- 1.
В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть
Сначала следует отметить, что эта речь началась так: В то время проходил Иисус засеянными полями, то есть в то время, когда Он воссылал благодарение Богу Отцу за спасение народа, - чтобы один смысл был и в предыдущем, и в последующем. Поэтому давайте посмотрим остальное. Поле - это мир, суббота - отдых, посев - преуспеяние жатвы у тех, кто уверует. Следовательно, отправившись в поле в субботу, во время отдыха по закону, Господь пришел в этот мир, осматривая это засеянное поле, то есть посев рода человеческого. И так как голод - это страстное желание человеческого спасения, ученики спешат дергать и срывать колосья, а именно насыщаться спасением святых. Ибо человеку не подходит питаться колосьями и неполезно есть сорванные злаки, но этот образ показывает веру в будущее событие, и заключенная [в нем] сила слов раскрывает таинство и голода, и насыщения.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 6.
Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма
Господь также напоминает им о другом пророчестве, чтобы они узнали, что в Нем совершается все, что прежде было сказано в законе. Священники в храме нарушают субботу без вины, то есть Он указывает, что Он Сам Храм, в Котором, в то время как народ закона проводил время в неверии, спасение через апостольское учение дается язычникам. Ибо Он Сам больше субботы, и евангельская вера совершается во Христе без вины нарушения закона.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 7.
если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных
И чтобы показать, что всякое совершение дел содержит этот образ будущего события, Он прибавил: Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то никогда не осудили бы невиновных. Дело нашего спасения не в жертве, но в милости, и с прекращением закона мы спасаемся благодатью Божией. Если бы они поняли ее дар, они никогда не осудили бы невиновных, то есть апостолов, которых собирались ложно, по злобе, обвинить в нарушении закона, поскольку с прекращением древних жертвоприношений через них для всех явилось новое милосердие, и не считали бы, что Господина субботы может сдержать предписание [соблюдать] ее.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 13.
Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая
Такое исцеление справедливо приписывается Господу. Ибо, вернувшись с засеянного поля, откуда апостолы уже получили плоды насыщения, Он пришел в синагогу, собираясь даже там подготовить работников для своей жатвы, многие из которых впоследствии были вместе с апостолами. Итак, они исцеляются в увечном, поскольку были неспособны подать спасение, и рука перестала действовать, и часть тела, которая что-то делала и в чем-то участвовала, высохла. Итак, Господь приказал ему протянуть руку, и она восстановилась у него, став, как другая. Всякое исцеление заключатся в слове, и рука становится, как другая, то есть становится подобной служению апостолов в деле спасения. И Он учит, что фарисеи не должны негодовать на апостолов из-за дела человеческого спасения, поскольку у них самих для исполнения того же служения может быть восстановлена рука, если они веруют.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 16.
и запретил им объявлять о Нем
Господь приказал молчать тем, кого исцеляет. Но неужели Он приказывал молчать об исцелении? Вовсе нет. Ибо здоровье, кому бы оно ни было возвращено, само по себе свидетель. Но, приказывая хранить тайну, Он избегает самовосхваления и тем не менее позволяет узнать Себя в том, когда требует молчать о Себе, так как соблюдение молчания происходит из того, о чем следует молчать.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 20.
Ст. 20-21 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Даже через это желание молчать о Себе исполняется сказанное Исаией, о пророчестве которого мы теперь напоминаем: Христос возлюблен Богом, и в Нем благоусмотрение Отчей воли, и Дух Божий на Нем, Он возвещает суд язычникам, и трость надломленная не переломлена, и лен курящийся не погас, то есть бренные и измученные тела язычников не сокрушены, но скорее сохранены для спасения, и маленький огонь, как в курящемся льне, не погас, слабый Израиль не был лишен духа древней благодати, поскольку есть возможность достичь полноты света во время раскаяния. Но это предписывается среди установлений определенного времени - доколе не доставит суду победы, то есть уничтожив силу смерти, Он возвратится в Своей славе, будет судить, и язычники верой будут уповать на Его имя.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 21.
и на имя Его будут уповать народы
См. Толкование на (Мф 12:20)
- 22.
Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть
Следует своевременное исцеление бесноватого слепого и немого. Ибо неслучайно, когда Он сказал, что весь народ целиком исцелен, теперь Ему сверх того является одержимый бесом слепой и немой, чтобы без всякого затруднения последовал тот же порядок понимания. Фарисеи обвиняли апостолов в том, что они срывают колосья, то есть раньше времени собирают людей сего мира; что милосердие проповедовалось выше жертвы, что человек с сухой рукой исцеляется в синагоге. И это не только нисколько не способствует обращению Израиля, но фарисеи даже вознамериваются убить Его. Итак, после этого следовало, чтобы в образе одного этого человека произошло спасение язычников, чтобы тот, кто был вместилищем демона, слепым и немым, приготовился воспринять Бога, и узрел Бога во Христе, и восславил дела Христовы исповеданием Бога. Народ был поражен этим деянием, но ненависть фарисеев усиливается. Ибо, поскольку эти столь великие деяния Его превосходили человеческую немощь, они постыдно отвергают исповедание еще большим преступлением неверия: они не могли считать эти дела человеческими, но не желали признать их Божиими и говорили, что вся эта власть Его над бесами от веельзевула, бесовского князя.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 25.
Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит
Закон - от Бога, и обещание царства Израиля - от закона, и рождение Христа и Его пришествие - от закона. Если царство закона разделится в себе, то непременно опустеет. И всякая власть разрушается разделением, и сила царства, разделенная в себе, утрачивается, и так Израиль потерял царство по закону, поскольку народ закона сопротивлялся исполнению закона во Христе. Но и город и дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Дом и город понимаются так же, как и царство. Но под городом здесь подразумевается Иерусалим, прославленный владычеством язычников. Теперь, после того как он вознегодовал яростью народа на своего Господа и изгнал Его апостолов с народом верующих, он более не устоит из-за разделения уходящих, и таким образом предвещается падение этого города, которое и последовало вскоре из-за этого разделения.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 31.
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам
Господь строго осуждает слова фарисеев и развращенность тех, кто думает так же, как они. Он обещает отпущение всех грехов и отказывает в прощении хулы на Святого Духа. Ведь хотя все остальное, что было сказано и сделано, отпускается щедрым прощением, нет милосердия тому, кто во Христе отрицает Бога. И любому греху без прощения Он дает благоволение повторного увещания; и вообще грехи всякого рода могут быть отпущены, а хула на Духа Святого - нет. Ибо что может быть настолько непростительным, как отрицать, что Христос - от Бога, и отнимать у Него пребывающую в Нем сущность Отчего Духа, когда Он совершает всякое дело в Духе Божием, и Сам есть Царство Небесное, и в Нем Бог примиряет с Собою мир? Следовательно, каким бы ни было оскорбление Христа, это все будет оскорблением Бога, так как во Христе - Бог и Христос - в Боге.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 33.
