- 1.
Хвали, душе моя, Господа.
Это сходно с словами: благослови, душа моя, Господа (Псал. 102, 103,1).
Слова Златословесного: Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои, и здесь опять начинает: хвали, душа моя, Господа. Ибо не мало служить к очищению души сиe, т. е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: так да светить свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, который на небесах; и Павел также: прославьте Бога телом вашим и духом вашим. И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом; поелику праведники находятся с нами и поют вместе… Если тот, кто поставив пред собою образ отрока, или друга, воображает, что сам отсутствующий находится при нем, представляя себе его в сем бездушном изображении, то гораздо более мы пользуемся присутствием при нас святых чрез посредство Божественных Писаний, в которых мы имеем не изображения тел их, но душ. Ибо что сказано ими, то составляет образ душ их (Слово на великую седмицу том 5 издания).
- 2.
Восхвалю Господа в животе моем; пою Богу моему дондеже есмь.
Слова: пою Богу моему, доколе нахожусь в живых в этом мире, суть изъяснение слов: восхвалю Господа моего в жизни моей; так что и те и другие означают почти одну и ту же мысль.
Евсевия: Или дух (т. е. находившийся в Давиде) повелевает душе, или душа сама себе, или, что и лучше, пророк возбуждает душу свою к пению во славу Божию. А душа, слушаясь повеления Его, охотно ответствует сему: восхвалю Господа в жизни моей. Но как душа бессмертна, то она и живет и существует всегда и по освобождении от тела. Итак, по силе, говорит, никогда не перестану хвалить Господа, но во всю бессмертную мою жизнь, бесконечные веки, буду хвалить Его.
- 3.
Не надейтеся на князи (начальствующих) и на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Не надейтесь, советует, люди, на начальников и на смертных людей, как не имеющих силы спасти себя и помочь самим себе, по изъяснению Златоуста. А если они не могут помочь самим себе, то не гораздо ли больше не могут помочь другим? Ибо сам видишь, читатель, в сколь многих и сколь великих опасностях и смертоносных болезнях находятся начальники: и не имеют силы избавиться от сих опасностей и смерти. Да слышат сие те неизвестные христиане, которые совершенно устремили все внимание свое к великим людям, надеясь, что они помогут во время их нужды.
Почему и Иеремия говорит: Проклят тот человек, который уповает на человека и утвердит плоть мышцы своей на нем, а от Господа отступит сердце его (Иep. 17, 5). Феодорита: Хорошо это увещание; ибо начальники и не начальствуют вечно, но имеют временную власть и не все начальники дорожат правдою. Посему смотри на природу их и не полагайся на власть. Ибо человек суете уподобляется и человек таков, что как трава дни его.
- 4.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою.
Здесь Давид излагает причину, по которой нет спасения у начальников. Он ее полагает в том, что душа князя, на которого ты, христианин, надеешься, выходит из тела и не навсегда в соединении с ним, иначе, князь есть смертный человек и не пребывает бессмертным. А по исходе души из тела его, оно обращается чрез разрушение в землю, из которой, как изъясняет Феодорит, взято: ибо ты земля, говорит, и в землю пойдешь (Быт 3:19).
Златословесного: Не говори, что он начальник; ибо он не имеет ничего выше человека, той же неизвестности подлежит. Если же нужно сказать что-либо и удивительное; то и тем сильнее низвергается, что он начальник, потому-то особенно и не должно полагаться на него. Ибо крайне не надежны такие власти. Если он и не упадет, то весьма склонен к гневу и безрассудно употребляет свою власть во зло. Притом падение его легче падения частных людей и тем скореe и сильнее низвергается он, чем подлежит большим и многочисленнейшим злоумышлениям других. Ибо что значат телохранители, для чего столь много темниц? Как тот, который и в благоустроенном городе не вне опасности касательно своего тела и живет как среди неприятелей, может спасти других?
В той день погибнут вся помышления его.
Днем здесь Давид называет день смерти, в который душа человека выходит из тела, а помышлениями именует заботы о житейских делах, т. е. о богатстве, о славе, о силе, об удовольствиях и о другом подобном тому. Для чего, как бы так вопрошает, надеешься, безрассудный человек, на такого смертного, служащего в пищу червям и самого бессильного начальника? Устранив же верующих от упования на людей, Давид далее показывает безопасную и надежную пристань и крепкий столп, на который должны надеяться они, и к которому должны прибегать во всяком случае; это один Бог: потому что способ и порядок увещания и наставления таков, что учитель сперва удаляет слушателей или учеников своих от неосновательных и ничтожных мыслей и надежд и потом ведет их к надежным и прочным, сперва разрушает учением своим суетное и ложное и потом выставляет постоянное и истинное, открывает вредное и обманчивое и указывает полезное и душеспасительное.
