- 1-2. - "По окончании праздника Владыка Бог снова является Соломону, устрояя сие во спасение, чтобы, освободившись от забот, не предался лености и по необходимости припоминал законы Его, обещает же подтвердить обетование, данное отцу, а преступникам законов угрожает гибелью и тем, что ради них освященный храм оставит пустым" (блаж. Феодор., вопр. 30). Таким образом, блаж. Феодорит относит это второе (после Гаваонского, (3Цар 3:5) сл.) или собственно третье (если считать бывшее во время построения храма (3Цар 6:11-13) откровение Бога Соломону ко времени непосредственно после освящения храма. Иудейская традиция (Мидраш Wajiqra R. ad Лев X) относила это Богоявление даже прямо на ночь, последовавшую за освящением храма [По освящении храма, рассказывает Мидраш, Соломон отпраздновал свой брак с дочерью Фараона: вследствие распущенного веселья, царившего на брачном пиршестве, Соломон проспал время совершения утренней жертвы, и притом лишил и народ возможности принести ее, так как ключи от храма хранились у Соломона. Вообще, по мысли традиции, момент освящения храма был и началом отступничества Соломона]. В пользу этого могло бы говорить то, что слова откровения (ср. (2Пар 7:12-16) в этот раз имеют характер ответа на молитву Соломона. Однако если данное откровение по содержанию своему несомненно имеет связь с описанным в предыдущей (VIII) главе освящением храма, то время этого откровения, по прямому свидетельству библейского текста (3Цар 9:1), определяется так: "после того, как Соломон кончил строение дома Господня и дома царского", т. е. не менее 13-ти лет спустя по освящении храма (3Цар 6:38); (3Цар 7:1) или 20 лет спустя от закладки храма (3Цар 6:1); (3Цар 9:10); (2Пар 8:1), иначе - на 24-м году царствования Соломона. По мысли митр. Моск. Филарета, "намерение беседы Божией состоит не столько в обетовании, которым она начинается, сколько в угрозе, которою заканчивается. Конечно, Серцеведец, близко видел опасность, которой внешнее счастье подвергало добродетель Соломона, чтобы предостерегать его" (Начерт. церковно-библейской истор., изд. 10-е, стр 228, примеч. ). Таким образом, описанное в (3Цар 9:1-9) откровение Божие Соломону произошло в момент расцвета его внешней славы и силы, с чем совпало и предвестие его будущего падения (ср. (3Цар 11:1-9).
- 3-5. - Первая половина речи Иеговы есть обетование Его - пребывать в храме Соломоновом "навеки" (евр. ад-олам ст. 3), т. е. до пришествия Мессии, - и утвердить династию Давида на престоле (ст. 5) под условием подражания Соломона Давиду (4 ст.), этому истинно теократическому царю. Обетование это, по содержанию и смыслу, близко напоминает ранее данные Соломону (3Цар 3:14); (3Цар 6:12).
- 6-9. - (2Пар 7:19-22). Вторую и главную идею откровения выражают Божественные угрозы Израилю, земле его и храму в случае неверности израильтян Иегове и служения "богам иным"; угрозы эти по существу тождественны с возвещенными Израилю еще Моисеем (ср. Лев 26.14; (Втор 8:19); (Втор 28:15,37); (Втор 29:23-26). Исполнился этот Божественный приговор над народом и храмом впервые при разрушении Иерусалима и храма и пленении народа Навуходоносором (около 539 г. до Р. X. ) (4Цар 25:9) сл.), окончательно же, уже после непринятия Израилем Мессии - Христа Спасителя, в 70 г. по Р. X., когда вновь были разрушены Иерусалим и храм и народ иудейский прекратил бытие свое в качестве цельной самостоятельной национальности.
- 10-14. - Раздел этот стоит вне исторической связи с предыдущим. Несмотря на внешний блеск и богатство царствования Соломона, он, очевидно, не имел возможности иначе вознаградить Хирама, Тирского царя, за его услуги при постройках (ст. 11, (3Цар 5:7-12); (2Пар 2:8-16), как уступкой ему части Израильской территории, в прямом противоречии с запрещением закона продавать землю навсегда (Лев 25.23), следовательно, и отчуждать как-либо часть ее. Соломон дал Хираму "20 городов в земле Галилейской", евр. Галил (ст. 11), LXX: Γαλιλαια, Vulg.: Galilaea. Это - не вся Галилея в позднейшем, новозаветном смысле - область между Самарией на юге и Ливаном на севере (И. Флавий, ; (Лк 8:26); (Лк 17:3); (Деян 9:26); Onomastic. 320), но только самая северная часть ее, первоначально назначенная в удел колену Неффалимову (Нав 20:7); (Нав 21:32), но остававшаяся в руках хананеян, преимущественно ими населенная и потому называвшаяся "Галилея язычников" (Ис 9:1); (Мф 4:15). В этом могло заключаться некоторое оправдание поступка Соломона с городами. Впрочем, расположенные в бедной, невозделанной провинции они, естественно, не понравились Хираму, что он выразил в названии провинции именем Кавул (ст. 13). По объяснению И. Флавия (), Кавул, Сαβαλον с финикийского значит "неугодное, неприятное" (ουκ αρεσκον). LXX передают евр. Кавул через собств. имя Сαβαλον, то через нарицат. opiov, слав.: предел (Хавуль), сближая, видимо, название это с евр. гебул (граница, предел). Нарицательное значение имени Кавул вообще неясно. - "Брат мой" (13) в обращениии Хирама к Соломону - не выражение интимности, а язык дипломатических сношений государей древних (ср. (3Цар 20:32); (1Мак 10:28); (1Мак 11:30). Во (2Пар 8:2) говорится, напротив, о том, что Хирам дал города Соломону и что последний обустроил их и поселил в них израильтян. Здесь же (ст. 14) - только о 120 талантах золота, присланных Хирамом Соломону.
