- 1.
В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть
Сначала следует отметить, что эта речь началась так: В то время проходил Иисус засеянными полями, то есть в то время, когда Он воссылал благодарение Богу Отцу за спасение народа, - чтобы один смысл был и в предыдущем, и в последующем. Поэтому давайте посмотрим остальное. Поле - это мир, суббота - отдых, посев - преуспеяние жатвы у тех, кто уверует. Следовательно, отправившись в поле в субботу, во время отдыха по закону, Господь пришел в этот мир, осматривая это засеянное поле, то есть посев рода человеческого. И так как голод - это страстное желание человеческого спасения, ученики спешат дергать и срывать колосья, а именно насыщаться спасением святых. Ибо человеку не подходит питаться колосьями и неполезно есть сорванные злаки, но этот образ показывает веру в будущее событие, и заключенная [в нем] сила слов раскрывает таинство и голода, и насыщения.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 6.
Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма
Господь также напоминает им о другом пророчестве, чтобы они узнали, что в Нем совершается все, что прежде было сказано в законе. Священники в храме нарушают субботу без вины, то есть Он указывает, что Он Сам Храм, в Котором, в то время как народ закона проводил время в неверии, спасение через апостольское учение дается язычникам. Ибо Он Сам больше субботы, и евангельская вера совершается во Христе без вины нарушения закона.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 7.
если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных
И чтобы показать, что всякое совершение дел содержит этот образ будущего события, Он прибавил: Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то никогда не осудили бы невиновных. Дело нашего спасения не в жертве, но в милости, и с прекращением закона мы спасаемся благодатью Божией. Если бы они поняли ее дар, они никогда не осудили бы невиновных, то есть апостолов, которых собирались ложно, по злобе, обвинить в нарушении закона, поскольку с прекращением древних жертвоприношений через них для всех явилось новое милосердие, и не считали бы, что Господина субботы может сдержать предписание [соблюдать] ее.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 13.
Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая
Такое исцеление справедливо приписывается Господу. Ибо, вернувшись с засеянного поля, откуда апостолы уже получили плоды насыщения, Он пришел в синагогу, собираясь даже там подготовить работников для своей жатвы, многие из которых впоследствии были вместе с апостолами. Итак, они исцеляются в увечном, поскольку были неспособны подать спасение, и рука перестала действовать, и часть тела, которая что-то делала и в чем-то участвовала, высохла. Итак, Господь приказал ему протянуть руку, и она восстановилась у него, став, как другая. Всякое исцеление заключатся в слове, и рука становится, как другая, то есть становится подобной служению апостолов в деле спасения. И Он учит, что фарисеи не должны негодовать на апостолов из-за дела человеческого спасения, поскольку у них самих для исполнения того же служения может быть восстановлена рука, если они веруют.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 16.
и запретил им объявлять о Нем
Господь приказал молчать тем, кого исцеляет. Но неужели Он приказывал молчать об исцелении? Вовсе нет. Ибо здоровье, кому бы оно ни было возвращено, само по себе свидетель. Но, приказывая хранить тайну, Он избегает самовосхваления и тем не менее позволяет узнать Себя в том, когда требует молчать о Себе, так как соблюдение молчания происходит из того, о чем следует молчать.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 20.
Ст. 20-21 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Даже через это желание молчать о Себе исполняется сказанное Исаией, о пророчестве которого мы теперь напоминаем: Христос возлюблен Богом, и в Нем благоусмотрение Отчей воли, и Дух Божий на Нем, Он возвещает суд язычникам, и трость надломленная не переломлена, и лен курящийся не погас, то есть бренные и измученные тела язычников не сокрушены, но скорее сохранены для спасения, и маленький огонь, как в курящемся льне, не погас, слабый Израиль не был лишен духа древней благодати, поскольку есть возможность достичь полноты света во время раскаяния. Но это предписывается среди установлений определенного времени - доколе не доставит суду победы, то есть уничтожив силу смерти, Он возвратится в Своей славе, будет судить, и язычники верой будут уповать на Его имя.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 21.
и на имя Его будут уповать народы
См. Толкование на (Мф 12:20)
- 22.
Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть
Следует своевременное исцеление бесноватого слепого и немого. Ибо неслучайно, когда Он сказал, что весь народ целиком исцелен, теперь Ему сверх того является одержимый бесом слепой и немой, чтобы без всякого затруднения последовал тот же порядок понимания. Фарисеи обвиняли апостолов в том, что они срывают колосья, то есть раньше времени собирают людей сего мира; что милосердие проповедовалось выше жертвы, что человек с сухой рукой исцеляется в синагоге. И это не только нисколько не способствует обращению Израиля, но фарисеи даже вознамериваются убить Его. Итак, после этого следовало, чтобы в образе одного этого человека произошло спасение язычников, чтобы тот, кто был вместилищем демона, слепым и немым, приготовился воспринять Бога, и узрел Бога во Христе, и восславил дела Христовы исповеданием Бога. Народ был поражен этим деянием, но ненависть фарисеев усиливается. Ибо, поскольку эти столь великие деяния Его превосходили человеческую немощь, они постыдно отвергают исповедание еще большим преступлением неверия: они не могли считать эти дела человеческими, но не желали признать их Божиими и говорили, что вся эта власть Его над бесами от веельзевула, бесовского князя.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 25.
Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит
Закон - от Бога, и обещание царства Израиля - от закона, и рождение Христа и Его пришествие - от закона. Если царство закона разделится в себе, то непременно опустеет. И всякая власть разрушается разделением, и сила царства, разделенная в себе, утрачивается, и так Израиль потерял царство по закону, поскольку народ закона сопротивлялся исполнению закона во Христе. Но и город и дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Дом и город понимаются так же, как и царство. Но под городом здесь подразумевается Иерусалим, прославленный владычеством язычников. Теперь, после того как он вознегодовал яростью народа на своего Господа и изгнал Его апостолов с народом верующих, он более не устоит из-за разделения уходящих, и таким образом предвещается падение этого города, которое и последовало вскоре из-за этого разделения.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 31.
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам
Господь строго осуждает слова фарисеев и развращенность тех, кто думает так же, как они. Он обещает отпущение всех грехов и отказывает в прощении хулы на Святого Духа. Ведь хотя все остальное, что было сказано и сделано, отпускается щедрым прощением, нет милосердия тому, кто во Христе отрицает Бога. И любому греху без прощения Он дает благоволение повторного увещания; и вообще грехи всякого рода могут быть отпущены, а хула на Духа Святого - нет. Ибо что может быть настолько непростительным, как отрицать, что Христос - от Бога, и отнимать у Него пребывающую в Нем сущность Отчего Духа, когда Он совершает всякое дело в Духе Божием, и Сам есть Царство Небесное, и в Нем Бог примиряет с Собою мир? Следовательно, каким бы ни было оскорбление Христа, это все будет оскорблением Бога, так как во Христе - Бог и Христос - в Боге.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 33.
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду
Слово [Господа] осуществляется в настоящем и проявляется в будущем. Ибо в настоящем Он изобличает иудеев, которые, поняв, что дела Христовы превышают силы человека, тем не менее не хотели признать, что они от Бога. А относительно будущего Он ясно показал все извращения веры, а именно тех, кто, лишая Господа достоинства и общей с Отцом сущности, впал в различные ереси, не совершая ничего ни среди язычников, живущих под прощением за незнание, ни находясь в познании истины. Деревом Он обозначает Себя, облеченного телом, поскольку через внутреннюю плодовитость Его силы исходит плодородие на все плоды. Следовательно, или хорошим должно быть признано дерево с хорошими плодами, или плохим следует считать дерево с плохими плодами, поскольку дерево будет свидетельствовать о себе по своим плодам, а не так, как по природе деревьев плохое дерево может считаться хорошим или быть хорошим по ветвям, хоть и плохое. Через этот наглядный образ нам показывается, что Христа нужно или оставить как никчемного, или сохранить как доброго из-за пользы добрых плодов.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 34.
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста
Господь учил, что все это извращенное мнение исходит из природного порока. Из доброго сокровища нельзя вынести ничего плохого, и Богу следует отдать отчет за всякое праздное, то есть негодное и бесполезное, слово, так как за слова нашего исповедания мы должны быть или осуждены, или оправданы, чтобы получить такое благоволение будущего суда, какую речь о Господе небесной славы будем держать.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 43.
Ст. 43-44 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным
Следовательно, закон, который позже был дан, своим вмешательством, наподобие некоей стоящей на страже силы, изгнал и извлек нечистого духа, сидящего в груди этого народа. Выйдя оттуда, он обошел оставленных и томимых жаждой язычников, покидая прежний дом, чтобы в них найти покой и безмятежное обитание до судного дня. Но Божией милостью, вновь оказанной язычникам, после того как забил живой источник крещения и для них не оказалось никакого места обитания, когда даже в них этот нечистый дух не находил покоя, он, подумав, счел лучшим вернуться в тот дом, откуда вышел. И этот дом, очищенный законом, украшенный провозвестиями пророков и приготовленный пришествием Христа, оказался пуст, откуда ушла и стража закона, так как всякий закон был до Иоанна. Он не принял для обитания Христа, лишился жильца и был оставлен стражами, хотя и был вычищен и украшен заботой предшественников для грядущего жителя. Итак, он берет с собой семь злейших духов, потому что столько было даровано милостей Христом, которые многообразная премудрость Божия поместила в Нем в семиобразной славе, чтобы владение неправедности было таким же, каким было будущее владение благодати Божией. Так, последнее состояние этого человека хуже предыдущего, так как нечистый дух вышел из него в страхе перед законом, а ныне возвращается в него с отмщением из-за того, что он отверг благодать.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 44.
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным
См. Толкование на (Мф 12:43)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иларий Пиктавийский > От Матфея святое благовествование > Глава 12