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду
Слово [Господа] осуществляется в настоящем и проявляется в будущем. Ибо в настоящем Он изобличает иудеев, которые, поняв, что дела Христовы превышают силы человека, тем не менее не хотели признать, что они от Бога. А относительно будущего Он ясно показал все извращения веры, а именно тех, кто, лишая Господа достоинства и общей с Отцом сущности, впал в различные ереси, не совершая ничего ни среди язычников, живущих под прощением за незнание, ни находясь в познании истины. Деревом Он обозначает Себя, облеченного телом, поскольку через внутреннюю плодовитость Его силы исходит плодородие на все плоды. Следовательно, или хорошим должно быть признано дерево с хорошими плодами, или плохим следует считать дерево с плохими плодами, поскольку дерево будет свидетельствовать о себе по своим плодам, а не так, как по природе деревьев плохое дерево может считаться хорошим или быть хорошим по ветвям, хоть и плохое. Через этот наглядный образ нам показывается, что Христа нужно или оставить как никчемного, или сохранить как доброго из-за пользы добрых плодов.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 34.
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста
Господь учил, что все это извращенное мнение исходит из природного порока. Из доброго сокровища нельзя вынести ничего плохого, и Богу следует отдать отчет за всякое праздное, то есть негодное и бесполезное, слово, так как за слова нашего исповедания мы должны быть или осуждены, или оправданы, чтобы получить такое благоволение будущего суда, какую речь о Господе небесной славы будем держать.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 43.
Ст. 43-44 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным
Следовательно, закон, который позже был дан, своим вмешательством, наподобие некоей стоящей на страже силы, изгнал и извлек нечистого духа, сидящего в груди этого народа. Выйдя оттуда, он обошел оставленных и томимых жаждой язычников, покидая прежний дом, чтобы в них найти покой и безмятежное обитание до судного дня. Но Божией милостью, вновь оказанной язычникам, после того как забил живой источник крещения и для них не оказалось никакого места обитания, когда даже в них этот нечистый дух не находил покоя, он, подумав, счел лучшим вернуться в тот дом, откуда вышел. И этот дом, очищенный законом, украшенный провозвестиями пророков и приготовленный пришествием Христа, оказался пуст, откуда ушла и стража закона, так как всякий закон был до Иоанна. Он не принял для обитания Христа, лишился жильца и был оставлен стражами, хотя и был вычищен и украшен заботой предшественников для грядущего жителя. Итак, он берет с собой семь злейших духов, потому что столько было даровано милостей Христом, которые многообразная премудрость Божия поместила в Нем в семиобразной славе, чтобы владение неправедности было таким же, каким было будущее владение благодати Божией. Так, последнее состояние этого человека хуже предыдущего, так как нечистый дух вышел из него в страхе перед законом, а ныне возвращается в него с отмщением из-за того, что он отверг благодать.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 44.
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным
См. Толкование на (Мф 12:43)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иларий Пиктавийский > От Матфея святое благовествование > Глава 12
Глава 12
1.«В то время»: ср. прим. к Мф. 3:1. – «Срывать колосья и есть»: бывший в употреблении и в настоящее время еще на востоке обычный способ утоления голода; срывали спелые колосья, растирали их в руках и вытертое жито ели. И законом Моисеевым дозволено было срывать колосья на жатве ближнего, только серпа заносить не дозволено (Втор. 23:25). 2.«Чего не должно делать в субботу»: Моисей, повелев шесть дней в неделю делать, запретил в седьмой день (в субботу) заниматься обычными и житейскими делами, кроме самых необходимых (Исх. 20:10. Исх. 35:2-3. Чис. 15:32-36). Предания старцев еще более усилили строгость субботнего покоя, так что даже дела добрые, дела благочестия, иногда запрещалось делать в субботу. Впрочем, фарисеи, неблагоприятно относившиеся к Спасителю, кажется, преувеличивали, именно в отношении к Нему и Его ученикам, строгость требований субботнего покоя; в отношении к себе и другим они, наверное, были снисходительнее (ср. ст. 11). Срывание учениками Иисусовыми колосьев даже для удовлетворения голода, следовательно, по необходимости, они почли нарушением субботнего покоя, осквернением субботы и – не опустили случая обратить внимание Господа на это, и упрекнуть Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим такое, по их мнению, явное и соблазнительное для других нарушение законов о субботе. 3-4.«Разве не читали» и пр.: чтобы защитить от нарекания и Себя, и учеников, Спаситель указывает на один случай с Давидом, рассказанный в священной книге еврейской (1Цар. гл. 21), который, следовательно, они должны знать и понимать, именно – как Давид, когда был алчен со своими спутниками во время бегства от преследований Саула, с благословения тогдашнего первосвященника, ел хлебы предложения и даже дал их есть своим спутникам. – «В дом Божий», – то есть в Скинию, которая была тогда в городе Номве. – «Хлебы предложения» и пр.: по закону (Лев. 24:5-9) на особом столе во второй части Скинии (а впоследствии храма), называвшейся Святое, священники должны были возлагать 12 чистых пшеничных хлебов, которые назывались «хлебами лица», т.е. Божия, положенными перед лицом Господа (Исх. 40:23), или «хлебами предложения», в том смысле, что полагаемое перед лицом предлагается тому, перед кем положено. По субботам их сменяли новыми хлебами, а снятые принадлежали священникам, которые одни должны были есть их на святом месте, так как это великая святыня для них из Господних жертв. Давид, мучимый голодом, по предложению самого первосвященника, ел эти хлебы, – и не только он, но и спутники его, следовательно, по-видимому, явно был нарушен закон. Однако же Давида никто не осудил и не осуждал за это. Следовательно, в случае необходимости, позволительно иногда нарушение закона и – это допущено всеми законодательствами. Такой случай был теперь с учениками Господа, когда голод принудил их срывать колосья и есть. Следовательно, они не подлежат осуждению за нарушение субботы. Но «как это, скажете, можно приложить к нашему предмету? Давид не нарушал субботы? – Господь… указывает на предмет важнейший, нежели суббота. Ибо нарушить день и приобщиться оной священной трапезе, которой никому нельзя приобщаться, не одинаково важно. Таким образом, Христос побеждает, приводя важнейшие примеры». И «не говори мне, что Давид был пророк (а потому нарушение им закона не может оправдывать нарушение субботы учениками Господа). Ибо и сие не давало ему права есть, потому что такое преимущество имели только священники… Ибо хотя Давид был и преславный пророк, но не священник. Если же он был и пророк, то не таковыми были бывшие с ним» (Злат.). 