Глава 14

  • Закрыть сопоставления
  • 3.

    Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего

    Мы часто указывали на то, что чтение Евангелия требует особого усердия, потому что в рассказах о событиях нужно достигать глубинного понимания. Действительно, повествование о событиях имеет свой порядок, однако за внешним порядком сообщаемого лежит предустановленный смысл, как в случае с Иродом и Иоанном…

    Иоанн, как мы часто отмечали, исходил из формы закона, ибо закон предвещал Христа, так что Иоанн исходил из закона, возвещая Христа от закона. Ирод же - предводитель народа, и, будучи предводителем народа, он берет на себя имя народа и заботы его. Иоанн, соответственно, увещевал Ирода не брать в жены жену собственного брата. Итак, было и есть два народа: народ обрезания и народ язычников. Закон же запрещал Израилю связывать себя делами язычников и неверностью. Неверие ассоциируется с язычниками как будто согласно узам супружеской любви. За истинность такого сурового увещевания Иоанн оказался заточенным в темницу подобно закону.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 6.

    Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду

    Во время празднования дня рождения, то есть посреди телесных услад, дочь Иродиады плясала. Каждым соблазнительным движением она распространяла вокруг себя чувственное удовольствие, словно неверие, возросшее на всяких радостях Израиля. И народ предался ему. Грехами и мирскими удовольствиями израильтяне продали дары вечной жизни. И вот девочка просит свою мать, то есть ту, которая и сама ловка на неверность, принести ей голову Иоанна, то есть саму славу закона, ибо закон силой заповедей Божьих показывал кровосмешение Израиля.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 7.

    Ст. 7-9 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей

    Перед этим Ирод не скрывал, что желал убить Иоанна, но медлил, боясь народа, потому что люди принимали Иоанна за пророка. Но теперь, когда его просили убить Иоанна, почему вдруг опечалился Ирод, который формально связан клятвой? Его прежнее желание не увязывается с его теперешним нежеланием, досада, испытываемая им теперь, противоположна тому, что он чувствовал прежде. Действительно, в предыдущих делах был некий порядок, а теперь видны его последствия. Славу закона затмило сладострастие, порожденное неверием. Но люди, зная добро, идущее от закона, закрывают глаза в условиях сладострастия не без опасений того, что это им на погибель. Они знают, что не следует отступать от славы заповедей; совершать грех их побуждают клятва, страх перед правителями, притягательная сила удовольствий и дурной пример.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя

    См. Толкование на (Мф 14:7)

  • 9.

    И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей

    См. Толкование на (Мф 14:6)

  • 12.

    Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу

    И вот среди увеселений распутных людей вносят на блюде голову Иоанна - так удовольствия плоти и мирская расточительность доходят до точки, когда девочка подносит матери голову [пророка]. Вот так постыдный Израиль променивает славу закона на удовольствия и безверие Иродианского семейства, некогда бывшего языческим. Теперь, когда прошло время закона, когда закон погребен вместе с Иоанном, ученики его возвещают Господу то, что произошло; они оставляют закон и приходят к Евангелию.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 17.

    Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы

    Когда же ученики посоветовали Ему послать толпы людей в соседние селения, чтобы купить еду, Он сказал: не нужно им идти, показав этим, что у людей, которых Он исцелил пищей учения - учения, которое не продается, - нет нужды возвращаться в Иудею и покупать еду. Тогда Он повелел апостолам дать им есть.

    Разве не знал Иисус, что дать им нечего? Разве не знал Тот, Кто мог читать их мысли, что ученики располагают небольшим количеством пищи? Здесь мы должны объяснить это через образы. Еще не было дано апостолам принимать и раздавать хлеб небесный в трапезу жизни вечной. Но их ответ предполагает духовное истолкование. Итак, они ответили, что у них только пять хлебов и две рыбы, что означает, что до сих пор они зависели от пяти хлебов - то есть пяти книг закона, и вскармливались двумя рыбами - то есть проповедью пророков и Иоанна. Ибо в делах закона была жизнь, как исходит она и от хлеба, а проповедь Иоанна и пророков силою воды восстановила надежду человеческой жизни. Апостолы и предложили все это сначала, ибо так они это тогда понимали. Здесь показывается, как от них начинается проповедь Евангелия, как малое в начале возрастет до громадной силы.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 19.

    И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу

    Взяв хлеб и рыбу, Господь воззрел на небо, затем благословил и преломил их, воздавая хвалу Отцу, ибо после времен закона и пророков Ему Самому предстояло вскоре стать евангельской пищей. Затем людям велено было возлечь на траву, но не разлечься на ней: поддерживаемый законом, каждый словно бы имел плоды дел своих подстилкой себе, подобно траве на земле.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 20.

