- 1.
Ст. 1-2 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом, и дано им семь труб.
Часто Святым Иоанном берется число семи Ангелов, ибо оно соответствует и согласуется с веком сим, субботством и покоем святых. Потому и разрешение этой седьмой печати означает переход от земного жительства, которому семь Ангелов помогают поражениями людей, нуждающихся во вразумлении или наказании. - Безмолвие знаменует Ангельское благочиние, благоговение и ими неведение о времени второго пришествия. - Полчаса, т. е. краткое время, в которое, по наведении наказаний и прекращении земного, явится царство Христово.
- 2.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
См. Толкование на (Откр 8:1)
- 3.
И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу.
Хотя видимые святыми: жертвенник, кадильница и другое что-либо и является в виде вещественном и цветообразном, но все это суть невидимо и духовно. - Итак Ангел, став на таковом жертвеннике и держа кадильницу, имеющую ливан, возносит, подобно фимиаму, к Богу молитвы Святых, в которых они просят, чтобы по бедствиям, поражающим при всемирной кончине, были ослаблены мучения нечестивых и беззаконных людей в будущем веке и чтобы Своим пришествием Он наградил потрудившихся. На это и указывается в последующем.
И дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом.
Олтарь злотый, на котором утверждается всякая служебная и святая сила и на которой приносятся мученические жертвы, есть Христос, прообразом которого был жертвенник, показанный Моисею на горе вместе со скиниею (Исх 25:9) (Евр 8:5) - Фимiами - это молитвы Святых, как сказано, благовония Богу. - Пред престолом, т. е. пред высочайшими Святыми силами по причине излияния в них пламенной Божественной любви, чистой и многой премудрости и разумения. Сие показывает истолкование имен приближающихся к Богу превышних сил.
- 4.
Ст. 4-5 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю.
И изыде дым; т. е. возносимые через Ангела молитвы святых приняты и наполнившие кадильницу огнем наказаний сделали то, что они обратятся на землю, как некогда видел Иезекииль, что взятое от такого огня одним из Херувимов было передано Ангелам, посланным на избиение нечестивых Иерусалимских жителей. Образ сего Ангела имеет всякий Иерарх, как посредник между Богом и людьми, ибо одних он молитвы возносит, другим низводит помилование, согрешающих обращает вразумлением или строжайшими наказаниями.
- 5.
И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю:
См. Толкование на(Откр 8:4)
Ст. 5-6 И произошли голоса и громы и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
И быша гласи и громы. Всем этим означаются ужасы, имеющие быть пред кончиною, подобно тому как на горе Синайской они служили присутствия Божественного символами, всех устрашающими и приводящими благоразумнейших к обращению. Сему служат Ангелы, как сострадающие Христоподражательно врачи, прижиганиями и сечениями исцеляя злейший недуг греховный болящих, или, что вероятнее, облегчая ленивым будущее наказание, если только перенесут с благодарностью. - Нас же, честным и драгоценным именем Христовым запечатленных, желающих славы Святых и просящих чрез настоящие скорби освобождения от будущих мучений, человеколюбец Господь, наказуя, да не предаст, как написано, смерти греховной (Пс. 117,18), но да ослабит злые дни вечных мучений, когда изобретателю греха выроется бездна - темное и преисподнее место геенны, чтобы, водворившись со Святыми в жилище всех веселящихся, быть нам с Самим Спасителем Христом, Богом, Которому подобает всякая слава, честь же и поклонение, вместе со Отцом и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- 6.
И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
См. Толкование на (Откр 8:5)
- 7.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Здесь, предполагают некоторые, указывается на мучения грешников в геенне, часто представляемые под образом чувственных страданий. Мы же думаем, что мучимых в будущем веке будет не третья только часть из всего множества человеческого, но более (ибо сказано: «широкiй путь вводяй в пагубу» (Матф 7:13), потому что обозначаются сим язвы, имеющие быть при кончине. - Град указывает на то, что наказания сии придут с неба по праведному суду; огонь с кровью - на разорение городов, во все времена от рук воевавших происходящие, их пожары и междоусобицы, во время которых, как видим, избиваемо бывает и будет не мене третьей части всех живущих на земле тварей: войны истребляют не только людей, но и все земные произведения! Наше об изложенном предположение и мнение подтверждает и блаженный Иоиль, ибо говорит, что прежде наступления великого дня будут на землю посланы кровь и огонь и курение дыма (Иоил 2:30).
