Глава 139

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Изми мя, Господи, от человека лукава (беспокойного), и от мужа неправедна избави мя.

    Освободи меня, Господи, так начинает, от человека лукавого, или злодея; где злым называется беспокойный, потому что зло причиняет беспокойства и утомление производившему, или усвоившему его себе; почему и Соломон сказал: если ты зол, один почерпнешь себе зло (Прит 9:12). За сим открывает, кого он именует злым, именно неправедного и беззаконного человека. Как от такового (злого и неправедного человека) никто не может легко укрыться сам собою, то посему Давид просит помощи у Бога, дабы при божественной сей помощи, как говорит Златоуст, освободиться от него. Смотри при сем и в 42м псалме изъяснение слов: от человека неправедного и льстивого избавь меня. Итак, поелику в предыдущем псалме Давид сказал: мужи кровей, удалитесь от меня, а равно и в 6м псалме: отступите от меня все делатели беззакония; иначе Давид сими словами показал, что он отвращается и убегает злых и неправедных людей сам собою: то посему теперь просит Бога о содействии ему в совершенном отвращении от таковых людей; так как нужно, чтобы человек не был в бездействии, но прежде сам делал то добро, которое зависит от него, а потом просил Бога о содействии ему, хотя и сие со стороны его добро он производит при помощи Божией, как сказано: без Меня не можете делать ничего (Иоан 15:5). Потому что и Бог не содействует тебе, человек, когда ты нерадишь и не стараешься делать добро, ни наоборот, ты не можешь совершить ничего доброго своим старанием, если Бог не поможет Тебе.

    Слова Златословесного: Где теперь вопрошающие: для чего это звери? для чего змеи? Ибо вот и человек хотя есть животное, но еще большую лютость показывает в себе, не по природе, а по расположенности. Потому то пророк более просит Бога о избавлении его от него и призывает Его на помощь против сего; так как тот зверь оказывается тем, что есть, а человек с намерением делает зло и, многими личинами прикрываясь, он тем ужаснее и часто, нося на себе овечью кожу, внутри себя скрывает волка. В таковых часто скрывается и таким образом пускает стрелы и диавол. Ибо много везде злоумышлений со стороны злого человека, свирепого диавола и несносного искушения. Потому мы и в молитве говорим: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Здесь лукавого называет человеком, а когда говорится о диаволе, то просто называет его лукавым, потому что он сделался отцом зла, и преимущественно называется злым. А неправедным именует не просто неправедного касательно денег, но и вообще в отношении ко всему.

  • 2.

    Иже помыслиша неправду в сердце; весь день ополчаху брани.

    Сии, продолжает, лукавые и неправедные люди замыслили неправедные, беззаконные и вредные в сердце своем дела, и весь день, т. е. всю жизнь свою готовились произвесть брани и возмущения, действуя то против братьев, то против других: потому что чрезмерная испорченность их не позволяет им успокоиться, но побуждает их иногда тайно, хитро и коварно восставать на братьев своих, а иногда противоборствовать им и явно. А бранью называется и хитрость, или злоумышление и всякое другое смущение и взаимное причинение друг другу вреда делом, или словом, или помышлением, по словам Златоуста.

    Слова того же Златого Святителя: А что наиболее составляет злокачественность их, это то, что они не только хитры, но злы и готовы к восстаниям и браням, но и во всю жизнь ведут брань, притом тогда, как если бы только хотели вести брань, могли бы иметь другое в предмете; ибо надлежало противостоять грехам и ополчаться против диавола. Но они в ближних своих пускают стрелы, и, что ужаснее, не быв увлечены к тому нечаянно, но с предварительным рассуждением о сем; ибо умыслили, значит: с старанием, со всею охотою (умыслили). Феодорита: Ибо не только предавались злым помыслам, но и приложили дела к помышлениям.

  • 3.

    Изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их.

    Сии, говорит, злые и неправедные люди изострили язык свой для того, чтобы испустить тлетворный яд хитрых и вредных слов своих и под губами у них, т. е. в устах их находится злонамеренное и душевредное слово, которое уподобляется яду аспида, потому что повреждает и погубляет невинных. Видишь ли, возлюбленный, как злокачественность превратила таких людей в зверей, аспидов и змий, не изменив природы их, но превратив расположенность их, по словам Златоуста, в бесчеловечие и жестокость.

