Глава 28

  • Закрыть сопоставления
  • 19.

    Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас

    Справедливые мужи страшатся Бога прежде, чем Он гневом на них возгорится, и, чтобы не узнать разгневанного, боятся спокойного. И напротив, испорченные люди тогда только боятся, что их ударят, когда им уже наносят удар, и тогда только страх перед Ним пробуждает их от сна своего окоченения, когда ошеломляет наказание. Поэтому и через пророка говорится: И одно только страдание даст разуму слышание. Ведь только тогда, когда их начинают бичевать в наказание, так как они пренебрегли наставлениями Господа и презрели их, они понимают, что услышали.

    Нравственные размышления на Книгу Иова.

  • 21.

    Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие

    Хорошо говорит размышление Исаии о нашем спасении и страдании: Чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие. Ведь дело Бога - собирать души, которые Он создал, и призывать для радости вечного света. Подвергаться бичеванию, а также покрываться плевками, быть распятым, умереть и быть погребенным - это не дело Бога в Его собственной сущности, но дело человека грешника, который все это заслужил за грех. Но грехи наши Сам претерпел в теле Своем на древе. И Тот, Кто остается в Своей природе всегда непостижимым, в нашей природе удостоен постижения и бичевания, потому что, если бы не принял на Себя то, что было от нашей слабости, никогда бы не поднял нас до могущества Своей силы. Поэтому, чтобы делать Свое дело - дело, не свойственное Ему, и чтобы совершить Свое дело, чужое для Него дело Его, Бог воплотился, чтобы нас поднять до Своей праведности, ради нас, словно человек-грешник, счел достойным, чтобы Его избивали. И чужое дело сделал, как сделал бы собственное, потому что тем, что, уменьшая, бедствия наши взял на Себя, нас, кто Его творения, привел к славе Его силы, в которой живет и царствует Бог с Богом Отцом в единстве Духа Святого, во веки веков. Аминь.

    Гомилии на пророка Иезекииля.

1.Горе венку гордости пьяных Ефремлян,
увядшему цветку красивого убранства его,
который на вершине тучной долины сраженных вином!

2.Вот, крепкий и сильный у Господа,
как ливень с градом и губительный вихрь,
как разлившееся наводнение бурных вод,
с силою повергает его на землю.

3.Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян.

4.И с увядшим цветком красивого убранства его,
который на вершине тучной долины,
делается то же,
что бывает с созревшею прежде времени смоквою,
которую, как скоро кто увидит,
тотчас берет в руку и проглатывает ее.

5.В тот день Господь Саваоф
будет великолепным венцом и славною диадемою
для остатка народа Своего,

6.и духом правосудия для сидящего в судилище
и мужеством для отражающих неприятеля до ворот.

7.Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры;
священник и пророк спотыкаются от крепких напитков;
побеждены вином, обезумели от сикеры,
в видении ошибаются, в суждении спотыкаются.

8.Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною,
нет чистого места. —

9.А говорят: «кого хочет он учить ведению?
и кого вразумлять проповедью?
отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?

10.Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь,
правило на правило, правило на правило,
тут немного и там немного».

11.За то лепечущими устами и на чужом языке
будут говорить к этому народу.

12.Им говорили:
«вот — покой, дайте покой утружденному,
и вот — успокоение».
Но они не хотели слушать.

13.И стало у них словом Господа:
заповедь на заповедь, заповедь на заповедь,
правило на правило, правило на правило,
тут немного, там немного, —
так что они пойдут,
и упадут навзничь, и разобьются,
и попадут в сеть и будут уловлены.

14.Итак слушайте слово Господне,
хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.

15.Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью
и с преисподнею сделали договор:
когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, —
потому что ложь сделали мы убежищем для себя,
и обманом прикроем себя».

16.Посему так говорит Господь Бог:
вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, —
камень испытанный, краеугольный,
драгоценный, крепко утвержденный:
верующий в него не постыдится.

17.И поставлю суд мерилом и правду весами;
и градом истребится убежище лжи,
и воды потопят место укрывательства.

18.И союз ваш со смертью рушится,
и договор ваш с преисподнею не устоит.
Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.

19.Как скоро он пойдет, схватит вас;
ходить же будет каждое утро, день и ночь,
и один слух о нем будет внушать ужас.

20.Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться;
слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.

21.Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме;
разгневается, как на долине Гаваонской,
чтобы сделать дело Свое, необычайное дело,
и совершить действие Свое, чудное Свое действие.

22.Итак не кощунствуйте,
чтобы узы ваши не стали крепче;
ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа,
что истребление определено для всей земли.

23.Приклоните ухо, и послушайте моего голоса;
будьте внимательны, и выслушайте речь мою.

24.Всегда ли земледелец пашет для посева,
бороздит и боронит землю свою?

25.Нет;
когда уровняет поверхность ее,
он сеет чернуху, или рассыпает тмин,
или разбрасывает пшеницу рядами,
и ячмень в определенном месте,
и полбу рядом с ним.

26.И такому порядку учит его Бог его;
Он наставляет его.

27.Ибо не молотят чернухи катком зубчатым,
и колес молотильных не катают по тмину;
но палкою выколачивают чернуху,
и тмин — палкою.

28.Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его;
и водят по нему молотильные колеса с конями их,
но не растирают его.

29.И это происходит от Господа Саваофа:
дивны судьбы Его, велика премудрость Его!