- 8.
Ст. 8-9 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
Сим, сообразуясь с мнениями некоторых, свидетельствуется, что по воскресении море с живущими в нем будет гореть очистительным огнем. Если указание на третью часть и является здесь несообразным, ибо, как сказано, мучимых будет больше, чем спасаемых, то несоответствие такое может быть устранено, если сии слова отнести к настоящей жизни, которая образно и называется морем. Тогда и подтвердится, что третья часть всех живущих погибнет, ибо по бездне Божественных судов одни будут наказаны скоро, а другие, по долготерпению, введены будут к покаянию и обращению. - Под горой, полагаем, следует разуметь диавола, который, будучи на нас распаляем яростью и соблюдаем для геенны, во время своего попущения рассеет и погубит в море третью часть островов, кораблей и живущих в нем, как никогда сделал с Иовом; ибо он, по Божественному праведному суду, есть враг и мститель, так как «кто кому повинится и покорится, тот тому и поработает» (2 Петр. 2, 19).- Ничего, наконец, нет странного и с разумом несообразного, если смерть душевная посылается и на тех, которые в море хулят Троицу делами жизни и словами.
- 9.
и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
См. Толкование на (Откр 8:8)
- 10.
Ст. 10-11 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Некоторые говорят, что обозначаемая полынью горечь знаменует поражающую скорбь мучимых в геенне грешников; по обширности своей они правдоподобно и справедливо названы водами. Мы же думаем, что сими обозначаются и скорби указанного времени. - Звезда или указывает на то, что все сие приходит на людей с неба, или знаменует диавола, о котором говорит Исаия: «како спаде, с небесе денница восходящая заутра» (Исаия 14, 12). Ибо он, чрез удовольствия упоевая людей бурным и горьким развращением, попущается Богом наводить мучительные скорби хотя и не всем, но, по долготерпению Божию, на третью часть для того, чтобы неверие в воздаяние в загробной жизни не причинило душевной смерти нетерпеливым. С оставшимися же в живых пред кончиной сбудется все горькое, видимое преднаступление и предначертание чего для вразумления нашего точно раскрыл Господь. И если не желаем быть судимыми, следует нам осудить самих себя, ибо, по Божественному Апостолу, «аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были»: (1 Кор. 11, 31). Будучи же судимы, должны быть наказаны от Господа и с благодарностью принять наведения скорбей, подобно тому, как видим, рассудительные больные терпеливо переносят, надеясь на выздоровление, врачебные прижигания и сечения. - А посему и мы, будучи душевно здоровыми и не давая ни малой пищи геенне огненной, да не осудимся с миром, но на веки воцаримся со Христом, Которому, вместе со Безначальным Отцом и Всесвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, величие и великолепие ныне и присно и в нескончаемые веки веков. Аминь.
- 11.
Имя сей звезде «полынь »; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
См. Толкование на (Откр 8:10)
- 12.
Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца, и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была, так как и ночи.
Думаем, что сие сродно с тем, что сказано о солнце и луне у Иоиля (Iоил, 2, 10) и уже предположено по Владычному определению о кончине. - Повторяем, что третьею частью светил и звезд указывается на третью часть продолжения дня и ночи. Отсюда же уразумеваем, что Бог наведет тогда бедствия не неослабленные: ибо попуская быть уязвленными только в третью часть времени, в остальную, большую часть, тайно призывает к покаянию. Да и кто может перенести чашу Божественного гнева нерастворенною?
- 13.
И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!
Словами: «горе, горе, горе, живущим на земле» показывается сострадание и человеколюбие Божественных Ангелов, богоподражательно сожалеющих о наказываемых грешниках, а еще более о тех, которые не исправляются язвами. К ним в особенности относится горе, ибо, живя на земле, они думают о земном и дышат прахом вместо излитого на нас мира; для имеющих же жительство на небесах бедствия и страдания бывают причиною получения неувядаемых венцов и наград.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Андрей Кесарийский > Откровение Иоанна Богослова > Глава 8
Глава 8
Ничего нет для сопоставления.