    И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных

    Хлебы были переданы апостолам, потому что через них предстояло преподать дары Божьей благодати. Народ же получает пять хлебов и две рыбы, и насыщается ими; а оставшихся кусков, после того как все наелись досыта, хватило на двенадцать полных коробов. Словом Божиим, исходящим от закона и пророков, было насыщено множество людей; обилие же Божественной силы, предназначенное для язычников от этой вечной трапезы, предано двенадцати апостолам.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 21.

    а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

    Здесь обнаруживается то же количество вкушающих, какое затем будет указано в отношении поверивших: как следует из Книги Деяний, среди бессчетного народа Израиля уверовало пять тысяч человек. Люди насыщались, когда брали разломанные на куски хлебы и рыбу; но и осталось достаточно - так, чтобы подойти и к числу верующих, и к числу апостолов, которым предстояло исполниться небесной благодати. Количество соответствует числу, а число количеству. В своих пределах такое исчисление имело собственный смысл и направлялось Божественной силой.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 22.

    И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ

    Смысл этих событий нужно видеть в сравнении явлений временных с грядущим откровением. Пребывание вечером в одиночестве показывает Его будущее одиночество во время страдания, когда все в страхе разбегутся.

    Затем Он велит ученикам войти в лодку и отправиться на другую сторону, в то время как Сам распускает народ, а когда люди расходятся, Он поднимается на гору. Это прообраз Его пребывания в море и внутри Церкви: Он повелевает нести Его по миру, покуда Он в великолепном сиянии не возвратится ко всем оставшимся в доме Израиля, чтобы принести им спасение и прощение грехов.

    Отпуская людей, Господь символически позволяет войти им в Царство Небесное. Затем Он воздает благодарения Богу Отцу, и это - прообраз обретения Им Своего места в славе и величии.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 25.

    В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

    Между тем учеников терзает ветер и шторм: так терзают их неустройства мира, противостояние нечистому духу. Но в четвертую стражу приходит Господь, и в четвертый раз Он вернется к заблудшей и потерпевшей кораблекрушение Церкви. В четвертую стражу ночи открывается полнота Его заботы. Первая стража была временем закона, вторая - пророков, третья - Его воплощения, а четвертая - время Его возвращения в сиянии славы. Но тогда Он найдет Церковь обессиленной, захваченной духом антихриста и страстями века сего. Придет же Он к безутешным и страдающим. А поскольку, как и следует ожидать от антихриста, они будут подвергаться всевозможным искушениям, то даже в приход Господа их будут устрашать лжевидения и наползающие на глаза лжеобразы. Но благой Господь тут же скажет: «Это Я», - и рассеет страх. Он рассеет страх неминуемого кораблекрушения их верой в Его приход.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 30.

    но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня

    То обстоятельство, что из всех находящихся в лодке только Петр заговаривает и просит Господа повелеть ему подойти по воде, показывает его силу воли во время страдания. Когда он один идет за Господом по Его следам, презирая бурления мира, как и бурленье моря, Петр обладает силой, способной презирать и саму смерть. Однако робость выдает его слабость перед лицом грядущего страдания. Ведь, хотя он вышел из лодки, он стал тонуть. Через хрупкость плоти и страх перед смертью он дошел до отречения. Но Петр начинает кричать и молить Господа о спасении. Этот крик - стон покаяния. Хотя Господь еще не принял страдания, Петр возвращается к вере и в нужное время получает прощение за свое отречение.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 32.

    И, когда вошли они в лодку, ветер утих

    Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой. А поскольку тогда Его приход будет явным, то все в восхищении воскликнут: «Истинно, Ты - Сын Божий». Тогда все люди с абсолютной уверенностью и открыто заявят, что Сын Божий восстановил мир в Церкви, уже не смирением тела, а славой небесной.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 36.

    и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись

    Многое произошло после того, как собрание в пять тысяч человек было накормлено досыта, и это приглушило наше стремление должным образом дать отчет о них. Но понимание наше остается тем же самым. Время закона закончилось, и пять тысяч человек из Израиля приведены в Церковь. И вот уже верующие бегут от закона, спасенные верой, чтобы отдать Господу остающихся среди них слабых и больных, и эти отданные Господу люди желают коснуться края одежды Его, чтобы верой исцелиться. Как от края целой одежды, от Господа нашего Иисуса Христа излилась полная сила Святого Духа; она дана была апостолам, которые словно бы вышли из того же тела, и она несла исцеление всем, кто желал прикоснуться к одежде.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

Ничего нет для сопоставления.