5.«Или не читали ли вы в законе»: Чис. 28:9. – «Нарушают» (собственно – «оскверняют» βεβήλονσι), т.е. с точки зрения не закона, а мнений иудейских, по которым всякое занятие в субботу нарушает покой субботний или оскверняет субботу. Священники и в субботы должны приносить во храме животных в жертву Богу, именно двух агнцев, сверх ежедневных приношений. Они должны их убивать, снимать кожу, приготовлять для жертвоприношений и – сжигать их, тогда как законом ясно запрещено зажигать огонь в день субботний (Исх. 35:3). И это делают они в самом храме, где закон более точно и строго, чем во всяком другом месте, должен исполняться. И однако же «не вменялось им то даже в грех, ибо сказано: «неповинны». Видишь ли, сколько обстоятельств Он привел? Место, ибо сие происходило во храме; лицо, ибо то были священники; время, ибо то было в субботу; само дело, ибо они сквернят (не сказал – нарушают, но сказал сильнее – сквернят). Наконец, Господь присовокупил и то, что они за сие не только не подвергаются казни, но свободны и от осуждения: «неповинны», говорит. Из сего видно, что Он по тем же самым причинами оправдывает священников, по которым освобождает от обвинений Своих учеников» (Злат., ср. Феофил.). 6.«Здесь Тот, Кто больше храма»: этими словами Господь прикровенно указывает на величие Своего лица, как Господа самого храма. Храм со всем его устройством, обрядами, церемониями, жертвами, был только образом истины, а Христос есть сама Истина, и, следовательно, настолько более храма, насколько истина более образа. Итак, если священникам храма, служителям образа, в день субботний, дозволяется делать дела свои и – они неповинны в том, что нарушают через то покой субботнего дня, предписанный законом: то не тем ли более неповинны в нарушении субботы служители самой Истины, имеющей отменить и сами законы о субботе, когда они, эти служители истины, по необходимости, в день субботы, для утоления голода, срывают колосья и едят во славу Божию? (ср. Феофил.). 7-8.«Если бы вы знали» и пр.: оправдав таким образом поступок Своих учеников указаниями на примеры, Спаситель открывает теперь фарисеям, что источник, из которого проистекло несправедливое осуждение ими учеников Его, есть непонимание или ложное понимание ими характера законных предписаний в их отношении к высшим нравственным требованиям. Нет у них – фарисеев – милосердной и сострадательной любви к ближним, каковой Бог требует, например, через пророка Осию (Ос. 6:6): все их внимание направлено на одни только жертвы, обряды, церемонии и обычаи предания, которые закрыли для них источник чистой любви. Если бы они понимали, что сострадательная любовь к голодному выше преданий и обычаев обрядословных, даже выше жертв: то не осудили бы невиновных, ради утоления голода срывавших колосья (ср. прим. к Мф. 9:13). – «Господин и субботы»: Тот, Кто, больше храма, выше и всего закона, сосредоточенного на храме и в храме, выше и постановлений законных о субботе, господин самой субботы. Он, имеющий отменить ветхозаветную субботу, может уже и теперь ученикам Своим повелеть отрешиться от ветхозаветной сени: «ибо настало для них время научиться всему посредством возвышеннейших предметов, и уже не должно законом связывать руки того, кто освободившись от злобы, стремится ко всему доброму» (Злат., ср. Феофил.). 9-10.«В синагогу» (см. прим. к Мф. 4:23) «их», т.е. фарисеев, с которыми Он говорил сейчас, или «их» можно понимать вообще, как Мф. 11:1 – в какую-то синагогу галилейскую. – «Имеющий сухую руку»: это вероятно был род местного паралича (см. прим. к Мф. 4:24). Примечательно, что болезнь не приписывается здесь присутствию в человеке том духа нечистого, как то замечено ниже о глухонемом (ст. 22). Видно, что Христос и Евангелисты строго отличали болезни простые, естественные, от болезней, которые производимы были непосредственным действием нечистых духов, различали также и способы исцелений: простое исцеление чудодейственное и исцеление через изгнание беса, конечно чудодейственное же. – «Можно ли исцелять в субботу»: предание старцев, как видно (ср. Лк. 13:14), запрещало в субботу делать даже такие дела милосердия, как врачевания больного. – «Чтобы обвинить Его»: перед местным судилищем (суд. – Мф. 5:21), какие бывали в городах и местечках, обвинить именно в нарушении законов о субботе. 11-12.Господь представляет наглядное опровержение несправедливости измышленного предания старцев, будто не должно делать даже дел милосердия в субботу. Если у кого-либо единственная (следовательно более дорогая для него, чем для имеющего стадо) овца упадет в яму, и через это он подвергается опасности лишиться ее: не постарается ли он ее вытащить оттуда? Конечно вытащит из сострадания к животному и жалея свою собственность. Человек более важен, чем овца. Если же вы сострадательно действуете в субботу в отношении к бессловесному животному, то тем более должно действовать так сострадательно и милостиво в отношении к человеку – образу и подобию Божию, человеку, для спасения которого и дарования ему вечной жизни и пришел Спаситель. – «Можно в субботу делать добро»: не могли же не сознавать этого фарисеи; но такова сила предвзятых мнений, обычаев и преданий, что сознаваемое ясно правым в отвлечении, – в практике жизни иногда подвергается порицанию. Господь обличает такую непоследовательность.
13.«И он протянул»: с верою, без сомнения, в чудодейственную силу Спасителя и – за то получил исцеление. Так и всякий грешник, с верою исполняющий повеление Господа, по-видимому, невозможное для него, – как делом невозможным казалось, что сухорукий протянул сухую руку свою, – получит прощение грехов своих и исцеление.
14.«Вышедши»: из синагоги (ст. 9) – «Чтобы погубить Его»: «не быв ничем обижены, они хотели убить Его» (Злат.). Странное, но возможное и понятное, при развращенности сердца, ослепление. – Узнав, что они покушались погубить Его и зная, что не пришел еще час Его, удалился, ибо, оставаясь, Он подвергал опасности свою жизнь (ср. прим. к Мф. 10:23). 15.«Исцелил их всех»: всех больных, какие были между этим множеством народа, исцелил конечно чудодейственной силой.