    У Златоуста написано: Яд же аспидов под губами их всегда. Ибо находящееся здесь пресечение (διαψαλμα) означает: всегда. И о сем пресечении можешь прочитать в первом томе 7ю главу предисловия.

    Слова Eвceвия: Они готовы к обману, подобно оному змию, обманувшему некогда в раю жену, ибо и он приступал к жене с притворным видом дружества, представляясь заботящимся и старающимся о ней, но в словах своих скрывал смертоносный яд преступления. Таковы, по моему мнению, и безбожные еретики и те, которые мудростью Мира сего вооружаются на брань и изощряют язык свой, скрывая в то же время под губами своими яд аспидов, т. е. неких злых сил. Феодорита: Ибо Саул посредством хитрости часто старался истребить его и многократно поклявшись и употребив дружеские слова, преступал клятвы свои. Сию-то тайную вражду и скрытную хитрость прилично уподобил яду пресмыкающихся зверей.

  • 4.

    Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя.

    Опять и здесь Давид повторяет то, что сказал выше, чтобы распространить и усилить прошение свое. Грешный же и неправедный в сем месте есть всякий человек, согрешающий каким бы то ни было способом; также тот, кто обижает себя, или другого; ибо таковой неправедник обижает самого себя постоянно и всегда всяким, производимым им грехом, а другого не обижает постоянно и всегда всяким чинимым им грехом (так, например, убивающий самого себя не обижает другого). Но писание часто называет как вообще всякую добродетель правдою, так напротив того все злые дела именует неправдою.

    Феодорита: Молитва приличная праведнику! Ибо он просит не погибели врагу, но спасения себя.

    Иже помыслиша запяти стопы моя.

    См. Толкование на (Пс 139:5)

  • 5.

    Ст. 5-6 Скрыша гордии сеть мне, и ужы (веревками) препяша (растянули) сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми.

    Вышеупомянутые, продолжает, злые и неправедные люди старались воспрепятствовать богоугодному и законному течению жизни и деятельности моей в обществе, где член του излишне употреблен по обыкновенно еврейского языка; и слова сии взяты с примера тех, которые вставляют ногу свою под ноги бегущих пред ним, чтобы сим подвергнуть их долу и воспрепятствовать бегу их. А гордые суть все беззаконные, так как они по гордости пренебрегают закон Божии, как сказано и в другом месте, что гордые преступали закон до крайности (Псал 118:51). Итак, они то, говорит, скрыли для ног моих сети и тенета, т. е. тайные злоумышления для уловления меня. Притом положили при стези преткновения, иначе близ и среди самой дороги, по которой я ходил, чтобы я, идя по нему неосторожно, нечаянно упал чрез них. Давид различными подобиями сетей, веревок и преткновений, распространяет слово об умыслах врагов своих, и говорит, что все это скрыли они и положили на пути, чтобы изобразить старание и изобретательность многосплетенных злоухищрений их.

    Златословесного: Ничто не может быть несправедливее питающих в себе злобу, которые прежде других вредят своим душам. Ибо когда они бывают причиною соблазна; когда бывают виновниками поношения славы Божией у безумных; когда, получив душу и тело от человеколюбивого Бога, нерадят о воздаяниях, но, наслаждаясь толикою красотою мира и таким благом, воздают Благодетелю противными действиями: то что может быть несправедливее их? что неблагодарнее? и, что еще важнее и сильнее показывает чрезмерность их злонравия, они стараются делать зло другим. Умыслили, говорит, положить препону стопам моим. А если умысел их не приведен в действие, то это строение человеколюбия Божия. Он рассек злые их умыслы. Хочешь ли знать, как и диавол полагает такие же петли (веревки)? Смотри, что случилось с Иовом. Что могло быть обширнее их? Что длиннее? Что ближе когда он устроил сеть не чрез родственников. только и друзей и жену, но и чрез самое тело его? Феодорита: Гордым называет самого Саула, сетью и вервиями и преткновениями различные умыслы, слова и скрытные действия. А это сказано несобственными словами, взятыми от подобия ловцов, расставляющих силки и петли для ног и сети.

