своя. Отводимые в плен умирали, ни в ком не находя себе помощи; потому что ближние их истреблены огнем.
- 64.
Священницы их мечем падоша. Разумеет сынов священника Илия. И вдовицы их не оплаканы будут. Ибо погибли во время их гибели, и умерли одною смертью с своими мужьями и не удостоены слез, обыкновенно проливаемых над умершими.
- 66.
И порази враги Своя вспять. Разумеет это о поражении жителей Азота и Аскалона на седалищах их (1 Цар. 5,9), пока не отослали они от себя кивота.
- 67.
И отрину селенге Иосифово. Это сказано потому, что Силом находился в уделе Иосифовом; Ефрем же был сын Иосифов.
- 68.
И избра колено Иудово. Ибо из этого колена поставлял царей, из которых первым был Давид. Должно же знать, что Бог избрал одно колено вместо другого — колено Иудино вместо Иосифова, и одно место взамен другого — гору Сионскую взамен Силома.
- 69.
И созда яко единорога святилище Свое. Святилищем называет Божественный храм, созданный в Иерусалиме. А единорог есть зверь неодолимый, потому что имеет на лбу острый рог и им убивает всякого зверя. Поэтому Псалмопевец говорит, что, когда построен Божественный храм, все народы оказались уступающими силе, в нем пребывающей.
- 71.
От доилиц взят его, то есть от новорожденных и рождающих. И взяв его, как сведущего в пастырском искусстве, умеющего сберегать доящих овец, соделал пастырем овец словесных. Пасти Иакова раба Своего. То есть, соделался для них учителем добрых нравов, обучив их тому, чем сам отличался.
- 72.
И в разумех руку Своею наставил я есть. Разумом рук называет всякое дело, совершаемое в надлежащее время.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 77
Глава 77
Ничего нет для сопоставления.