16-21.«Запретил им» и пр.: ибо Он не хотел преждевременно возбуждать до крайней степени ясно уже обнаружившуюся (ст. 14) злобу врагов своих (ср. прим. к Мф. 8:4). В этом же запрещении разглашать о чудесных действиях Своих, по Божественному плану домостроительства истории, исполнилось на Христе пророческое слово, по которому Мессия должен явиться в смиренном образе раба (Флп. 2:7), кроткий и сострадательный: «да сбудется реченное» (ср. прим. к Мф. 1:22). – «Се отрок Мой» и пр.: Ис. 42:1-4; место приведено свободно по еврейскому чтению, причем впрочем ясно имеется в виду и перевод у Семидесяти Толковников этого места, несколько разнящийся от еврейского текста. Что место сие из книги пророка относится к Мессии, это несомненно видно, кроме рассматриваемого указания сего отношения евангелистом, из самых свойств этого изображаемого лица, которые ни к кому другому, кроме Мессии Иисуса, приложены быть не могут, как то: дарование закона всем народам (1), упование на Него язычников (4), что Он свет для язычников (ст. 6) и др. Иудеи ожидали, что Мессия их явится в виде земного царя-завоевателя, который возвеличит царство еврейское, освободит его из-под власти чуждой, покорит язычников, с внешним блеском, славою и величием будет царствовать на престоле Давидовом. Мессия явился не таким: «царство Его не от мира сего» (Ин. 18:36) и – иудеи соблазнялись и соблазнились. Евангелист Матфей, приводя рассматриваемое место из книги пророка, показывает тем, что такие понятия иудеев о Мессии были ложны, что пророки издревле возвещали о Мессии не таком, какого они ожидали, а о кротком и смиренном. – «Отрок Мой» (Божий, ибо не пророк сам говорит сие, но Бог – через пророка, ст. 5) или «раб Бога Иеговы»: у пророка Исаии Бог нередко называет будущего Мессию смиренным именем раба Своего (Ис. 52:13 и дал. Ис. 53:2 и др.), так как Он, будучи образом Божиим, благоволил Себя умалить, приняв в воплощении вид раба (Флп. 2:7) и вполне исполнив волю Отца Своего о спасении рода человеческого (Ин. 17:4. Евр. 10:5-9). – «Возлюбленный» и пр.: ср. прим. к Мф. 3:17. – «Положу дух Мой на Него»: преизобильно изолью на Него в Его вочеловечении дары Духа Святого (ср. Ис. 11:2. Ис. 61:1). Сын Божий, единосущный Отцу и Святому Духу, и по человечеству Своему восприял от Отца благодатные дары Святого Духа «не в меру, паче причастник своих» (Пс. 44:8. Ин. 3:34); Сам Дух Святой сошел на Него, изливая дары Свои во всей полноте их (Мф. 3:16. Деян. 4:27). – «Возвестить народам суд»: «суд» с подлинника еврейского – правда («пророк обыкновенно правду называет судом» – Злат.), общее – постановления, заповеди, закон (Пс. 21:32. Пс. 118:29-30). В этом смысле «возвестит суд» (Христос) значит: возвестит закон евангельский, или совокупность истин христианских. – «Народам»: язычникам. Господь и Сам возвещал Евангелие царствия язычникам, когда приходили к Нему и из Идумеи, из-за Иордана, и из окрестностей Тира и Сидона (Мк. 3:7-8), и когда Он Сам путешествовал с проповедью вне Иудеи и Галилеи; но особенно через апостолов Его пронесено Евангелие царствия по всему миру, возвещено всем народам языческим (Мф. 28:19. Рим. 10:18). Впрочем, слово «суд» можно понимать здесь и в более тесном смысле, именно в смысле того суда Мессии, который предуготовляем был всею деятельностью Мессии (Ин. 3:18-19), совершается над всеми, слышащими и знающими проповедь евангельскую, и окончится при кончине мира – в день страшного суда; суд, как праведное воздаяние наград верующим и добродетельным (то же и ниже в Мф. 12:20). – «Не воспрекословит» и пр.: черты проповеди и характера, противоположные обыкновенным иудейским учителям. Иисус Мессия – тих, кроток, смирен; Он не ищет, как фарисеи, славы и ложной популярности («улицы» - места народных собраний, ср. Феофил.). Святой Златоуст словами – «не воспрекословит, ни возопиет» дает такой смысл: «Христос желал исцелить их больных, но когда они отвергли Его, то Он и в сем не противодействовал им». – «Трости надломленной не переломит»: трость – тростника есть символ слабости, равно как нетвердости и непостоянства (Мф. 11:7); трость надломленная – символ крайней слабости; здесь она означает бедных и угнетенных, надломленных жизнью или тех, «кто подвержен какой-либо страсти, но желает исполнять волю Божию» (Вас. Вел. 5, 362, ср. Феофил.). Мессия не переломит этой трости, не сокрушит таковых окончательно, не отвергнет, не оставит; но вразумит, подкрепит, исправит, утешит. Сюда относятся также все нищие духом, труждающиеся и обремененные, находящие во Христе покой душам своим. Свт. Златоуст и блж. Феофилакт толкуют сии слова еще так: «удобно было Христу переломить их всех (неверующих иудеев), как трость, и притом уже надломленную, но не хотел». – «Лен курящийся» – символ той же слабости и угнетенности, или символ человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства и не с полным усердием, и еще – человека ослабшего, которого также не должно отвергать, напротив, нужно возбуждать и поощрять (Вас. Вел., там же). Златоуст же (ср. Феофил.) толкует: «здесь изображает воспламенившийся гнев иудеев и силу Христову, могущую укротить сей их гнев и весьма легко погасить его». – «Суду победы»: таким смиренным и кротким образом действий Он тем не менее доставит Евангелию победу над всем миром; победу доставит суду, так как на суде перед Евангелием и на суде последнем все враждебные Ему силы будут уничтожены (1Кор. 15:24-29) – «Народы»: с еврейского подлинника – «острова»; впрочем, мысль и в том и в другом слове одна. Острова у пророка Исаии нередко означают языческие народы или часть их (часть вместо целого, ср. Ис. 41:1. Ис. 49:1). – «На имя Его»: имя вместо лица; на Него, на лицо Мессии Спасителя мира, будут уповать народы языческие, т.е. они будут ожидать от Него помощи, искупления; или, что Евангелие будет возвещено и язычникам, и они примут его. 22-23.«Бесноватого»: см. прим. к Мф. 4:24. – «Слепого и немого»: «о злость диавольская, заградила оба входа, через которые сей человек мог получить веру, – зрение и слух. Но Христос отверз тот и другой» (Злат.). – «Не это ли Христос»: вопрос возникшей уже, но еще не твердой, колеблющейся веры, волнуемой недоумением. Народу может быть известно было пророчество Исаии о временах Мессии (Ис. 35:5-6): «тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются… и будет славословить язык немного»; народ видел теперь на слепом и глухонемом исполняющимся это пророчество и говорил: не Христос ли этот великий чудотворец? Не фарисеи и книжники говорили это, но народ; так случается нередко, что люди простые, необразованные, более способны постигать смысл событий, чем люди книжные, лжеученые, гордящиеся своими познаниями (ср. Ин. 7:46-49. Ин. 9:34). 24.