- 1.
И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни
Слова Иакова: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в последние дни, являются не благословением, а пророчеством. В самом деле, благословение имеет отношение к тому, кто его получает, в то время как пророчество сбывается, когда совершается определенное дело. Но как же согласуется предложенное объяснение с тем, что говорит Писание: Вот все двенадцать сынов Иакова; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал нм благословение, каждому своё? Когда объявляются пророчества, а когда призывают ся благословения? Из этого необходимо понять, что в самих этих словах заключаются одновременно и благословения, и пророчества, так что благословения достигают Того, Кто произошел от Иуды и был прообразован Иосифом, то есть Того, Кто оказался Отчим священником от Левия, в то время как пророчества относятся к тем, кто совершил противоположное и уничижил Сына Божия.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 4.
но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел
Ложем и постелью он назвал святую плоть Христову, на которой, как на постели, почивают и спасаются святые. Но эту плоть взяли тогда беззаконные и издевались над ней, поднося Христу уксус, бия по голове, бичуя по спине, ударяя в лицо, давая пощечины и вбивая в руки гвозди - все это сделал нечестивый и неверный народ вместе с первосвященниками, книжниками и всеми начальниками народа. Поэтому блаженный пророк не умолчал и о том, что они сделали, не желая быть сообщником их лукавства и заговора, но отстранившись от этого их злокозненного деяния.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 6.
в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца
Перечти Евангелие, и обнаружишь написанное, ибо из колена Симеона были фарисеи, а из колена Левия - первосвященники. Поскольку их советом и решением Христос был предан и убит, то пророк, предвидев это, говорит: в совет их да не внидет душа моя. Здесь он говорит о совете, на котором они совещались, ища предлога против Иисуса, чтобы взять Его хитростью и убить. Как и Исайя говорит: Горе душе их! ибо они совещались лукавым советом сами на себя, говоря: свяжем Праведника, ибо Он негоден для нее.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 8.
Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего
Кто-нибудь скажет: по какой причине пророк посчитал нужным дать такое благословение Иуде, а старшим сыновьям не такое? Знай, что причина этого заключается в том, что Давиду предстояло родиться от колена Иудина, а от Давида предстояло родиться Христу по плоти. Именно поэтому Иаков, предвидев духом будущее, благословил Давида, который должен был произойти от Иуды, и Христа, Который должен был родиться от Давида по плоти, чтобы принять не только духовное благословение от Бога, но и плотское благословение.
Что же это за братья, которые восхвалили и поклонились ему, как не апостолы, которым сказал Господь: вы - братья Мои и сонаследники? А слова: Руки твоит на хребте врагов твоих - означают или то, что Христос, распростерши руки, одолел врагов, восторжествовав над властями , или то, что Он стал Господом и Владыкой Своих врагов по плоти, будучи поставлен Отцом в качестве всеобщего Судии.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 9.
Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
Детеныш льва, Иуда, из ростка, сын мой, ты поднялся. Итак, слова лев и детеныш льва ясно указали на два Лица - Отца и Сына. А слова: из ростка, сын мой, ты поднялся - были сказаны для того, чтобы указать на рождение Христа по плоти, Который от Духа Святого воплотился во чреве Девы, и произрос в Ней, и, произойдя, будто цветок и благоухание приятное, явился в мир. Назвав же Его детенышем льва, пророк указал на Его духовное рождение от Бога, как Царя, родившегося от Царя. Однако он не умолчал и о Его рождении по плоти, но говорит: из ростка, сын мой, ты поднялся. Ведь Исайя говорит: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и цветок поднимется из него.
В самом деле, корнем Иессеевым был род отцов, как корень, насажденный в земле, а отраслью, появившейся от него, была Мария, поскольку Она была из дома и рода Давидова. Наконец, цветком, произросшим в Ней, был Христос, о чем и пророчествовал Иаков, сказав: из ростка, сын мой, ты поднялся.
Слова: Возлегши, ты уснул, как лее и как детеныш, - сказаны для того, чтобы указать на сон Его тридневного погребения, которым Он почивал в сердцевине земли. Как и Сам Господь засвидетельствовал словами: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. И Давид предвозвестил это: Я уснул и спал; я проснулся, ибо Господь защитит меня. Подобно этому и Иаков говорит: кто разбудит его? Ведь он не сказал: никто не разбудит его, но сказал: кто? - чтобы мы узнали Отца, воскресившего Сына из мертвых. Как апостол Павел говорит: Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых. И Петр говорит: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 11.
Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое
После этого он добавляет: моет в вине одежду свою. Здесь пророк таинственно указал на Его Крещение, когда Он, выйдя из Иордана и очистив воды, принял благодать и дар Святого Духа. Одеждой он назвал плоть Христову, а вином - Отчий Дух, сошедший на Него в Иордане. И в крови гроздей одеяние свое. Одеяние Слова здесь означает языческие народы, которые были причислены к Нему, как одеяние, как Он говорит через пророка: Жив Я, говорит Господь, если не одену их всех, как одежду. И поскольку Он был повешен на древо креста, как гроздь винограда, и после того, как было пронзено Его ребро, источил кровь и воду - первую для искупления, а вторую для омовения, - то пророк справедливо сказал: моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 12.
блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
Затем, указывая на Его пророков и апостолов, пророк говорит: радостны очи его от вина, и зубы его белее молока. Итак, очами Христа стали пророки, радовавшиеся о силе Духа и предвозвещавшие страдания, которые предстояло Ему перетерпеть и которые послужили также и последующим поколениям, чтобы, уверовав, всякий человек мог быть спасен. А слова Иакова: и зубы его белее молока, - указали на апостолов, освященных Его словом и ставших подобными молоку, которые дали нам духовную и небесную пищу. Или же пророк говорит здесь еще и о заповедях Господа, происшедших из святых Его уст и ставших для нас молоком, чтобы, будучи вскормлены ими, мы смогли причаститься небесного хлеба.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 13.
Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона
Посредством Завулона пророк прообразовательно указывает на языческие народы, которые ныне живут в мире, как при береге морском, и обуреваются искушениями, как в море, но бросают якорь и укрываются в гаванях - церквях.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 14.
Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод
Иссахар иносказательно изображает Спасителя, Который единственный с самого детства добра возжелал. Как и Исайя говорит: прежде, нежели этот младенец узнает, как называть отца или матерь, он отвергнет худое, чтобы избирать доброе.
Он отдыхает посреди удела пророков - чтобы исполнить сказанное ими. В самом деле, и на горе Фаворской явились Моисей и Илия, беседующие с Ним, справа и слева от Него, чтобы Спаситель оказался отдыхающим посреди них.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 17.
Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад
Как от колена Иуды рождается Христос, так от колена Дана родится антихрист. А что это так, Иаков говорит: да будет Дан змеем, сидящим на дороге, жалящим пяту коня. Какой же это змей, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия, который обольстил Еву и запнул Адама?… Что действительно от колена Дана должен родиться и восстать тиран, царь, судия ужасный, сын диавола, об этом объявляет пророк: Дан будет судить народ свой, как одно колено во Израиле. Но кто- нибудь возразит, что это было сказано о Самсоне, который родился от колена Дана и судил народ двадцать лет. Однако это сбылось на Самсоне только отчасти, а вполне сбудется на антихристе. Ибо Иеремия говорит: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля.
Об антихристе.
- 19.
Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам
Искушением он называет лукавый синедрион первосвященников и книжников, которые испытывали Спасителя разнообразными искушениями, желая найти предлог против Него, чтобы взять Его хитростью и убить. Однако Он, зная их помыслы, подверг их ответному испытанию Своей праведностью и предал их смерти в их собственных грехах.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 20.
Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства
Здесь пророк намекает или на апостолов, которые служили и разделяли хлеб жизни, или на Спасителя, - предвозвещая или научая нас, что сходящий с небес хлеб станет пищей и питием для святых. Ибо Асир означает «богатство», поскольку только Он был способен насытить всех приходящих. В самом деле, Сам Христос засвидетельствовал о Себе: Я есмь хлеб, сшедший с небес. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; ядущий от Моего хлеба не увидит смерти вовек.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 21.
Неффалим - теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви
Слова ствол освобожденный означают народ, призванный к свободе через веру, чтобы все могли принести плод Богу. В самом деле, духовная виноградная лоза - это Спаситель; ее ветви и стволы - это верующие в Него святые; ее гроздья - мученики; поленья, сопряженные с лозой, означают страдание; сборщики винограда - это ангелы; корзины, в которых собирают плоды виноградной лозы, - это апостолы; точило - это Церковь; а вино - это сила Святого Духа. Итак, слова ствол освобожденный означают тех, кто освобожден от уз смерти, как и Исайя сказал: вы выйдете и взыграете, как тельцы, освобожденные от уз.
А слова дающий красоту в ростке своем означают, что в возрождении через воду они стяжают благодать и красоту Слова, Которое было прекраснее сынов человеческих.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 22.
Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною
Иаков благословил Иосифа обильнее, чем всех его братьев, поскольку усмотрел прообразованные им таинства, которые исполнятся во Христе. Вследствие этого пророк благословил, собственно, не Иосифа, а Того, Чьим прообразом был Иосиф. Действительно, он говорит ему: Сын мне возросший, Иосиф, потому что через это могущественное и совершенное имя в мире возросла и увеличилась благодать Христа.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 25.
Ст. 25-26 от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими
Поскольку Слово родилось и духовным образом, и плотским, будучи одновременно Богом и человеком, то весьма справедливо пророк назвал утробу утробой отца и матери; и если это понять не так, как мы предлагаем, то фраза может показаться смешной. В самом деле, утроба относится только к женской природе, однако здесь он сказал: ради благословения утробы отца твоего и матери твоей, чтобы ты понял, что Слово родилось из двух сущностей - из сущности Бога и из сущности Девы.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 26.
благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими
См. Толкование на (Быт 49:25)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Сщмч. Ипполит Римский > Бытие > Глава 49
Глава 49
Ничего нет для сопоставления.