- 15-17. - Причина как материальной зависимости Соломона от Хирама, так и тяжкой подати, какую Соломон возложил на народ, была одна и та же: множество предпринятых им построек; причем выражение "построить" (бана) в приложении к целым городам, иногда давно уже существовавшим и ранее, может означать простую поправку, реставрацию, укрепление города. Так, Соломон построил, кроме храма и дворца, еще Милло, и стену Иерусалимскую, и Гацор, Мегиддо и Гезер (ст. 15). Милло (LXX: Μελω και την ακραν, слав.: Мелон и краеградие) - насыпь, вал, но также и крепость (какая, напр., была в Сихеме, Суд 9.6,20); в Иерусалиме еще Давид основал такую крепость, может быть, укрепил бывшую еще у иевусеев (2Цар 5:9); (1Пар 11:9), Соломон же, по-видимому, не раз предпринимал реставрацию этих укреплений (3Цар 9:15,24); (3Цар 11:27); вместе с тем, он укрепил и, может быть, расширил стену Иерусалима (сн. (3Цар 3:1). Гацор, LXX: Ασσουρ, слав.: Ассор, - город в Неффалимовом колене (Нав 19:36), некогда столица хананейского царя Навина (Нав 11:1) сл. ; Суд 4.2), Мегиддо (ср. (3Цар 4:12) - важный стратегический пункт при входе в долину Изреель, ключ средней и северной Палестины. Газер или Гезер (LXX: Γαζερ, Εσερ) - левитский город на западной границе колена Ефремова, близ Средиземного моря; некогда завоеванный Иисусом Навином (Нав 10:33); (Нав 12:12); (Нав 16:3), не был удержан евреями (Суд 1.29) и находился во владении хананеев до тех пор, пока (ст. 16) Фараон - тесть Соломона, может быть, Рамзес Миамун (по предположению Клерика) - не отнял его у хананеев и не отдал Соломону в качестве приданого за дочерью (теперь Tell-Gezer) (ст. 17). Соломон обстроил Гезер и близ него лежавший Вефорон (Бет-хорон, Bαιθωρων), называемый нижним; в (Нав 16:5); (Нав 21:22) упомянут Вефорон верхний, а по (2Пар 8:5) Соломон обстроил оба Вефорона, верхний и нижний, - тот и другой в колене Ефремовом, теперь Belt-Ur (Robinson. Palastin, III, 273).
- 18. Ваалаф - в Дановом колене (Нав 19:44) недалеко от Газера и Вефорона (ср. И. Флав. ). Фадмор (Thadmor, LXX: Θωμωθ, Onomastic. 515: по Евсевию: Θερμωθ; по блаж. Иерониму: Thermoth) - по предположению, "большой богатый город между Ефратом и Дамаском" (Кейль), в горах Ливанских, нынешний Баальбек (И. Флав. ). В пользу этого предположения может говорить то обстоятельство, что в ketib масоретского текста имя Фадмор написано: Тамар (собств. пальма): Пальмира-Баальбек. Но в параллельном месте (2Пар 8:4) имеется Тhadmor, так читают древние переводы и массоретское qeri [Qeri и ketib - отметки в евр. рукописях библейского текста, принадлежащие еврейским критикам текста; "кери" показывает, как правильнее читать слово; "кетиб" - каково наиболее вероятное написание сомнительного слова] в кодд. 30, 113, 115, 246, 249, 251. Главное же, что не позволяет здесь видеть Пальмиру или Баальбек, сирийский город, состоит в том, что Соломон не мог владеть этим городом по отдаленности его местоположения от границы его владений. Вероятнее поэтому "Фадмор в пустыне" искать на юге царства Соломонова, тем более, что у пророка Иезекииля (Иез 47:19); (Иез 48:28) город этого имени назван в числе южных пограничных городов Палестины.