«Услышав» говор народа – не это ли Христос, сын Давидов, фарисеи сказали: не Христу Самому (ср. ст. 25), а народу. – «Вельзевула князя бесовского» (ср. прим. к Мф. 9:34. Мф. 10:25): фарисеи, решившиеся отвергнуть Иисуса из Назарета, как особенного посланника Божия – Мессию, принуждены были тем самым приискать себе какое-либо объяснение тем необычайным делам, какие творил Иисус Христос, т.е. чудесам, каково, например, исцеление бесноватого, глухонемого и слепого. Чудо было так поразительно, что очевидно было, что обыкновенною силою человеческою или искусством оно не могло быть произведено. Народ подумал – не Мессия ли этот чудотворец, и если бы фарисеи не нашли для народа объяснения этой Его чудотворной силы, то влияние их на народ могло поколебаться и рухнуть. И они нашлись вынужденными смотреть на это чудо, как смотрел и народ, т.е. как на действие, превышающее обыкновенные силы человеческие, только производили его, как и другие чудеса Христовы, не от Бога, но от нечистой силы и тем старались возбудить в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, как в Мессию, ненависть к Нему и боязнь Его, как имевшего сношения с нечистой силой, каковой страх и ненависть у нас, например, простой народ чувствует к так называемым колдунам. 25-26.«Зная помышления их»: доказательство Божества Христова, ибо тайные мысли и намерения может знать один только Бог (Пс. 7:10. Иер. 17:10). Господь указывает неразумность объяснения фарисеями Его чудесных действий указанием на то, что обыкновенно бывает в жизни целых царств и городов и в домашней семейной жизни. Царство, или город, или семейство, если не живут между собой в мире, и возможном единомыслии, а разделяются на части, враждебные одна другой, взаимно вредящие одна другой, не устоят, и рано или поздно падают, пустеют. То же самое было бы и с царством веельзевула или сатаны (сатана собственно значит: противник, супостат, ненавистник, и прилагается частью вообще к злым духам, частью к главе их царства – князю бесовскому). Если сатана, князь бесовский, посылает в людей бесов – мучить их, и в то же время помогает Мне выгонять их из людей, чтобы не мучили их: то значит, он разделился сам с собою, делает одно и в то же время делает противное сему, производит разделение и между бесами. Если бы это было так, то устояло ли бы царство бесовское? А оно стоит; следовательно, объяснение фарисеями чуда изгнания бесов силою князя бесовского не имеет смысла. 27-28.Второе опровержение фарисейского объяснения: если Христос силою князя бесовского изгоняет бесов, то сыны их, иудеев, чьею силой изгоняют? Златоуст под словами «сыны ваши» разумеет учеников Господа, которые уже получили от Него власть изгонять бесов, и изгоняли их, и дает такой смысл всему этому изречению Господа: «Апостолы чьею силой изгоняют бесов?.. Если Я, как вы говорили, изгоняю бесов силою веельзевула: то тем более они, как получившие на то власть от Меня. Однако же ничего подобного о них не говорите. Почему же вы Меня, даровавшего им власть сию, обвиняете, а их освобождаете от обвинения? Впрочем, это не избавит вас от наказания, а подвергнет еще большему. Посему-то Спаситель и присовокупил: «они будут вам судьями». Поелику ученики Мои, будучи одного с вами рода и получив одинаковое образование, веруют в Меня и повинуются Мне, то очевидно, что они осудят тех, которые делают и говорят противное» (ср. Феофил.). Другие под словами «сыны ваши» разумеют учеников фарисейских, которые упражнялись в заклинаниях злых духов (Иосиф. Флав. – Antiqu. 8. 2, 5. Bell. 7. 6, 3. ср. Деян. 19:13. Мк. 9:38. Лк. 9:49. Иуст. мучен. с Triph. p. 311) и, может быть, по милости Божией к одержимым злыми духами, действительно иногда изгоняли их. Смысл всему изречению в этом случае дается такой: ваши ученики также изгоняют бесов, – чьею силою? Если справедливо, как вы говорите, что Я, изгоняющий бесов, изгоняю их силою князя бесовского, т.е. имею сношение с нечистою силою: то вы также должны смотреть и на своих учеников, что и они имеют сношения с нечистою силою и изгоняют бесов тою же силою. Однако же о них вы не говорите и не скажете так; следовательно и о Мне не можете говорить этого, а должны признать, что таковые дела Я делаю силою Божиею. Следовательно, ваши же ученики могут быть судьями вашими, могут свидетельствовать, что вы неправо мыслите о силе, которою Я изгоняю бесов, и вывести вас из заблуждения относительно подобных Моих действий, и уверить вас, что здесь действует сила Божия. – «Духом Божиим»: тою силою и теми дарами Духа Святого, которые Он получил при крещении, хотя как Сын Божий от вечности единосущен и единовластен со Святым Духом, ровно как и со Отцом. – «Достигло до вас Царствие Божие»: пришло для них царство Мессии; они могут понять, если бы захотели, из этого, что Мессия пришел, ибо этими именно делами Он свидетельствовал о себе, как о Мессии, – а где Мессия явился и действует, там уже и царство Его, не в полном, конечно, его совершении, но во временном развитии. Именно в изгнании бесов они и могли приметить наступление этого царства: царство Божие и царство сатаны над людьми в постоянной борьбе; если Бог изгоняет сатану и тем лишает его господства над людьми, то очевидно пришло царство Божие (Мф. 3:2. Мф. 6:10) 29.«Как может кто» и пр.: третье опровержение, смысл которого следующий: «Я не только не хочу иметь сообщником дьявола, но даже веду с ним брань и связываю его, доказательством чего служит то, что Я расхитил сосуды его» (Злат., ср. Феофил.). – «Дом сильного»: царство сатаны, которого Господь «называет сильным не потому, что он таков по природе; но указывает на его прежнюю большую власть, какую Он имел над ними по нашей беспечности» (Злат.). – «Вещи его»: орудия, которыми хозяин дома пользуется для различных целей; в приложении к царству сатаны это – демоны, которыми он пользуется для различных злых своих целей в отношении к людям, а равно и люди, творящие волю его, исполняющие желание его (ср. Ин. 8:44). Я, изгоняя бесов, тем самым удостоверяю, что Я победил князя бесовского, а потому расхищаю вещи его, – гоню нечистых духов, разрушаю козни дьявола и служителей его, и рассеиваю весь мрак заблуждений и нечестия, напущенный царем мрака на род человеческий (ср. Феофил.). Образ взят может быть из Исаии (Ис. 49:24 и д.) 30.«Кто не со Мною» и пр.: четвертое опровержение, смысл которого следующий: «Мое намерение – привести людей к Богу, научить их добродетели, возвестить им царствие, – а чего хотят диавол и бесы? Противного сему. Итак, каким образом тот, кто не собирает со Мною и кто не знает Меня, будет помогать Мне?» (Злат., ср. Феофил.). – Это можно приложить в настоящем случае и к фарисеям и ко всем людям, враждебным Христу. Кто из знающих и слышащих Его учение не становится на сторону Его, тот враг Его, хотя бы ничего и не делал враждебного Ему, враг потому уже, что не действует в пользу Его; тем более враг тот, кто каким бы то ни было образом противодействует Ему. – «Собирает – расточает»: смысл тот же; образ заимствован от жатвы (ср. Мф. 3:12. Мф. 6:26. Ин. 4:36). 