Ибо по распряжении души, по словам Феодорита, и разрешении тела в прах, вся мечтательность помыслов вдруг оказывается суетною. А мечтают одни о начальствах и властях, другие, как сонные грезы, видят победы на бранях. Но наступив внезапно смерть оставляет сию мечту мыслей без исполнения. Евсевия: Слова: погибнут помышления его, сказаны о помышлении относящемся к веку сему, как то: к постройкам, к местам, странам и подобному тому. Все сиe, как только душа выйдет из тела, пропадет у нее и ни о чем не вспомнит тогда и не позаботится она. А что сделала по отношению к добродетели или с страданием здесь, все это, и слова и дела и помышления, будет помнить и ничего такового не может забыть, и то, чем доставила кому либо пользу, или сама воспользовалась, также будет помнить, притом гораздо яснее, как освободившаяся от земного тела.
- 5.
Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на, Господа Бога своего.
То же самое написано и в 117м псалме: благо надеяться на Господа, а не на человека; благо уповать на Господа, а не уповать на начальствующих. Блажен, уверяет, и счастлив тот человек, которому Бог есть помощник, единственный и собственно Бог, на которого и патриарх Иаков надеялся и от которого получал многократно великую помощь. Ибо в таком значении прибавлено здесь имя Иакова, по словам Феодорита. За сим излагает и то, какова сила у помощника сего, чтобы побудить нас к усерднейшему стремлению к Богу.
Видишь ли силу совета? вопрошает Златоуст, ибо в наименовании блаженства он заключил все блага; и назвав надеющегося на Бога блаженным, он показал могущество помощника. Начальник (на которого надеются безрассудные) есть человек; а сей (на которого надеются благоразумные) есть Бог; Тот погибает, а сей пребывает, и не только остается сам, но и дела Его.
- 6.
Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них (содержится); хранящего истину в век.
Блажен, продолжает, тот человек, который надеется на Бога, сотворившего небо и землю и море и все, что содержится в сих трех местах, притом всегда истинного и в обещаниях благодеянии своих и в угрозах наказаниями от Него.
Феодорита: Сими словами вкратце объемлет всю видимую тварь; ибо не только упомянул о небе, земле и море, но и о том, что в них и в небе, ангелы и все естество невидимых, также солнце, месяц и множество звезд; на земле и в море люди и различных родов бессловесные. Столь велика, говорит, сила Творца всех. Из сего можешь заключить, сколь велико различие между тленными начальниками и Творцом всех.
- 7.
Творящаго суд обидимым, дающего пищу алчущым.
Блажен, присовокупляет, тот человек, который надеется на Бога, отмщевающего за обижаемых согласно с сказанным: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим 12:19), т. е. производящего мщение и в настоящей и в будущей жизни, и дающего необходимую пищу алчущим и телесных и душевных благ, как сказано: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Матф 5:9). И бесчисленное множество примеров как тех, которые, быв обижены, получили от Бога помощь и защиту в настоящей жизни, так и алчущих, которых Бог пропитал в различные времена.
Златоустам: Это, говорит, дело Его, это обычай, это особенно Богу свойственно—не презирать обижаемых, не оставлять без внимания подвергающихся злоумышлениям, подавать руку терпящему нападения. И это непрерывное дело; почему и сказал: во век, показывая сие. И свидетели о сем Иосиф, Сусанна и Давид, за обиду которых Он отмстил своим судом. Он же пропитал евреев в пустыне манною, а Илию посредством ворона и Данила чрез Аввакума; и в новом завете насытил девять тысяч, пять из них пятью хлебами, а четыре тысячи семью хлебами.
Господь решит окованныя.
См. Толкование на (Пс 145:8)
- 8.
Господь умудряет слепцы.
Господь возводит низверженные. Господь, говорит, разрешает и освобождает не только тех, которые связаны узами чувственными и житейскими бедствиями и заключены в мрачных темницах, но и тех, которые связаны узами грехов своих. Далее, Господь не только умудряет лишенных телесных глаз, так что сей недостаток чувственных очей восполняет подаваемая им от Бога мудрость, но еще и не имеющим душевных очей. А равно Господь восстановляет не только падших из состояния здоровья в состояние болезненное, из счастья телесного в несчастье, но и тех, которые ниспали из добродетели в порок, каковы были язычники, которые по отношению к добродетели были связаны, почему и не могли производить ее, и слепцы в отношении к истине и—низринуты в пропасть погибели.
