- 1.
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.
Апокалипсис есть откровение сокрытых тайн, бывающее во время озарений владычествующего ума или в видениях, посылаемых Богом во сне, или в состоянии бодрственном при помощи Божественного осияния.- А если говорить, что сие Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение такое по природе человеческой, ибо в своем Евангелии более всех изображает его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Так и здесь чрез служащего Ангела и именем учащихся рабов предлагает очам величие Божества Христова: ибо Ему работна всяческая.
Выражение «быти вскоре» означает то, что некоторое из предреченного в откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит придти, так как у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде (Псал 89:5) 2 Петр. 3, 8).
Ст. 1-2 И Он показал, послав оное через Ангела Своего, рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.
Как Владыка, Христос чрез Ангела явил это мне своему рабу, свидетельствовавшему в Него исповедание, с тем, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и для обращения слушающих проповедал о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, и о том, что имеет быть. Ибо пророчески видел то и другое; кроме того ясно cиe и из слов: «яже суть и имже подобает быти» указывающих на настоящее и будущее время.
Толкование на Апокалипсис.
- 2.
который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
См. Толкование на (Откр 1:1)
- 3.
Блажен читающий и слушающие словеса пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко.
Прославляет тех, которые читают и слушают для дел, потому что кратко время, предложенное всем для делания и получения блаженства. «Делайте дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати» (Иоан. 9, 4), говорить Господь. Иначе: при сравнении сей кратковременной жизни с будущей близко время воздаяния за подвиги.
Толкование на Апокалипсис.
- 4.
Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа
Хотя и много было местных церквей, но послал только седмим церквам. Так сделал ради седмеричнаго числа, знаменующего таинственное всех сущих церквей, а равно и по соответствию сего числа настоящей жизни, в коей принять седмеричный круг дней. По той же причине упоминает только и о семи Ангелах и семи церквах, которым и шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостаснаго Божества».- Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз семь Сый (Исх. 3,14); выражением: иже бе - Слово Которое в начале бе к Богу (Иоан. I, 1); словом грядый - Утешитель, всегда нисходящий на церковных чад во святом крещении и во всей полноте имеющий снизойти в будущем веке (Деян. 2 гл.),- Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не сочисляемых с Богоначальною и Царственною Троицею, но с Нею воспоминаемых, как рабов Ея, как, подобно сему, сказал и божественный Апостол: засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы (1 Тим 5:21) Можно понимать cie и в другом смысле: под выражением: Сый и иже бе и иже есть грядый - разумеет Отца, Который в Себе самом содержит начало, средину и конец бытия всего сущего, под семью духами - дары Животворящего Духа, под «имеющим следовать затем» - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшагося человеком. Ибо и у Апостола Божественныя Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия: потому-то здесь и говорит: и от Иисуса Христа и т. д.
Толкование на Апокалипсис.
- 5.
Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.
Ибо Он, свидетельствующий пред Понтийским Пилатом, верен во всех словесех Своих (Пс 144:13); как жизнь и воскресение, Он перворожден из мертвых (1 Кор. 1,18; (1 Кор 15:20)); и над кем Он начальствует, те не увидят смерти подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как царствующих Царь и господствующих Господь (Пс 2:6) (Кол 2:10), равномощный Отцу и с Ним единосущный (Иоан 10:30) 14, 20). Или иначе: Он - Царь царей земных и царей над земными похотями. И если блаженный Григорий Богослов выражение: Сый и иже бе, и грядый Вседержитель относить ко Христу, то нимало не неуместно будет отнести к Нему же и нижеприведенные, подобные сим, изречения. К сим словам и добавлено: Вседержитель и нет приведения или упоминания о другом лице. Изложенный нами смысл ясно подтверждают и прибавленные здесь слова: и от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге - Слове и Сыновней Ипостаси, то совершенно излишне было бы сейчас же дополнять словами: и от Иисуса Христа, чтобы отделить Его от иного другого. Боголепные слова одинаково приличествуют как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, говорит Григорий Богослов, свойств и отличий особенных, и личных и относящихся к воплощению Бога Слова. Подтверждается это и тем, что Трисвятую Серафимскую песнь поучаемся мы в Евангелии относить к Сыну, в проповеди Павла, - к Отцу, к Коему привыкли мы обращать сiю молитву, как говорится о сем у блаженного Епифания в слове о Святом Духе. Приводим же все это для доказательства того, что наше изъяснение не противоречит мнениям Отцов Церкви; теперь же, с Божьею помощью, перейдем к последующему.
Ст. 5-6 Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровiю Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Подобает, говорит, слава Ему, по любви разрешившему нас от уз смертных, и излиянием своей Животворящей Крови и воды омывшему от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу жертву живую - словесное служение вместо жертв безсловесных.
Толкование на Апокалипсис.
- 6.
И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
См. Толкование на (Откр 1:5)
- 7.
Се, грядет со облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Здесь закланный, как Агнец, Он приидет во славе Отчей, как Судия, на облаках, или на безплотных умных силах, или подобных тому облаку, которое осенило Его со святыми Апостолами на Фаворе. - Его, грядущего со славою, увидит всякое око; распинавшие же и оставшиеся в неверии племена земные восплачутся (Mф. 24, 29-30).- Ей, аминь означает: совершенно, так; ибо сими словами означается один и тот же смысл как на греческом, так и на еврейском, языках. Аминь - да будет.