- 19. "Города для запасов" - вроде египетских Пифома и Раамсеса (Исх 1:11); ср. (2Пар 8:4); (2Пар 17:12), где были хлебные склады или магазины (ср. (2Пар 16:4); "города для колесниц и города для конницы": конница и колесницы Соломона были размещены по разным городам, жители которых содержали конницу и хранили колесницы (3Цар 4:26-27).
- 20-22. - Покоренные народы и пленники, по общему обычаю востока, употреблялись на оброчные государственные работы. Поэтому всех хананеев Соломон употреблял для бессменных тяглых работ (ср. (3Цар 5:15). Природные же евреи от таких работ были освобождены или, по крайней мере, поставляемы на подобные работы в нарочитых случаях, как при построении храма (3Цар 5:13) или при реставрации городской крепости (3Цар 11:27), когда рабочими были евреи из колен Ефремова и Манассиина (ст. 28), что и послужило поводом к восстанию Иеровоама.
- 23. О неодинаковом числе приставников по указанию данного стиха, (3Цар 5:16), а также (2Пар 2:16); (2Пар 8:10); см. примеч. к (3Цар 5:16) Разность цифр, вероятнее всего, объясняется действительно неодинаковым количеством приставников Соломона в разное время, в зависимости от неодинакового числа и стоявших на работе в то или другое время рабочих.
- 24. Сн. ст. 15 и (3Цар 3:1) Побуждением для поселения жены Соломона, дочери Фараона, в особом дворце в (2Пар 8:11) указано благоговейное опасение Соломона, как бы не оскорбить святости дома Давидова, лежавшего близ храма, поселением женщины.
- 25. Из ряда обыденных жертв Соломона выделяются жертвы, приносившиеся им три раза в год, т. е. в великие праздники древнееврейского церковного года: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, (2Пар 8:12-13)
- 26-28. - Для покрытия многочисленных расходов по постройкам и других Соломон изыскал совершенно неведомый до него источник государственного дохода: морскую торговлю, конечно, под руководством известных в древнем мире мореплавателей - финикиян (ст. 27). О таком небывалом предприятии Соломона свящ. писатель говорит подробно здесь и ниже (3Цар 10:11-12,22); ср. (2Пар 8:17-18); (2Пар 9:21) Место постройки корабля, точнее флота (евр. они означает флот, а корабль по-еврейски онийа, ср. (Ин 1:3-5); Притч 30.19), отправлявшегося в дальнее плавание, определяется двумя городами: 1) Ецион-Гавер (LXX: Γασιων Γαβερ слав. Гасион Гаверский), идумейский порт при северо-восточном заливе, так называемом Эланитском, Черного или Красного моря (евр. Ям-Суф, т. е. "тростниковое море" - от обилия тростника по берегам его); местность эта стала известна евреям еще со времен странствования по пустыне (Чис 33:35); (Втор 2:8) ср. блаж. Феодорит, вопр. 31). Близ Ецион-Гавера находился и Елаф (LXX: Αιλαθ), ср. (Втор 2:8); город, по имени которого залив назывался Эланитским. Давид взял этот портовый город у Идумеев (4Цар 8:14); впоследствии Озия укрепил его (4Цар 14:22), но при Ахазе Елаф был отвоеван у иудеев Рецином Сирийским в пользу Идумеев (4Цар 16:6). Позже Елаф назывался Элана, иначе Вереника (И. Флав. ; Onomast 423; Robinson 279), теперь Акаба. Елаф, преимущественно перед Ецион-Гавером, имел важное торговое значение и потому сделался местом отправления торгового еврейского флота в таинственную золотоносную страну Офир (LXX: Ωφειρ, Σωφειρ и под. ). Положение последней пытались определить частью по созвучию этого названия с различными местностями земного шара, частью на основании привозимых из Офира товаров. Офир полагали: 1) в Индии (И. Флав. ; блаж. Феодорит, вопр. 32 и мн. новые исследователи), причем Офир сближали с г. Супара на западном берегу Ост-Индии или с г. Абгира - на восточном. Но сомнительно самое сближение столь различных имен; затем в Индии не было золота; наконец, рейсы в Индию по своей отдаленности маловероятны; 2) в Восточной Африке, где на берегу против Мадагаскара был г. Софала. Но знакомство евреев и даже финикиян с Восточною Африкой подлежит еще большему сомнению; 3) в Южной Аравии: в пользу этого предположения говорит то, что в (Быт 10:26,29) Офир, один из потомков Иоктана, является родоначальником арабских племен (наряду с Шеба и Хавила). Это предположение оправдывается традицией еврейской и христианской (Onomastic. 924). Близость расстояния этой местности от Елафа не мешала флоту еврейскому употреблять по 3 года на один рейс, (3Цар 10:22): неизвестно, сколько стоял флот в Офире. Из Офира флот привез 420 (по (2Пар 8:8) - 450) талантов золота.
Ничего нет для сопоставления.