31-32.«Посему»: вывод из всей предыдущей речи Спасителя (с 25 ст.), вызванной хульными словами фарисеев. – «Всякий грех и хула»: всякий грех и в частности хула – поругание священных предметов. – «Простится»: разумеется под условием, если грешник покается в своем грехе и хуле; в противном случае он не может получить прощения. – «Хула на Духа»: фарисеи в настоящем случае вооружились против яснейшего Божественного откровения Св. Духа, как Он являл Себя во Христе изгнанием Бесов (ст. 29), явились в открытой вражде против сего Духа до такой степени, что видимые действия Его приписывали злому духу – сатане или веельзевулу; а посему хула их на Духа означает не только отрицание очевидных откровений действий Духа Святого, но злобное оскорбление Духа, когда Его действия приписываются демону, что свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. – «Не простится» этот грех потому, что нравственное состояние, какое он предполагает и в котором может найти себе место этот грех грехов, таково, что человек теряет нравственную способность к восприятию действий Св. Духа; это состояние таково же, как состояние демонов нераскаянных. – «На Сына Человеческого»: против Сына Человеческого, против Иисуса. Иудеи соблазнялись Его происхождением и уничиженной жизнью, ибо не такого ждали они Мессию; соблазнялись тем, что Он произошел из Назарета, из которого, по их мнению, ничего доброго не могло произойти (Ин. 1:46); что Он пришел из Галилеи, из которой, по их мнению, пророк не мог придти (Ин. 7:52); соблазнялись вообще Его бедностью и уничижением, – а потому колебались признать в Нем Мессию, говорили слово против Него. Этот грех «простится»: ибо это грех заблуждения, недоразумений, неведения; эти заблуждения и недоумения могут рассеяться, неведение замениться ведением, и может явиться вера, при содействии Святого Духа, и тогда, по раскаянии, грех этот простится. «На Духа Святого»: Которого силою Я творю чудеса. – «Не отпустится»: кто отрицает во Христе Святого Духа и злобно оскорбляет Его, тому не простится; причина – в нравственном состоянии такого человека; не отпустится и потому, как говорит св. Златоуст, что Христа еще не знали, кто Он был; но о Духе получили уже достаточное понятие. «Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо, если уже вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святого. Посему наказание ваше как здесь, так и там неизбежно» (Злат. ср. Феофил.). – Св. Афанасий Великий говорит в изъяснение сего изречения: «святые Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен и именно – из Божества и человечества, ибо «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и самарянке сказал: «Дух есть Бог» (Ин. 4:24), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий» (Ин. 13:31)… Почему и говорит: «кто скажет слово на Сына Человеческого», т.е. на тело Его, «простится ему». Ибо, осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики Его не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снишел на них Дух Святой в день Пятидесятницы… Но которые хулят Духа Святого, т.е. Божество Христово, и говорят, что силою веельзевула Он изгоняет бесов, тем не простится. Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не простится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т.е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи». – «В сем веке»: во время до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда. – «В будущем»: после второго пришествия и суда, – вечность.
33.Признайте: собственно – сотворите или сделайте (ποιήσατε), «сделайте вместо – назовите» (Зигаб.). «Сказанное имеет такой смысл: никто из вас не обвинял Меня в том, чтобы исцеленные Мною не были точно исцелены; никто не говорил и того, чтобы освободить от беса было дело злое… Если вы и хотите порицать дела Мои, пусть будет так; только бы в обвинениях ваших не было несообразности и противоречия. Ибо о дереве судят по плоду, а не о плоде по дереву. Вы же не так делаете. Следовало бы и вам или доказать, что дела Мои худы, когда хотите обвинять Меня, или, когда дела Мои хвалите, то вместе и Меня, совершившего оные, освободить от ваших обвинений. А вы противно сему поступаете: не находя ничего предосудительного в делах Моих, которые суть плод, вы осуждаете дерево, называете Меня беснующимися» (Злат., ср. Феофил. и прим. к Мф. 3:8 и к Мф. 7:16-20). 34-35.«Порождения ехиднины»: см. прим. к Мф. 3:7. – «Как вы можете» и пр.: указывается вопросом нравственная невозможность, при злости сердца, быть истинно добрым, делать истинное добро и «говорить доброе» о Христе и Его делах (1Кор. 12:3). «Вы, будучи худыми деревьями, не можете приносить и доброго плода. Потому Я и не удивляюсь, что вы произносите такие слова: ибо, происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые» (Злат.). – «От избытка сердца» и пр.: уста говорят то, чем переполнено сердце, так что, следовательно, в речах выражается лишь часть того, что есть на сердце. «Слыша человека, произносящего худые слова, ты можешь угадывать, что еще не столько зла лежит внутри его, сколько показывается в словах его, а гораздо больше скрывается оного в самом источнике: потому что выражаемое наружно есть только избыток внутреннего. Если слова их так исполнены зла и происходят от духа дьявольского, то подумай, каков должен быть корень и источник слов… Слова произносятся вслух всех и взвешиваются всеми, а сердце укрывается в тени, и потому меньше зла бывает на языке, больше в сердце» (Злат., ср. Феофил.). – «Добрый человек» и пр.: речь опять образная. Сердце человеческое представляется сокровищницей, в которой у доброго человека хранится доброе, а у злого – злое; из этой сокровищницы они и берут или выносят, т.е. говорят, что у кого есть, добрый – доброе, а злой – злое. Что такое здесь доброе или злое? «Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище доброе, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище злое» (Вас. Вел. 5, 329). «Не должно думать, что так было (именно, что злые бывают злее в сердце, чем на словах) только с людьми злыми; напротив, в добрыми то же происходит. Ибо и у них больше скрывается добродетели внутри, нежели сколько является наружно, в словах» (Злат., ср. Феофил.). 36-37.