  • 6.

    При стези соблазны положиша ми.

    См. Толкование на (Пс 139:5)

  • 7.

    Рех Господеви: Бог мой ecи Ты; внуши, Господи, глас моления моего.

    Сии, прибавляет, враги мои умыслили против меня это: но я, находясь среди таковых опасностей, призывал только Тебя, Боже, и говорил: Ты мой Бог, не презри творения твоего, но услышь моление мое и избавь меня от всего того.

    Златословесного: Это означает благодарную душу, свойство любомудрого—не прибегать к человеческой помощи, ни к мерам смертным; но взирать на небо и призывать вездесущего; не печалиться и не смущаться. Eвceвий: У иных бог—чрево, а у других—богатство и что питает страсть сребролюбия. Ибо чем кто побеждается, тому и порабощается. А я имею у себя Богом Тебя единого истинного Бога, и я Твой; почему к Тебе и прибегаю и Тебе молюсь. Феодорита: А я презрев все человеческое, посвятил себя Тебе и знаю Тебя Господа и Бога и от Тебя ожидаю помощи.

  • 8.

    Господи, Господи! сило спасения моего! Осенил ecи над главою моею в день брани.

    Господи, Господи, говорит, Ты сила, спасающая меня; Ты покрывал меня, когда я находился в борьбе, т. е. хранил меня и поставил меня в безопасности, не только от уязвления меня мечем или стрелою, но даже и от самых солнечных лучей, докучавших мне жжением своим (ибо это, по Златоусту, выразил глаголом: осенил). Давид здесь с благодарностью исповедует прежде оказанные ему Богом благодеяния, чтобы сею признательностью еще более привлечь к себе защиту и помощь Божию.

    Слова Златословесного: Смотри, какая любовь в говорящем и самым повторением (Господи, Господи) и прибавлением: спасения моего, показывает великую расположенность; а именем осенения указывает на скорость помощи, говоря как бы так: довольно для тебя только явиться, и все кончится. Другой говорит, что слова: «Ты осенил» употреблены вместо: я имел поборствовавшую мне Твою руку, которая покрывала главу мою, чтоб она не была уязвлена пускаемыми в меня стрелами, Феодорита: И это я узнал из опыта: ибо когда я вступил в единоборство с Голиафом и когда ополчался против иноплеменников, Ты оградил меня кругом своею помощью, как щитом.

  • 9.

    Не предаждь мене, Господи, от желания моего (за похотствование мое) грешнику!

    Не попусти, говорит, Господи, мне быть предану грешнику бесу за злое мое вожделение: ибо и мне, как человеку, случается иметь иногда злое вожделение. Но по сей причине прошу Тебя не осудить меня и не ввергнуть в руки демона. Грешник также есть и беззаконный человек.

    В переводе Симмаха: Не дай, Господи, вожделений беззаконного, т. е. по изъяснению Златоуста, не попусти ему исполнить желаемое им против меня. Другой же, т. е. Никита, выражение: от вожделения моего, изъясняет так: я желаю, говорит, спасения. Итак, не оставь меня, чтобы я, уклонившись от него, не предался сатане. Или и так: мое, говорит, желание не отпасть, а у грешников противное тому. Посему молю Тебя, не отними от моего желания и не предай им; а это может случиться тогда, когда Ты оставишь меня. К сему можем присоединить из Златоуста следующее: Не сказал: чего он желает, но: от желания моего, т. е. не дай ни малости из того, чего он желает. Ибо таковы злые: они с великим желанием составляют против ближнего умысел. Безыменного: И Писание называет их несчастными: горе, говорит, веселящимся о зле и радующимся о развращении злом (Прит 2:14) Ибо есть столь развращенные, что чужие бедствия почитают утешением своим в несчастьях.

    Помыслиша на мя; не остави мене, да не когда вознесутся.

    Враги, говорит, мои чувственные и мысленные составили против меня умыслы и хитрости; почему прошу Тебя, Господи, не попусти мне быть побежденным от них, чтобы чрез сие оставление меня они не возгордились и не ожесточились еще более, хвалясь своею победою надо мною.

