- 1.
К Тебе, Господи, воззову.
Господи, говорит, к Тебе одному буду взывать (сильно), так как на одного Тебя я взираю, ибо я оставлен всеми сильными в войне. А взыванием выражает великое напряжение и силу молитвы.
Великий Василий говорит: не пропускай мне слова: воззову. Но узнай, что когда кто просит у Бога земного, употребляет слабый голос, а когда небесного, сильно взывает и вопиет. Почему в писаниях святые взывали к Богу. Также Феодорит: воззову, поставил не в отношении к голосу, а в отношении к усердию и сильной и прилежной молитве.
Боже мой! да не премолчиши от мене.
Не пропусти меня (слова мои), говорит, Господи, мимо слуха. Ибо это означает в переносном смысле—премолчи. Потому что, по словам Феодорита, те, которые не хотят выслушать кого-либо, молчат и ничего не говорят к тем, которые домогаются чего-либо у них.
Да не когда премолчиши от мене.
Не пропусти, говорит, мимо слуха, Господи, когда-либо слова мои, поелику я имею нужду в Твоей помощи.
И уподоблюся нисходящим в ров.
Если, говорит, Ты Господи, не услышишь меня и не поможешь мне, я тотчас сравнюсь с мертвыми, иначе—умру. Ибо рвом называется гроб. Или под рвом должно разуметь пропасть, в которой уже не может быть подана помощь тому, кто впадет в нее, по причине безысходности ее и невозможности освобождения от оной.
- 2.
Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему.
Храмом Давид называет здесь скинию Моисея, к которой, простираясь умственно и по положению места, он поднимал руки свои и просил Бога, хотя и далеко был от скинии телом, так как пребывание он имел на горах по причине гонения Саула. Ибо так и Даниил, молившийся в Вавилоне, отворял окна дома своего, обращенные к месту Иерусалима не потому, что он ограничивал Бога Иерусалимом, но потому что знал о бывшем там явлении Бога, как говорит Феодорит. Или под храмом должно разуметь небо, согласно с словами: живущий на небесах посмеется им (Псал 2:4).
И Божественный Кирилл: Воззванием здесь называет не высокий, или громкий голос, ибо так молиться неприлично святым; но усилие и непрестанное углубление ума в Боге. Ибо он некоторым образом принимает и таковые голоса молящихся, когда они во время молитвы воздевают преподобные руки. У иудеев нет этого обыкновения— воздевать руки во время молитвы; но для пребывающих во Христе это не новое занятие. Распростертием рук они выражают честный образ спасительного креста, исповедуя самым делом, что они посвятили себя Христу, и в кресте Его поставляют свою славу, как причастники страданий Его. Взяв на себя крест и последуя Ему, по Его наставлению, мы из себя делаем образ креста. Но между молитвою, прошением и благодарением есть различие. Когда у нас недостает чего (из сих), тогда мы молимся. Когда, представив достоинство Божие, я прошу чего у Бога, тогда я молюсь. А когда уже сделаюсь другом (Его), тогда благодарю. Так и Павел, восходя от меньшего к большему, говорит: прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (1 Тим 2:1).
- 3.
Не привлецы мене со грешники.
Не повлеки, говорит, меня, Господи, на осуждение вместе с грешниками, т.е. иноплеменниками, как живущего и обращающегося с ними. Ты знаешь, что я живу между ними против воли, по насилию от гонения Саулова. Когда молимся в семь псалме о себе, то под грешниками должны разуметь неверных и еретиков, или демонов.
И с делающими неправду не погуби мене.
Этим стихом изъясняется предыдущий и выражает одну и ту же мысль с предыдущею.
В рассуждении сего Божественный Кирилл вопрошает и говорит: «Но может быть кто скажет: разве дерзающие говорить подобное были безгрешны? И как они приписывают себе непорочность?» На сие скажем: все мы имеем привычки греховные, но когда кто-либо сделает чрезмерно важные преступления, как бы опустив все узды для беззакония, тогда ум кротчайших (людей), стыдясь того, в чем сознает себя преступником, просит Бога—не попускать ему падать в чрезмерные преступления и избирать гнусную и ненавистную жизнь явно и открыто. Посему согласно с сими словами божественного отца мы должны почитать грешниками и делающими беззаконие согрешающих смертно и явно, также тех, которые в сердце своем враги, а устами лицемерно выражают дружбу. Красиво изъяснил это слово и Ориген так: иудеи обвиняли Иисуса, говоря: ты ешь и пьешь с грешниками. Но Он, не получая вреда от них, сверх того приносил пользу. Так поступает и подражатель Христов. Но если кто не приготовлен и без силы вринется в такую опасность—пребывание с грешниками и делающими беззаконие, тот, не сделав им никакой пользы, сверх того себя погубит. Итак пророк здесь желает, дабы себя приготовляли так, чтобы быть и с грешниками и делающими беззаконие, но не увлекаться ими (в Катенах).
Глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.
Некоторые из друзей Сауловых, представляясь наружно друзьями Давида, тайно злоумышляли против него, а больше всех сам Саул. Почему здесь говорит о них.