«Праздное слово» есть слово, несообразное с делом, ложное, дышущее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например возбуждающее беспорядочный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное» (Злат.), «всякое слово, не служащее к действительной христианской пользе» (Феофил.). – «В день суда»: каковой суд произведет Христос при Втором Своем пришествии (Мф. 25:31-46). – «От слов своих оправдаешься» и пр.: слова суть выражение мыслей и чувств человека и вообще внутреннего нравственного состояния его; по ним познается человек, как дерево по плоду. Если слова человека правдивы, честны, благочестивы, назидательны: они показывают хорошего человека в произносящем их, и такой человек получит оправдание на суде. Если слова лживы, нечестивы: они указывают на злое сердце человека, и таковой не может получить оправдания, а подвергнется осуждению. Впрочем, все сие изречение не так должно понимать, будто только слова человека будут единственною причиной оправдания или осуждения его на суде; оправдывается человек верою и по вере добрыми делами, осуждается же неверием и происходящим отсюда отсутствием добрых дел или делами худыми; слова же представляются здесь только как выражение внутреннего состояния человека (ср. Иак. 3:3-12). – «Своих»: «не по речам другого, но по твоим собственно словам Судия произнесет приговор. Что может быть сего справедливее? Ибо в твоей власти говорить и не говорить. Почему не злословимым надобно страшиться и трепетать, но злословящим» (Злат.). 38.«Тогда некоторые – сказали»: после столь многих знамений, фарисеи говорят так, как будто бы ни одного из них не бывало… Дивясь этому, евангелист повторяет опять слово – «тогда»: тогда, когда следовало бы преклонить голову, когда надлежало исполниться удивлением, когда не оставалось ничего более, как придти в изумление и уступить» (Злат.). – «Видеть знамение»: какое-либо необыкновенное действие, чудо, которое бы могло свидетельствовать о чрезвычайном, Божественном Его посланничестве. Хотя исцеление бесноватого-глухонемого было разительным знамением для всякого; но фарисеи упорно не веровали ему, и надеялись новым требованием поставить в затруднение Господа, искушали Его (Лк. 11:16). 39-40.«Род лукавый и прелюбодейный»: «они лицемерно и как враги просят от Него знамения. Поэтому Он и называет их родом лукавым, ибо они всегда были неблагодарны к своим благодетелям, и, приемля благодеяния, делались еще худшими, что служит признаком крайнего лукавства и злонравия. А прелюбодейным родом Он назвал их, указывая на их прежнее и настоящее неверие… Ибо не веровать в Него то же значит, что соделываться прелюбодейным» (Злат., ср. Феофил.). – Отношения между Богом и народом еврейским нередко представляются в ветхозаветных книгах под образом отношений между мужем и женой, и неверность народа Богу, его идолослужение – под образом прелюбодеяния (Пс. 72:27. Ис. 57:3. Иез. 16:15. Иез. 23:27. Ос. 3:1 и др.). – «И знамение не дастся ему» и пр.: иудеи просили знамения особенного, чрезвычайного чуда – с неба (Лк. 11:16), и просили не с добрым расположением. Господь говорит, что такого чуда им теперь не будет дано. Это не значит, чтобы Господь отказывался вовсе творить чудеса, в доказательство Своего особенного посланничества в качестве Мессии, но значит только, что требуемого ими знамения теперь не дано будет. Он указал теперь только на величайшее знамение в прошедшем, прообразовавшее величайшее чудо, какое имеет совершиться на Нем в будущем, именно – чудо сохранения пророка Ионы во чреве морской рыбы в продолжение трех суток, прообразовавшее чудо воскресения Христова, после трехдневной телесной смерти, которое яснейшим образом доказывает Его особенное небесное посланничество в качестве Мессии. Как Иона, после трехсуточного пребывания внутри рыбы, чудесно сохраненный, воззван был к жизни, так и Христос после трех дней воскреснет из мертвых; и как сохранение Ионы было средством привести ниневитян к покаянию, так воскресение Христово должно привести весь род человеческий к истинной религии и вере. – «Во чреве кита»: это было на Средиземном море, когда Иона, от повеления ему Божия – идти с проповедью в Ниневию, хотел было убежать в Фарсис (Ион. 1 и 2). Говорят, что киты редко встречаются в Средиземном море, и что горло кита так мало, что он не может проглотить целого человека; но еврейские слова, которые переводятся в книге пророка Ионы словами «кит великий», не означают непременно кита, а означают вообще большую рыбу какого-либо рода. Можно думать, что это была акула, которая может свободно проглотить целиком человека; сохранение человека во чреве акулы живым в продолжение трех суток, без сомнения, есть действие чудесное. – «Три дня и три ночи»: из евангельских повествований о смерти, погребении и воскресении Господа видно, что Он был во гробе собственно один день (суббота) и две ночи (с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье – (Мф. 27:63). Это, впрочем, не означает какой-либо погрешности в счете, а вполне объясняется способом исчисления времени, принятым у иудеев; иначе иудеи, и особенно фарисеи, не опустили бы случая обвинить Христа в несправедливости Его слов (так как они знали пророчество Его о своем воскресении – Мф. 27:63), чего однако же не видим из Евангелия. По народному обычаю часть дня считалась за целый день, когда говорили о продолжении какого-либо события. Примеры подобного времяисчисления: 1Цар. 30:12 и д. Быт. 42:17-18. 2Пар. 10:5-12. Ср. Есф. 4:16 с Есф. 5:1. Ср. Феофил. «Не сказал (Спаситель) ясно, что Он воскреснет, потому что они стали бы смеяться над тем, а предвозвестил это прикровенно, впрочем так, что они могли поверить, что Он знал сие еще прежде. И они точно поняли смысл Его предречения, как это видно из их слов к Пилату: «обманщик Тот, еще будучи в живых сказал: после трех дней воскресну» (Мф. 27:63). Заметь, с какой точностью выражает Спаситель даже и прикровенное Свое пророчество. Не говорит Он: «в земле», но «в сердце земли»: чтобы ясно означить Свое пребывание во гробе, и чтобы никто не подумал, будто смерть Его была только мечтательное явление» (Злат.). 41.«Ниневитяне»: жители города Ниневии, столицы Ассирийского государства. Город этот лежал на берегу реки Тигра, к северо-востоку от Вавилона, славился многолюдством (полагают, что во времена пророка Ионы было в нем около 600 000 жителей), – богатством и изнеженностью нравов. Пророк Иона, по повелению Божию, призывал их к покаянию; они вняли пророческому гласу его, и их искреннее, глубокое раскаяние отдалило на два века погибель города, которою грозил им Бог через пророка. Около 600 г. до Р.