  • 10.

    Глава окружения их, труд устен их покрыет я.

    Окружением Давид называет здесь сеть и навет (или суд и превратные советы). Глава, говорит, навета против меня врагов моих, на которую они особенно надеются, сия, говорю, глава, по словам Златоуста, покрыет и истребит их самих. Ее же он назвал и трудом уст их; потому что они много трудились в размышлении и в частых разговорах о ней; и потому что с великим трудом изобрели ее. Посредством, говорит, того зла, которым надеялись погубить меня, они сами себя погубили. Или трудом уст назвал злой умысел и хитрый совет; потому что он пагубен, по словам Златословесного, и гибелен для самого виновника его.

    Слова того же Златого Святителя: Братья Иосифа, хотевшие сделать его рабом и погубить, сами подверглись, как того заслуживали, рабству и смерти. Авессалом по своему неограниченному честолюбию хотевший погубить отца, сам уловлен оным. По другому изъяснителю, то есть Никиты, сии слова изъясняются более в нравственном значении так: Бог повелел всегда наблюдать за главою змия; а глава и как бы начало грехов есть помысл и греховный прилог. Итак, сначала плотолюбивый и любострастный помысл, внушенный душе врагом, произращает и собирает около себя много других гнусных помыслов. Итак, первую мысль и навет злых помыслов мы здесь почитаем главою. Посему когда первое появление злого помысла будет нами отринуто и не принято в сердце, то оно покроет и уничтожит все прочие помыслы возникающее вслед за оным прилогом; и труд, который приняли на себя бесы, чтобы сеять в сердце нашем сии наветы, обратится против них, не причинив нам никакого вреда, Феодорита: От своих же, говорит, злоухищрений да падут и, что устрояли против меня, сами да понесут, и составляемое для меня огорчение да покроет всецело производителей оного. И сам диавол, имеющий вокруг себя злые полчища бесов, есть также глава злобы их.

  • 11.

    Падут на них углия огненная.

    На грешников, продолжает, врагов моих падут не просто угли, но вместе с огнем, т. е. падут на них угли весьма разгоревшиеся и с великим жаром. А, под сими углями ты должен разуметь наказание от Бога, которое подобно горящим углям попаляет и мучит грешников. Это есть пророчество Давидово о врагах его, поелику огонь посланный от Бога с неба многократно падал на многих грешников и сожигал их, а особенно на содомлян.

    Низложиши я в страстех (злостраданиями), и не постоят.

    Ты, прибавляет, Господи, низложишь грешников посредством наказаний и злостраданий, которые столько изнурят их, что они не в состоянии будут вовсе переносить изнурения сего; но при первом поражении или ударе низринутся в погибель чрезмерным действием наказаний.

    Другой переводит: Низвергнешь их в бездны, и не устоят. Феодорита: А это случилось с Саулом на брани с иноплеменниками. Ибо чрез заколение себя он кончил жизнь.

  • 12.

    Муж язычен (злоязычный) не исправится на земли (не будет благоуспешен).

    Человек, говорит, злоязычный, т. е. невоздержный в языке, болтливый и безрассудный, или любящий распри и ссоры не будет благоуспешен в делах своих на земле, но падет и погибнет и душою и телом.

    Златоуста: Давид сим показывает, что зло само собою может погубить питающих его в себе. Ибо случается, что злоязычного еще на земле постигает ало его. Таков и клеветник; он всем враг, несносный, тягостный, нестерпимый, как напротив того великодушный и кроткий и умеющий молчать, тверд, постоянен и всем приятен.

    Мужа неправедна злая уловят (увлекут) во истление.

    И другой премудрый сказал: беззакония мужа уловляют (Прит 5:22). Поелику же часто уловляет на подобие добычи, во спасение и в пользу души, как уловлена словами Господа Самарянка и апостолами уловлены народы, то посему Давид присовокупил здесь: в погибель, что неправедного мужа увлечет зло в погибель его, по словам Златоуста. И то и другое, т. е. и вышесказанное и настоящее изречения Давидовы поучительны и назидательны.