Толкование на Апокалипсис.
- 8.
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.
Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела.
Толкование на Апокалипсис.
- 9.
Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Я же, как ваш брат и соучастник в скорбях за Христа, вполне правильно заслужил ваше доверие, потому что за исповедание Христово осужденный на остров Патмос возвещаю вам тайны, на нем мною виденныя.
Толкование на Апокалипсис.
- 10.
Ст. 10-11 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый, и Последний. То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию
Я, объятый Святым Духом, приобретя духовный слух, услышал в чтимый, ради воскресения, более других день Господень голос по звучности подобный трубе, «ибо во всю землю изыде вещание их» (Пс 18:5) - Указав под видом Алфы и Омеги на безначальность и безконечностъ Божию, Он повелел мне о виденном поведать семи церквам, обозначая седмеричным числом, оканчивающимся в субботу, субботство, т. е. покой будущего века. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь Ангелов, начальствующих над прочими.
Толкование на Апокалипсис.
- 11.
то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию
См. Толкование на(Откр 1:10)
- 12.
Ст. 12-13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною: и обратившись, увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом
Голос, который слышал Апостол, не был чувственный, это объясняет он словом обратихся, т. е. оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, ибо духовное слышание и видение означают одно и то же. - Обратившись же, говорит он далее, увидел семь золотых светильников (ниже их называет церквами), а среди них Христа, подобна Сыну человечу (Он вместе и Бог, но не простой человек!) и облеченнаго в подир, как Вышняго, по чину Мелхиседекову Apxиepeя, (Пс 109:4). - Был Он препоясан золотым поясом не по бедру, как делают люди для укрощения похотей (им непричастна Божественная плоть), но по груди - при сосцу, чтобы тем самым показать, что и последние меры Божественного гнева удерживаются человеколюбием и что истина опоясует завета сии Владычнии сосцы, которыми питаются верные.- Для означения высшего превосходства, чистоты и нескверности пояс назван златым.
Толкование на Апокалипсис.
- 13.
и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом
См. Толкование на (Откр 1:12)
- 14.
Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный
Хотя для нас Он и новый, но Он древний или, правильнее, предвечный, ибо о сем свидетельствуют Его власи белы. - Очи Его, как огненный пламень, просвещают Святых и опаляют нечестивых.
Толкование на Апокалипсис.
- 15.
И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи
Под ногами Григорий Назианзин разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Его суть плоть, которою сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги суть и Апостолы, как утверждение церкви. - Халколиваном врачи считают благовонный фимиам, называемый у них сильным, мужеским. Или иначе: халк (медь) означает естество человеческое, ливан (ладон) - Божеское, а совокупленные в одно слово - «халколиван» - благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще: халк означает благозвучие учения Христова, а ливан - обращение язычников, почему и повелевается прийти невесте (Песн 4:8)). Ноги Христовы суть Апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушений.
Ст. 15-16 И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон мечь, и лице Его как солнце, сияющее в силе своей
Совершенно правильно говорит, что голос Его - как река вод многих, ибо он один и тот же, как у Него, так и у Духа, Которым «из чрева верующих истекают реки воды живы» (Иоан 7:38) и во всю землю ясно проповедуют. - Семь звезд далее называет Ангелами церквей. - Обоюду острым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюду остра» (Евр 4:12) или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека. - Его лице сияет, якоже солнце не чувственным светом, но духовным: как Солнце правды. Он сияет Своею собственною силою и властью, но не как солнце чувственное, которое, будучи тварью, светит по Божьему велению и Богодарованною силою.
Толкование на Апокалипсис.
- 16.
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей
См. Толкование на (Откр 1:15)
- 17.
Ст. 17-18 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою, и сказал мне: не бойся, Я есмь Первый и Последний. И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти
А когда, подобно Иисусу Навину ((Нав 5:14) и Даниилу (Дан 10:9), по немощи человеческаго смертнаго естества, Апостол падох к ногам Его яко мертв, Христос укрепил, сказав ему: «не бойся, потому что Я, безначальный и безконечный, пришел не умертвить тебя, но ради вас Сам был мертв и имею ключи ада и смерти», т. е. смерти телесной и душевной.
Толкование на Апокалипсис.
- 18.
и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти
См. Толкование на (Откр 1:17)
- 19.
Ст. 19-20 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей
Так как истинный свет есть Христос (Иоан., 1, 9), то обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни.- Собственно же светильниками называются церкви, как обладающие светилами, содержащими в себе, по Апостолу, слово животно (Фил 2:15).- Светильники и свещники суть золотые по причине честности и непорочности их веры. У каждой из них, говорит Господь, предстоит Ангел Хранитель (Mф. 18 гл.). Григорiй Богослов, разумея настоящую главу, говорит, что церкви названы звездами образно - по их чистоте и светлости.
Толкование на Апокалипсис.
- 20.
Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей
См. Толкование на (Откр 1:19)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Андрей Кесарийский > Откровение Иоанна Богослова > Глава 1
Глава 1
Ничего нет для сопоставления.