< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Глава 21

  • Закрыть сопоставления
  • 1-3. - Образ "потоков (или каналов) вод" (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи - удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения - посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. (Пс 1:3); (Ис 32:2), - мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20.2,8,28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16.2,25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15.8) обща учительным книгам (см. напр., (Пс 49:7) сл.) с пророческими (Мих 6:6-8), Ис. 1.11сл. сн. (1Цар 15:22) и составляет предвестие учения Спасителя, что "вящшая закона - суд, милость и вера" - (Мф 23:23).
  • 4-8. - Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод "светило", соответств. греч. λαμπτηρ, лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. "отличающие"; у архим. Макария лучше, "светильник"), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19.2), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7-8).
  • 9-18. - По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им (Притч 17.1) и вообще в учительной ветхозаветной письменности (Сир 25:18), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19.25; Притч 9.9. Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. (Мф 25:41) сл. (Мф 18:23-35), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14-15, ср. Притч 17.8; Притч 19.6), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. собрании мертвецов", у архим. Макария - точнее: "в обществе Рефаимов", LXX: εν συναγωγη γιγαντων, Vulg.: in coetu gigantum, слав.: "в сонмищи исполинов", ср. (Быт 6:4); Притч 2.18; Притч 9.18), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23.29 сл.).
  • 19-26. - В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25.24; ср. (Сир 25:21). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19.17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в (Еккл 9:16) О хранении языка и дара слова - ст. 23 - говорилось выше: 13:3, 19:6; (Мф 12:36) Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с (Авв 2:5) В ст. 25-26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого - с другой (ср. (Пс 36:26).
  • 27-31. - Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27а), уже ранее (Притч 15.6) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта обычно соединяется "с лукавством" (27б, евр. безимма), т. е. по нечистым побуждениям, даже с преступными целями (LXX: παρανομως, Vulg.: ex scelere), ср. (Сир 34:18) сл. (Мал 1:3) Далее - речь о бесстыдном, ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23-29, сн. Притч 19.5), об отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. (Иез 28:5); (Иов 5:13), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы - в Боге и Его помощи (ст. 31, сн. (Пс 19:8-9); (Пс 32:17).
Ничего нет для сопоставления.