    Тот же Златоуст говорит: Смотри опять, как злоба в состоянии сама погубить питающих ее: ибо он погубляется своим злонравием, как своим недугом; потому что злонравие может и само без всякого постороннего наказания погубить душу, исполненную оным. Но почему употребил выражение ловли? Чтобы ты видел неизбежность оной; чтобы ты, не смотря на то, что делая неправду, теперь еще не попадаешься, ты не надеялся на сие. Ибо такова ловля не всегда бывает удачна и не вдруг; но хотя и не уловляются дикие и преследуемые животные, все таки они не безопасны. Так и душа пусть не полагается на сие, что, поступая неправедно, она еще не уловляется; так как будет некогда поймана. Если хочешь быть вне опасности, то перестань делать это, и ты будешь в большой безопасности. Почему же не постигает наказание за зло вдруг вслед за ним? По человеколюбию Владыки: если бы Он хотел вдруг подвергать каждого грешника наказанию, то преждевременно большая часть людей была бы похищена.

  • 13.

    Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим (за бедных).

    Хотя мщение Божие часто медлит постигать за угнетаемых и притесняемых, которых здесь называет нищими и бедными, но хорошо говорит: я знаю, что Господь произведет непременно суд и отмщение за них в настоящей ли то жизни, или в будущей. А целью сих слов Давид имеет то, чтобы с одной стороны обижаемым подать утешение, а с другой устрашить и вразумить обижающих их, как изъясняет Златоуст.

    Он прибавляет: Чтобы ни первые (обижаемые) в скорби не изнемогали, ни вторые чрез отсрочку не сделались более нерадивыми. Ибо отсрочка ведет к покаянию; а упорного тем сильнейшему часто предает наказанию, и весьма справедливо: потому что имея столько опытов благости, он не сделался лучшим. Ибо помысли, сколь велико человеколюбие Божие когда преданным Ему Он попускает только страдать и не вступается за них, желая обижающего исправить покаянием. Оригена: Это пророчество о будущем суде, по которому нечестивые будут преданы огню, а праведные войдут в покой. Посему и Соломон, указывая на сие, сказал: ибо все творение Бог приведет на суд (Екк. 12, 14). Приятное же окончание дано псалму: ибо в конце написано то, что праведникам отложена надежда. Вместо: с лицем Твоим, Симмах перевел: пред лицем Твоим, означая сим то, что они (праведники) очищенным умом увидят Бога лицем к лицу.

  • 14.

    Обаче праведнии исповедятся имени Твоему.

    Хотя, говорит, произведение суда Богом в пользу праведников и медлит, но праведники не будут соблазняться сею медленностью; но будут благодарить Тебя, Боже, зная, что все это Ты производишь с расчетливостью, премудростью и на пользу.

    И вселятся правии с лицем Твоим.

    Правыми Давид называет здесь вышесказанных праведников. Праведники, говорит, будут жить вместе с Тобою, Господи, т. е. вместе с воспоминанием о Тебе, находясь всегда с оным, и не удаляясь от него никогда. Или правыми называет апостолов; а лицем Божиим— Христа, как образ существа Его. Так сам Христос сказал: Отче! хочу чтобы там где Я, и они были со мною, да видят славу Мою (Иоан 17:24) Ибо верховное благо состоит в видении Бога. Впрочем сии слова можно понимать и иначе, что праведники вообще суть те, которые упражняются в добродетели; а правые те, которые производят добродетель с рассуждением и различением. Поелику же псалом сей упоминает и о будущем суде и о Христе и апостолах, то сие было побуждением для некоторых дать надпись сему псалму такую: в конец, псалом Давиду.

    Златоуста: Находясь всегда с Тобою, они никогда не сделаются отступниками, что бы ни случилось с ними, они никогда не будут негодовать, и не будут порицать приключений; ибо это свойственно душе неизменной и непоколебимой—не требовать у Владыки отчета. Посему и Павел говорил: А ты кто, человек, что судишься с Богом? Изделие скажет ли работавшему: зачем ты меня так сделал (Рим 9:20))?

Ничего нет для сопоставления.