Глава 147

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Похвали, Иерусалиме, Господа. Хвали Бога Твоего, Сионе!

    Хвали, взывает, и прославляй, Иерусалим, Господа: и ты, Сион хвали и прославляй Бога, где Иерусалим есть построенный город, а Сион есть холм, на котором он построен, и оба сии имена суть имена одного и того же города. Впрочем, Иерусалимом, по словам Златоуста и Феодорита, называет не строения, но жителей сего города

    Златословесного: В высшем значении сии слова: хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сионе, можно относить к Церкви.

  • 2.

    Яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе.

    Хвали, продолжает, и благодари Бога твоего, Иерусалим, за то, что Он укрепил вереи врат твоих и сделал их для врагов несокрушимыми, также за то, что Он благословил сынов твоих, т. е. благословил их размножением их и силою и разумом и богатством, и, что важнее, оказал им ту милость, что они находятся в нем и живут все вместе. Ибо выражение: «в тебе» дает ту мысль, что они живут вместе, как и в другом месте тот же Давид сказал: вот, что так поистине хорошо, или что так прекрасно, как жить братиям совокупно (Псал 132:1).

    Слова Златоуста: Что значит: вереи укрепил? Поставил вне опасности, сделал непобедимым. И еще: ибо надежнее Иерусалима укрепил Церковь, не вереями и вратами оградив ее, но Крестом и сильным изречением своим, в котором поставил для нее везде ограду, сказав: врата ада не преодолеют ее. И благословил сынов твоих в Тебе. Как сказал в начале: плодитесь, и множитесь, и наполняйте землю, и сие слово распространилось по всей земле; так и после сего сказал: идите, научите все народы, и сие повеление в короткое время заняло все пределы вселенной. В начале, по закону природы, из одного произошли многие; а во время апостолов не по закону природы, но благодатью распространил народ; почему вдруг в один день три тысячи, потом бесчисленные, а наконец вся вселенная, добрым сим возрождением родившись, умножились и распространились и самыми делами показали, что получили благословение. А что находящиеся в церкви должны быть соединены между собою, а не разделены, дабы истинно были совокуплены во едином, о том свидетельствует и Дионисий Ареопагитский, говоря так: ибо не возможно разделенным между собою совокупляться во едино и быть участниками мирного единения с Единым. (Гл. 3 о церковной Иерархии).

  • 3.

    Полагаяй пределы твоя— мир, и тука пшенична насыщаяй тя.

    Бог, говорит, удалил от всех пределов твоих брань и поставил их в мире, или сделал пределы твои мирными. Он же насыщает тебя не просто пшеницею, но туком (жиром) пшеничным, чем называет самую чистую муку (семидал); ибо семидал есть самая тучная и чистейшая пшеничная мука. И не просто дал ее тебе, но и насытил ею, означая сим речением изобилие и богатство плодов.

    По словам Златоуста: Не город только освободил от злоумышленников, но и самые последние пределы, что значит ορια. Притом не сказал: поставивший, но поставляющий, что значит постоянство. Слова Феодорита: Даровал тебе и мир со всех сторон; ибо быв устрашены погибелью убитых, другие не посмели делать нападений. Оригена: Пределы Иерусалима (т. е. церкви) все в совершенном мире, а вне пределов ее нет мира. Посему кто не в мире, тот вне пределов Иерусалима (т. е. церкви). Еще Златоуста: Это преимущественно и собственно можно относить к Церкви. Ибо, что наиболее удивительно, Церковь, находясь в состоянии брани, имеет мир, и при всех злоумышлениях со стороны других наслаждается безопасностью. Так сказал Господь: мир оставляю вам, мир Мой даю вам.

    По словам Никиты в Своде, под именем пшеницы, как самонужнейшей пищи означил и прочие плоды. Слова Феодорита: Пролил, говорит, на тебя блага земные: ибо туком пшеницы назвал изобилие плодов; так как греч. слово «пирос» означает пшеницу, а тук пшеницы есть самый лучший хлеб. А сим выразил и прочие плоды. Но таковым попечением пользовались Иудеи в древности; и когда безумно восстали на Спасителя, тогда лишились всех сих благ. Потому-то и сие пророчество, содержа о них такие слова, предсказывает о спасении язычников. Оригена: Это согласно и с другим псалмом: и напитал их туком пшеничным. Зерно же пшеничное есть Спаситель, каким Он Сам назвал Себя. Посему Он есть тот тук, которым Бог называет Иерусалим, т. е. телом Его насыщает Церковь.

  • 4.

    Посылаяй слово свое земли.

