Глава 33

  • Закрыть сопоставления
  • 15.

    Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

    Но есть некоторые люди, которые хотя и не получают денежного вознаграждения благодаря власти, однако щедро раздают священные звания за человеческие милости, а также ищут за эту щедрость только воздания в виде похвалы. Конечно, они не воздают милостями за то, что получено милостями, потому что за неизмеримый долг святости желают денег одобрения. Поэтому хорошо говорит пророк, когда описывает доброго мужа: кто удерживает руки свои от всякого дара. Ведь не говорит: Кто удерживает руки свои от взяток, но добавляет «от всяких», потому что один дар от повиновения [имеющему власть], другой - от руки, третий - от языка. Дар от повиновения, конечно, - подчинение неправильное и чрезмерное, дар от руки - деньги, дар от языка - одобрение. Следовательно, кто распределяет священные звания, тот удерживает руки от всякой взятки, когда в божественных делах не только никаких денег, но даже человеческой благодарности не ищет.

    Сорок гомилий на Евангелия.


    Следует также знать, что сам обман тремя способами скрепляется, потому что за него, без сомнения, ожидается или молчаливая благодарность сердца человеческого, или одобрительное отношение, или какое-нибудь внешнее дело. Против которого правильно говорится через пророка о справедливом муже: Блажен, кто удерживает руки свои от всякой взятки. Но справедливый человек также от всякой взятки от руки дающей удерживается, потому что ищет в том, что правильно делает, не пустой похвалы человеческого сердца, и не похвалы уст, и не получения даров из рук.

    Нравственные размышления на Книгу Иова.

  • 16.

    тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет

    Под именем хлеба изображается совершенное учение, как свидетельствует Павел, который говорит, побуждая слабых к обращению: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах (1 Кор 3:2). Ведь если молоко является пищей младенцев, то хлеб не для них, а для взрослых. Отсюда и о силе совершенного мужа сказано: Тот будет обитать на высотах, убежище его - неприступные скалы, хлеб ему дан.

    Изложение 3-й книги Царств.

  • 21.

    Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль

    Пророк Исаия, рассматривая ясные смыслы и не затемненные мраком аллегорий видения святой Церкви, воскликнул, говоря: Вместо рек широчайшие и открытые каналы. Ведь слова Ветхого Завета были как бы узкими и закрытыми реками, которые сдерживали темнейшим умозаключением необыкновенные суждения своего знания. Напротив, учение святой Церкви - это каналы, и широкие, и открытые, потому что слова Её для нашедших значительны, а для ищущих ясны.

    Нравственные размышления на Книгу Иова.

1.Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем,
и грабитель, которого не грабили!
Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты;
когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.

2.Господи! помилуй нас;
на Тебя уповаем мы;
будь нашею мышцею с раннего утра
и спасением нашим во время тесное.

3.От грозного гласа Твоего побегут народы;
когда восстанешь, рассеются племена,

4.и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница;
бросятся на нее, как бросается саранча.

5.Высок Господь, живущий в вышних;
Он наполнит Сион судом и правдою.

6.И настанут безопасные времена твои,
изобилие спасения, мудрости и ведения;
страх Господень будет сокровищем твоим.

7.Вот, сильные их кричат на улицах;
послы для мира горько плачут.

8.Опустели дороги;
не стало путешествующих;
он нарушил договор, разрушил города, — ни во что ставит людей.

9.Земля сетует, сохнет;
Ливан постыжен, увял;
Сарон похож стал на пустыню,
и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.

10.Ныне Я восстану, говорит Господь,
ныне поднимусь, ныне вознесусь.

11.Вы беременны сеном, разродитесь соломою;
дыхание ваше — огонь, который пожрет вас.

12.И будут народы, как горящая известь,
как срубленный терновник, будут сожжены в огне.

13.Слушайте, дальние, что сделаю Я;
и вы, ближние, познайте могущество Мое.

14.Устрашились грешники на Сионе;
трепет овладел нечестивыми:
«кто из нас может жить при огне пожирающем?
кто из нас может жить при вечном пламени?» —

15.Тот, кто ходит в правде и говорит истину;
кто презирает корысть от притеснения,
удерживает руки свои от взяток,
затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии,
и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

16.тот будет обитать на высотах;
убежище его — неприступные скалы;
хлеб будет дан ему;
вода у него не иссякнет.

17.Глаза твои увидят Царя в красоте Его,
узрят землю отдаленную;

18.сердце твое будет только вспоминать об ужасах:
«где делавший перепись?
где весивший дань?
где осматривающий башни

19.Не увидишь более народа свирепого,
народа с глухою, невнятною речью,
с языком странным, непонятным.

20.Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших;
глаза твои увидят Иерусалим,
жилище мирное, непоколебимую скинию;
столпы ее никогда не исторгнутся,
и ни одна вервь ее не порвется.

21.Там у нас великий Господь будет вместо рек,
вместо широких каналов;
туда не войдет ни одно весельное судно,
и не пройдет большой корабль.

22.Ибо Господь — судия наш,
Господь — законодатель наш,
Господьцарь наш;
Он спасет нас.

23.Ослабли веревки твои,
не могут удержать мачты и натянуть паруса.
Тогда будет большой раздел добычи,
так что и хромые пойдут на грабеж.

24.И ни один из жителей не скажет: «я болен»;
народу, живущему там, будут отпущены согрешения.