- 1. (евр 15). Хирам (2Пар 2:11) или Хурам (как в 2:2 евр.), у И. Флавия 'Ειρωμος, финикийск. Ахиром, по известиям Дия и Менандра - у И. Флавия (; ), был сын царя Абибаала, царствовал 34 года (969-936 гг. до Р. X. ) и умер на 53 году жизни, передав престол сыну своему Валеазару. (2Пар 2:3), как и (3Цар 5:1) сл., прямо высказывает, что Хирам, по вступлении Соломона на престол пославший поздравительное посольство к нему и затем помогавший ему в его строительных работах, тождествен с Хирамом - современником Давида, тоже помогавшим последнему в постройке царского дворца (2Цар 5:11); (1Пар 14:1). Но по (3Цар 9:10) сл., сн. (3Цар 6:1), современный Соломону Хирам был жив еще, по крайней мере, в 24-м гаду царствования Соломона; следовательно, одновременно с Давидом Хирам мог править никак не более 10 лет (34-24). Однако упомянутые постройки Давида с помощью Хирама описываются в начале, а не в конце истории царствования Давида (2Цар 5:1). В объяснение этого полагают, что священный писатель 2Цар в данном случае держался систематического, а не хронологического порядка в описании событий царствования Давида. Другое объяснение (Клерика и др.) считает дружественного Давиду царя иным лицом, чем друг Соломона, - Авиваалом, отцом Хирама. Но это объяснение явно противоречит (3Цар 5:1-2); (2Пар 2:3) - Тир, наряду с Сидоном бывший важнейшим городом Финикии, у пророка Иезекииля (Иез 26:4,14) представляется городом, стоящим на голой скале, чему соответствует и еврейское название Тира цор (родств. цур - скала).
- 2-6. - В ответном послании Хираму Соломон представляет предпринимаемое им дело построения храма выполнением плана и приготовлений Давида (сн. (2Цар 7:8-13); (1Пар 22:7-11), указываете нужду для построек в финикийских рабочих, особенно жителях города Сидона (евр. цидом - близ Ливана, Onomastic. 871) и просит дерева кедрового (ст. 6), кипарисового (ст. 8) и всякого рода мастеров по обработке дерева и металла (сн. (3Цар 7:13); (2Пар 2:6-7).
- 7-8. - Слова благословения, влагаемые священным писателем в уста Хирама, - "благословен Иегова" (по (2Пар 2:12): "благословен Иегова, Бог Израилев") не доказывают того, будто Хирам был прозелитом иудейства, как полагали старые толкователи: этого не знает история, и слова благословения Хирама представляют простой ответ на выражение Соломона веры в Иегову.
- 9. По (2Пар 2:16), строевое дерево, нарубленное финикийскими рабочими, сплавлялось в плотах к приморскому городу Яффе или Иоппии (в колене Дановом, (Нав 19:46), и отсюда принимали и доставляли в Иерусалим рабочие Соломона.
- 11. Ежегодно, во все время строительных работ, Соломон обязывался доставлять ко двору Хирама 20 000 коров, (около 30 000 четвертей) пшеницы и столько же лучшего оливкового масла ("выбитого", евр. катит, ср. (Исх 27:20); (Исх 29:40), т. е. добытого не путем пресса, а через накалывание недозрелых оливковых ягод). По (2Пар 2:11) и И. Флав. , между Соломоном и Хиравом был заключен форменный контракт, копии которого хранились и в Иерусалиме, и в Тире.
- 13-14. - Для выполнения работ Соломону пришлось обложить постоянной податной работой и природных израильтян (весьма тяготившихся этим: (3Цар 12:4) сл.): 30 000 израильтян ежегодно в три смены работали на Ливане вместе с финикийцами.
- 15-16. - Еще более тяжкую, уже чисто тяглую, службу возложил Соломон на хананеян - "пришельцев" (герим, (2Пар 1:17); сн. (Нав 16:10); Суд 1.27), работавших бессменно: 80 000 их высекали и обтесывали камни в горах, а 70 000 доставляли строительный материал на место постройки. Такое громадное число рабочих рук требовалось ввиду отсутствия в древности всякого рода машин (еще большее количество рабочих было, напр., при построении известных египетских пирамид). Число приставников, поставленных над рабочими, неодинаково определяется в 3Цар и в 2 Пар, но общая цифра их получается одинаковая: по (3Цар 5:16) - 3 300 чел. и по (3Цар 9:23) - 556 чел. ; по (2Пар 2:17) - 3 600, по (2Пар 8:10) - 250 чел. ; в том и другом случае общая сумма надзирателей одна и та же: 8500. Камни не привозились из Ливана, а высекались в самом Ханаане; камни обделанные - евр. абне газит. термин газит - технический, означающий своеобразную древнееврейскую отделку камней, называемую "обделкой выпусками": на всех краях лицевого фаса камня проходил лентообразный бордюр или выпуск, так что среднее поле камня несколько возвышалось над своими краями и для наблюдателя издали казалось как бы вставленным в рамку, и каждый камень так рельефно выделялся в общем фоне стены, что уже на значительном расстоянии можно было пересчитать (ср. (Мк 13:1) все камни (Проф. Олесницкий, Святая Земля, Киев, 1875, т. I, с. 15-16. Его же. Ветхозаветвый храм в Иерусалиме Спб. 1889, 565-566). - "Гивлитяне" - жители финикийского города Гевал, греч. Γυβλος, близ древн. Сидона, теперь между Триполи и Бейрутом; в (Иез 27:9) жители его являются судостроителями, а здесь каменотесцы. Прибавка в тексте LXX-ти и славяно-русском в ст. 18: "три года" выражает правильную мысль, что подготовительные работы Соломон производил 3 первые года своего царствования, и уже в 4-й год (3Цар 6:1); (2Пар 3:2) приступил к закладке здания (ср. блаж. Феодорит, вопр. 22). Эти подготовительные работы состояли, по И. Флавию, между прочим, в спланировании предназначенной для храма горы Мориа (2Пар 3:1) при помощи огромных каменных глыб с землей, а также нарочито построенной стены у подошвы холма ().
Ничего нет для сопоставления.