    Давид часто обращает слово свое от частных благодяний Божиих, по замечанию Златоуста, к общим, как делает и здесь, и на оборот: от общих благодеяний Божиих к частным. Почему, сказав выше о частных благодеяниях. Иерусалиму, теперь говорит и об общем промысле Божием. Бог, по словам его, посылает слово свое, т. е. повеление свое, по Златоусту, о плодородии земли.

    Слова Феодорита: «Словом» здесь назвал евангельскую проповедь, которую послал не к иудеям только, но и ко всем другим людям. Ибо идите, говорит, и научите все народы. Он дал и скорость шествию сему; ибо в короткое время наполнил учением сим всю землю и море. Сие-то предвидя пророк сказал: до крайней скорости течет слово Его. И нет ничего нового и удивительного в том: потому что все совершается по оному божественному повелению). Итак, по своему хотению, Он вдруг превращает в бесчисленные виды естество вод, хотя оно само по себе одно. Оригена: Иносказательно землею здесь, быть может, называет и нас, как носящих сокровище Духа в глиняных сосудах; лучше же разуметь здесь Сына Божия сущего во плоти, которая, по Его хотению, вместила в себе Бога.

    До скорости (крайне скоро) течет слово Его.

    Когда, продолжает, Бог посылает слово свое, т. е. когда дает повеление, то оно течет скоро, и весьма быстро совершается и становится, по словам Златоуста, делом. В высшем же значении под Иерусалимом и Сионом, по Златоусту, разумеется Церковь из верующих, как мы это говорили многократно. А врата Церкви суть вера, крещение, которыми входят в Церковь все христиане; вереи же, двери ее, есть крест. Благословил сынов Церкви, т. е. Апостолов Христос: ибо подняв, говорит, руки свои, благословил их (Лук 24:50), а через них благословил и всех духовно рождаемых от них христиан. Христос оградил пределы Церкви миром; потому что она, не смотря на все брани против нее, находится в мире, побеждая врагов своих. Тук пшеницы есть тучность и чистота духовной пищи и божественных таинств. Посылаемое на землю слово, по словам Феодорита, есть проповедь благочестия и благовестия, о которой Давид пророчествует здесь, что она быстро потечет по вселенной. А чтобы кто не подумал, что сказанное Давидом невозможно, то посему он уверяет в том и следующими чудесами Божиими, показывая в них почти то, что кто так легко производит все, тому невозможно не производить и выше сказанное.

  • 5.

    Дающего снег свой, яко волну, мглу яко пепел посыпающего.

    Бог, продолжает, дает столь много снега и в такой совокупности, что в короткое время вся земля покрывается им, как белою шерстью. Бог также, по словам его, рассыпает и мглу, т. е. туман по воздуху в таком множестве и в такой совокупности, что как будто рассыпает кто пепел, или золу.

  • 6.

    Метающего голоть (лед) свой яко хлебы (кусками), противу лица мраза Его кто постоит?

    Бог, говорит, бросает столь большой и обратившийся в лед снег, что величиною уподобляется иногда малым кускам хлеба, а иногда и большим и целым хлебам. Иные впрочем, разумеют сие и о большом граде, каковой иногда падает. И поистине это дело удивительно и доказывает великую силу, что внезапно бывает столь большая и чрезмерная стужа, происходящая из замерзшего снега и града, что нестерпима для всех тел.

    Василия: Снег, по существу своему, есть вода, которая чрез действие воздуха делается белою. Ибо находящаяся в облаках влага, отторгаясь от них силою ветра, от сильного движения разбивается в пену, а от замерзания в воздухе сгущаясь, по получении некоторой плотности в тяжести, по естественному наклонению, падает вниз. И еще: снег есть полузамерзшая вода, посредством облаков спускающаяся на землю. По словам Феодорита, мягкий и нежный снег делается из воды. А мгла, по словам Василия, есть влажное вещество, прежде облака сгустившееся и изменившееся в оную, так что может рассыпаться на подобие пыли и наполнять весь воздух. По словам Феодорита, мгла есть влажный прах. Или, по словам Аристотеля, мгла есть безводное облако. А лед, по словам Василия, есть вода, совершенно замерзшая на земле. По определению Феодорита, лед есть сгущение воды на земли. Григорий Богослов говорит: скажи же мне: понимаешь ли что-либо из них? какие сокровищницы снега? Кто родил капли росы, как написано: из чьего чрева исходит лед (Иов 38:28)? Евсевия: Кто превратил водное и текучее вещество в плотный вид снега? и кто умягчил снег, как волну, так что он без шума и тихо падает на землю, хотя он составился из тяжелой и стремящейся вниз стихии.

  • 7.