Феодорит: блаженный Давид умоляет не иметь никакого сообщения с употребляющими обоюдность, ибо гнусны, говорит, те, которые иное говорят, а иное думают, почему желает, чтоб они познали воздаяния, соответствующие злоумышлениям их.
- 4.
Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их.
Произнеси, говорит, на них, Господи, осуждение соответственно и прилично злости их и лицемерным и злым делам их.
По делом руку их даждь им.
Сим повторением слов Давид выражает скорбь и болезнь души своей, воспламеняясь ревностью, которую питал против греха.
Другой толковник говорит: дела их—суть дела состояла в расположенности, а дела рук их—зависящие от деятельных сил, поскольку приводится в действие то, что состояло в намерении.
Воздаждь воздаяние их им.
Дай, говорит, Господи, должное им отмщение за зло и лукавство их. Но из сих слов открывается, что Давид проклинает их не потому, что был памятозлобен и зол, но потому что любил правду, почему и старается, чтобы приблизилось наказание за зло, чтобы они, изменившись, сделались лучшими.
- 5.
Яко не разумеша в дела Господня.
Потому, говорит, что они доселе не поняли домостроительства и долготерпения Божия, т. е., что Бог столько терпит злым для того, чтобы и зло их открылось и в надлежащее время они были наказаны непростительно.
И в дела руку Его.
Тех, говорит, дел Господа, которые Он производит с правым и справедливым намерением. Ибо руки здесь означают дела производимые с разумом.
Еще иной: Из дел Господа одни видимы, а другие невидимы, в которых несведущие подвергли себя наказаниям. Или под делами Господа разумеются слова Его, а под делами рук Его—творения Его, по Феодориту.
Разориши я и не созиждеши.
Это пророчество о совершенной погибели злых. Когда, говорит, они падут, уже более не встанут.
Слова Феодорита: У худых строителей всецело разрушается злое их строение. И отсюда видно, что и это сказал пророчески, так как и прежде сказанное, не проклиная их, но предсказывая будущее. Ибо не сказал: разрушь, но разрушишь и не созиждешь.
- 6.
Благословен Господь, яко услыша глас моления моего.
Достоин, говорит, Господь быть благословляемым и прославляемым. Поелику Давид был уверен, что он получит то, чего просил; то посему говорит, что Господь услышал его.
- 7.
Господь помощник мой, и защититель мой.
Это выражает уверенность в том, что Господь помощник Его.
На Него упова сердце мое, и поможе ми.
Поелику, говорит, я уповал на Бога, как единственно истинного, то посему я не обманулся в своей надежде, но получил от Бога помощь.
И процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему.
Тело мое, говорит, которое прежде иссохло было от беспокойства и злострадания, теперь ожило и прозябло, как растение. Посему от воли, или произвольно и охотно, а непринужденно буду славословить и благодарить Господа. Подобно сему и следующее: волею принесу Тебе жертву (Пс 53:6). А исповеданием называет благодарение, как мы изъяснили.
Божественный Кирилл сказал: Я, говорит, получил помощь, так что и плоть моя процвела, по причине великого утешения. Ибо написано: когда весело сердце, то и лице цветет. А находящееся в печали помрачается. Ибо скорби сильно изнуряют лице, а веселие восстановляет.
- 8.
Господь утверждение людей своих, и защититель спасений христа своего есть.
Господь, говорит, укрепит посвятившийся ему народ иудейский и будет сражаться за спасение помазанного, по повелению Его, царя. А это говорит Давид о себе и о всем народе своем, потому что знал имевшую последовать перемену, что он будет поставлен царем вместо Саула.
- 9.
Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние (наследие) Твое.
Имея в скором времени получить царство, Давид посему молится о народе Божием—Израиле. В книге Исхода Бог назвал израильтян народом избранным, или наследственным, сказав: Будете мне народом избранным (Исх 19:5).
И упаси я и возми я до века.
Паси, говорит, народ Твой, Господи, и царствуй мысленно над ним вмести со мною, царствующим над ним чувственно; и вместе со мною давай ему надлежащие советы. Также посредством знамений и побед возноси его всегда. Вышесказанное проклятиe—дай им, Господи, по делам их и прочее, можно понимать о распявших Христа иудеях. Они, будучи весьма злы, не уразумели чудес, произведенных Господом. Посему когда они низринулись и пали, уже не восстали из рабства. А Бог укрепил верный народ христианский и прочее. Вышесказанная молитва—спаси, Господи, люди твоя—может быть произносима ко Христу; она, говорю, может быть читаема ко Христу о народе из язычников, данном Ему в наследие, то есть о христианах. Ибо этот народ упас Христос и истинно возвысил и возвеличил его и в настоящем и в будущем.
Феодорит: Приличная молитва о народе. Достойно удивления в Давиде и то, что он, будучи гоним народом (который против него воевал вместе с Саулом), приносил Богу молитву о нем. Ибо он предвидел будущую перемену его и не смотрел на обиду, но на будущее служение.
Ничего нет для сопоставления. - 5.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > Псалтирь > Глава 27