Феодорита: В сих словах предсказывает о произведенных Спасителем чрез вочеловечение Его благодеяниях, о которых предвозвестил Бог всех чрез Исаию. Ибо, сказав: Я дал тебя во свет народов, прибавил: отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими, и из темницы сидящих во тьме; и в другом месте: тогда услышать глухиe слова книги и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят (Исаии 42, 6-7). Оригена: Называет едиными тех, которых Господь умудряет, которые не видят ни своих совершенств, ни чужих недостатков.
Господь любит праведники.
См. Толкование на следующий стих
- 9.
Господь хранит пришельцы.
Праведниками Давид называет просиявших в добродетели прежде Евангелия, а пришлецами пришедших к благочестивой вере во Христа после Евангелия. Или праведниками именует совершеннейших в добродетели, а пришлецами—новоначальных в ней. Тех, говорит, т. е. совершеннейших праведников, как благоприятных Господу, Он любит, а пришлецов, как новоначальных в добродетели, Господь хранит, как нетвердых и бессильных и еще не испытавших брани с бесами.
Сиру и вдову приимет.
Господь, говорит, подает заступление и помощь вдове и сироте; почему и в различных местах Писания повелевает вдовам и сиротам помогать. Но можешь понимать это и иносказательно. Сирота и тот, кто оставляет отца и мать, если они неверны, ради Христа, в Которого верует; или тот, кто оставит родителей своих, хотя и верных, и последует Христу монашеским житием. А равно вдова и та, которая оставит мужа, пребывающего в неверии, или еретика, и уверует во Христа и сделается православною. Потому что как для сирот драгоценнейшие и приятнейшие из родных суть отец и мать, так и для вдовы самый дорогой и возлюбленный из родных есть муж. Сиротою можно почитать и того человека, который отвергнул диавола, бывшего прежде отцом и учителем его во зле; а равно и вдовою душу, отвергнувшую диавола, к которому была прилеплена своим служением и угождением ему, когда исполняла злые его хотения. Итак, сего-то сироту и сию-то вдову Господь заступает, подавая им свою помощь, и сироту делает своим сыном, по благодати, а вдову невестою своею посредством Святого Духа.
Слова Божественного Максима: Еще вдова есть душа, умершая по естественному закону; а сирота есть скрытный образ жизни, который из тщеславия и больших выгод деятелен и не имеет отцом своим Бога. Итак, Господь условным советом сим естественный закон оживотворяет, а скрытный нрав исправляет, чтобы он совершался для самого блага, а не для тленной славы, и таким образом сироту и вдову поднимает, т. е. истребляя прежний образ жизни и злоупотребление.
И путь грешных погубит.
Путь грешников есть злонравие и лукавство, которое Бог истребит. О сем сказано и в конце первого псалма так: и путь нечестивых погибнет, и в 9м псалме: будут искать греха его, и не найдется.
Златословесного: Замечай последние слова, с какою точностью они сказаны. Не сказал грешников погубит, чтобы ты не подумал, что души их тленны, но: путь их, т. е. действия, жизнь; ибо он отвращается не от природы, но ненавидит зло.
- 10.
Воцарится Господь во век.
Сын Божий, пророчествует, царствующий как Бог, будет царствовать, и как человек, во век, как это значится и в словах Его: дана Мне всякая власть на небеси и на земли (Матф 28:18). Или просто Бог будет царствовать вечно, и царству Его не будет конца.
Бог твой, Сионе, в род и род.
Бог твой, Сион, заключает, будет царствовать, или существовать в род и род. И в предыдущем сказано: царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Род и род суть один умирающих, а другой имеющих восстать из мертвых. А Сион есть Церковь из верующих, как сказано и в 96м псалме, где мы изъясняли слова: и возрадовались дщери Иудейские.
Слова Златоуста: Итак, ежели Он царствует всегда, то нет места подозрению, но хотя до времени и не воздает, Он отлагает сиe до воздаяния за большее. Посему мы не должны и во время искушений негодовать, если не вдруг подается свобода от них; но предоставим самому Господу избрать время для освобождения от оных, и если мы совершим что-либо доброе, не вдруг станем требовать награды, но и здесь станем ожидать Его на то воли. Потому что когда Он отлагает воздаяние, то дает большее; и всегда будем благодарить, постоянно хвалить Его.
Ничего нет для сопоставления. - 3.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > Псалтирь > Глава 145