    Послет слово свое, и истает (распустит) я (все сиe). Дхнет дух (ветр) Его, и потекут воды.

    И другая, говорит, удивительная и странная вещь та, что Бог посылает слово, т. е. повеление свое, и снег и лед тает. И подует духом своим, т. е. ветром южным; и вдруг из снега и льда текут воды, из которых они и составились. А это Давид сказал для того, чтобы было известно, что все сие не бывает само собою и по случаю, но что, по словам Златоуста, все покоряется повелению Творца всего Бога и легко изменяется, так что вода иногда превращается в снег и лед, а иногда наоборот снег и лед—в воду; теплота иногда превращается в стужу, а стужа в теплоту. Посему как легко превращаются сии естественные вещи, так легко изменяются и человеческие обстоятельства и нет ничего невероятного в том, что после искушений наступает скорое облегчение, вдруг после браней мир и после скорбей и бедствий нечаянная радость. Из тех же естественных событий открывается и другая более глубокая мысль, что как зимою случающиеся перевороты и попеременные холода, дожди, снега и морозы, хотя и неприятны для чувства животных, полезны, однако ж, и для тел их, потому что сжимая укрепляют их, и для земли, которая чрез то производит тучные, богатые и прочные плоды: так и искушения и скорби, хотя и причиняют чувствительности телесной боль и мучение, душе однако ж доставляют мукою пользу. Опять как с прохождением зимы проходят и зимние перевороты и холода, так и искушения бывают на время; и потом, послужив мудрому распоряжению, проходят и уничтожаются; они продолжаются для наказания и вразумления искушаемого, а проходят и уничтожаются, для облегчения страждущего от них; и в том и в другом случае полезны человеку. За сим Давид обращается, по своему обыкновенно от общих благодеяний Божиих к частным, как мы сказали согласно с божественным Златоустом выше.

    Слова Феодорита: Не просто повествует о сем, но с намерением указать чрез сие на другие вещи. Ибо как снег, падая на горы, покрывает их, а истаевая стекает с них в близ находящиеся реки (рвы), так изобилие Богом дарованных благ во первых предоставлено было Иудеям; но когда они удалили от себя благодать, то чрез апостолов, как бы посредством рек (рвов), учение потекло к язычникам.

  • 8.

    Возвещаяй слово свое Иакову, оправдания и судьбы своя Израилеви.

    В начале сего псалма Давид сказал о чувственных и полезных делу благах, как-то о безопасности Иерусалима, о силе, мире изобилии в нем. А здесь изъясняет блага высшие и полезные для души, сказывая о Божием законодательстве, дабы как теми, так и другими возбудить народ к прославлению Бога и любви к Нему, за то что Он теми и другими благодетельствует ему. Бог, по словам его, возвещает слово свое, т. е. повеление и закон свой израильтянам, т. е. открывает им оный и научает ему, как сказал и в другом месте: показал пути свои Моисею, сынам Израилевым хотения свои. А в пояснение того, что такое слово, он вслед за сим называет оное оправданиями и судами.

    Посему тот же Давид сказал и в другом месте: показал пути свои Моисею, сынам Израилевым хотения свои. И Варух говорит: изобрел всякий путь художества (знания), и дал его Иакову, отроку своему и Израилю возлюбленному своему? ((Вар 3:26)). Феодорита: В древности возвестил иудеям закон, а в последствии и благодать; но они оказались недостойными ни того, ни другого.

  • 9.

    Не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им.

    Никакому народу, заключает, не оказал Бог столь великого благодеяния и дара, какое оказал израильскому племени. И никакому другому народу не открыл повелений и законов и хотений своих, кроме одного Иудейского. Другим народам Бог дал естественный закон, написанный в совести их, при помощи которого человек может различать добро от зла; и по сему закону Бог будет судить язычников: потому что зная добро и зло по природе, они делали зло и не следовали добру. А израильтянам вместе с естественным законом дал и писанный, открывавший им суды и хотения Божии; почему Иудеи и будут судимы строже; так как в большей мере человеколюбие Божие бывает в последствии времени причиною большего осуждения для несовершенных, согласно с сказанным: те, которые не имея закона, согрешили не по закону, не по закону подвергнутся погибели (т. е. легчайшей), а которые согрешили имея закон, по закону подвергнутся осуждению (т. е. тягчайшему) (Рим 2:12).

    Того же Феодорита: Никому из народов не дал закона чрез Моисея и не доставил пользы чрез пророков. Но только их одних удостоил такового орошения (попечения), но они сделались неблагодарными к Благодетелю; а язычники, приняв зарю умственного света чрез святых апостолов, познали своего Творца и приносят Ему честь непрестанно.

Ничего нет для сопоставления.