Х. город этот был разрушен вавилонянами, сообразно пророчеству, изреченному Богом через другого пророка – Наума за 115 лет до события (Наум. 1:8. Наум. 2:6). – «Восстанут на суд – и осудят»: осудят тем именно, что они, вняв проповеди посланника Божия, покаялись, а иудеи, и фарисеи особенно, не слушают проповеди Мессии своего. – «Здесь больше Ионы»: словом, здесь Спаситель, как и в ст. 6, указывает на Себя, на Свое явление между иудеями, которое имеет несравненно величайшее значение, чем явление Ионы между ниневитянами. «Иона – раб; а Я – владыка; он изшел из чрева китова, а Я воскресну из мертвых. Он проповедовал разрушение, а Я пришел благовествовать царствие. И жители Ниневии поверили ему без всякого знамения, а Я представил много знамений; они и не слыхали ничего, кроме грозных слов пророка, а Я показал вам все сокровища высшего любомудрия. Иона явился в Ниневии, как служитель Божий; а Я – Сам Владыка и Господь всяческих, и пришел не с угрозами, не с требованием отчета, но с прощением. Жители Ниневии были язычники, а с вами обращались столь многие пророки. Об Ионе никто не пророчествовал, а обо Мне – все, и дела Мои совершенно согласны с пророчествами. Он убеждал от лица Господня, думая устраниться от осмеяния; а Я, наперед знав, что буду распят и поруган, пришел в мир. Он не хотел перенести и того унижения, чтобы видеть спасенными ниневетян; а Я претерплю смерть, и смерть позорнейшую, и после этого пошлю еще и других проповедовать. Он был среди ниневитян пришелец и чужестранец, никому незнаемый; а Я – ваш сродник по плоти, происходящий от тех же прародителей, от коих происходите и вы» (Злат.). 42.«Царица южная»: царица Савская, приходившая к Соломону (3Цар. гл. 10). Сава вероятно был город в Аравии, на юг от Иудеи. – «От пределов земли»: выражение, означающее отдаленность страны, о которой идет речь (ср. Втор. 28:49). – «Она осудит род сей»: ибо пришла издалека слушать мудрость Соломона, а иудеи не хотели слушать воплотившуюся Божественную премудрость. – «Больше Соломона»: «Соломон, не выходя из чертогов, принял пришедшую к нему жену; а Я Сам пришел к неимущим Меня. Соломон принял царицу, подвигшуюся от концов земли; а Я Сам прохожу грады и веси. Соломон беседовал с нею о деревах и растениях, и от сих бесед, не могла она получить большой пользы; а Я предлагаю беседы о неизреченных вещах, о страшнейших таинствах» (Злат., ср. Феофил.). 43-45.Господь говорит иносказательно и «прикровенно, впрочем так, что притча Его должна возбудить в них (иудеях) великий страх» (Злат.). Смысл речи таков: иудеи требовали от Христа какого-либо необыкновенного знамения – с неба, для доказательства, что Он – Мессия. Отказав им в этом и указав на знамение Ионы пророка, Господь теперь иносказательной речью дает им знать, что хотя бы Он и сотворил для них такое чудо, разительное и убедительное, хотя бы даже пораженные таким чудом, они на некоторое время действительно уверовали в Него, как во Христа, и явили признаки исправления; но их нравственная испорченность до такой степени сильна и застарела, что по прошествии некоторого времени их неверие возникнет еще с новою силой и упорством, и они сделаются еще хуже. Неверие и испорченность в них, как злой дух в бесноватом. Хотя бы они были побеждены и, так сказать, изгнаны из них, они опять возвратятся к ним и проявятся еще с большей лютостью, подобно тому, как изгнанный бес снова возвращается в обладаемого прежде им, «если будет он нерадеть о себе» (Злат.), и еще с большей силой и лютостью будет мучить его. – «Ходит по безводным местам»: пустыни и степи, места сухие, дикие, необитаемые, представляются местопребыванием злых, скитающихся духов (Тов. 8:3. Вар. 4:35. Откр. 18:2. Ис. 13:21). – «Ища покоя, и не находит»: места пустынные и дикие представляются местопребыванием для духов злых неудобным, так что они предпочитают местопребыванию там обладание человеком, где они много могут сделать зла. Сим олицетворяются побежденные и изгнанные страсти злые, которым нет места, как только в душе людей злых; они не находят себе удовлетворения и покоя нигде, кроме сердца человека злого. – «Тогда говорит» и пр.: продолжение олицетворения страстей; страсть, как злой дух, стремится снова овладеть человеком, т.е. злой человек опять начинает возгревать в себе недавно потушенную и выгнанную на время злую страсть. – «Дом мой»: злой дух называет человека домом своим, потому что он в нем живет, как в своем доме; точно также и злая страсть. – «Незанятым, выметенным и убранным»: по изгнании злого духа и страсти, к человеку возвращаются его разум и все способности душевные; дом его сердца чист, сор страстей выметен из него, и оно украшено некоторыми добродетелями. Но если человек остается нерадивым, праздным и невнимательным к себе (ср. Феофил.): то злой дух и страсти опять возвращаются к нему, и еще с большей силой и лютостью, что выражено под образом возвращения уже не одного нечистого духа, а вместе с семью другими еще злейшими того. – «Семь» можно принимать не в строгом смысле, а как обозначение множества вообще (ср. 1Цар. 2:5 и др.), или же: «как семь духовных даров, так в противоположность сему семь духов злобы» (Феофил.), или семь смертных грехов и страстей. – «Так будет и с этим злым родом»: хотя бы сделано было все возможное, чтобы возбудить в нем веру и исправить нравы, его неверие и развращение столь велики, что они опять возвратятся в его сердце, как злой дух в человека, и проявятся еще с большей лютостью. Это исполнилось в точности. Несмотря на учение и чудеса Спасителя и Его Апостолов, несмотря на все что сделано было для этого народа пророками, представители народа все более и более ожесточались против Христа и христианства; усиливались в них злая страсть, подобно тому бесноватому, в которого взошли вместо одного семь злейших духов. Они отвергли Мессию своего и распяли Его, гнали и умерщвляли Апостолов Его; за то им было последнее горше первого: Бог отверг народ Свой и рассеял его. «И в самом деле, бедствия, постигшие иудеев при Веспасиане и Тите, были несравненно ужаснее прежних. Потому и сказал Господь (Мф. 24:21): «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет» (Злат.). Так бывает и вообще с человеком (ср. Григ. Бог. 3, 260. 309). 46-50.«Братья Его»: или двоюродные, дети Клеопы и Марии, сестры Пресвятой Богородицы, или же вернее – братья названные, дети Иосифа обрученника от первой жены его (ср. прим. к Мф. 1:25). – «Указав на учеников Своих»: не на всех слушавших и не на двенадцать только, а на тех вообще, которые считали Его своим учителем, а себя – Его учениками. – «Вот матерь Моя» и пр.: Господь всегда питал нежное чувство к Своей Матери, и – даже вися уже на кресте, поручил ее возлюбленнейшему Своему ученику (Ин. 19:25-27). Как ни тесно соединяют людей связи родственные, но духовная связь не менее тесна, и именно тесное нравственно-духовное отношение ко Христу условливается не плотскими, но духовными связями. – «Исполняет волю» и проч.: сравн. Лк. 11:27-28.



