< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Глава 48

  • Закрыть сопоставления
  • 1-47. - Пророк следит своим взором за переходом с одного места на другое неприятельских войск, вторгающихся в Моавитскую землю. Неприятель идет с севера — от Есевона и ни один город Моавитский не может устоять пред ним. Моавитяне бегут к югу. В этом опустошении Моавитской страны пророк усматривает праведный суд Божий за высокомерие, с каким Моав относился к избранному народу. Смерть, лишение состояния, плен — вот, что ожидает моавитян. Однако в далеком будущем пророк усматривает восстановление Моавитского государства.
  • 1. О Моаве — см. (Ис 15:1)Нева — см. (Ис 15:2)Кариафаим — город, лежавший в 10 римских милях к западу от Медевы. — Mизгав — крепость, вероятно, другое название Кирхареса, главной твердыни Моава (Ис 15:1).
  • 2. Есевон, аммонитский город (см. (Иер 49:3), а прежде — моавитский (Ис 15:4); (Ис 16:8,9). Отсюда неприятель устремляется на завоевание моавитской страны. — Мадмена — вероятно то же, что Медева (Ис 15:2).
  • 3. Оронаим — то же, что Хоронаим у (Ис 15:5)
  • 4. Дети его — по евр. Zeireiha, но, кажется правильнее, согласно с LXX, читать Zoara — «к Цоару». Моавитяне с криком бегут к г. Цоару, который лежал на юге страны Моавитской (у Исаии — Сигор, (Ис 15:5).
  • 5. См. (Ис 15:5)
  • 6. См. (Иер 17:6)
  • 7. Хамос — национальный бог моавитский.
  • 8. Как сказал Господь — устами пророка Исаии, еще раньше Амоса.
  • 10. Проклятие или го ре ожидает того, кто будет щадить Моава.
  • 11. Вино через переливку из сосуда в сосуд теряет свой первоначальный вкус и ароматичность. Моавитяне, которых до сих пор никто не уводил в плен, сохраняли, как нетронутое вино, все свои отличительные свойства.
  • 13. Вефиль был главным святилищем израильского царства (Ам 3:14).
  • 18. Дивон — см. (Ис 15:2)
  • 19. Ароер — см. (Ис 17:2) Некоторые полагают, что у Ароера, лежавшего на берегу потока Арнона, был удобный переход через эту реку, а потому маовитяне, бежавшие с севера, должны были проходить мимо Ароера.
  • 20. Здесь ответ на вопрос жителей Ароера.
  • 21. Халон, Яаца и Мофаф — города равнины Моавитской.
  • 22. Бет-Дивлафаим — местоположение этого города неизвестно. То же нужно сказать и о Бет-Гамуле. — Бет-Маон — к юго-западу от Медевы.
  • 24. Кериоф — вероятно, тоже, что Ар-Моав, который здесь не упомянут. — Восор — город Моавитский, который не нужно смешивать ни с Боцрою идумейскою, ни с Бострою Хауранскою.
  • 26. Напоить Моава нужно вином гнева Божия (Иер 13:13); (Иер 25:15).
  • 27. Если Иегова гневался на Израиля, то Моав не имел, во всяком случае, никакого права издеваться над избранным народом: сам он был нисколько не выше его.
  • 28. Дикие голуби часто свивают себе гнезда над отвесными скалами, над пропастями. Во входе в пещеру — точнее, «по ту сторону пропасти», которая отделяет их от преследователей.
  • 29. См. (Ис 16:6)
  • 31. См. (Ис 16:7)
  • 32. Свободная передача (Ис 16:8) и cл. Плачем Иазера — т. е. как плачу об Иазере. Озеро Иазера — по евр. точнее: море Иазера. Может быть, Иеремия имеет здесь в виду большие пруды — Севамский и Иазерский, которые образовывались рекою Иазер (теперь называемой Сир), впадающей в Иордан, следы коих существуют и теперь.
  • 33. Кармил — здесь имя нарицательное: «плодородный холм». Это название Моавитской равнины, отличавшейся своим плодородием.
  • 34. См. (Ис 15:4,5,6)Оронаим здесь назван третьей Еглою, см. (Ис 15:5)
  • 35. См. (Ис 16:12)
  • 36. Свободная передача (Ис 16:11) и (Ис 15:7)
  • 38. Ср. (Ис 15:3)
  • 40. Орел — царь вавилонский (Иез 17:3).
  • 43-44. - Ср. (Ис 24:17) и сл.
  • 45. Здесь есть сходство с кн. (Чис 21:28) и 29, где идет речь о пламени войны, которое из Есевона (при Сигоне) пожрало Моавитскую страну. То же самое повторится снова: из Есевона придет погибель на Моава (ср. ст. 2). — Под тению Есевона… Смысл этого трудного выражения и следующих за ним слов лучше всего передать так: спасения моавитяне не найдут. Они подойдут к Есевону, городу крепкому, но этот город уже занят врагами, и отсюда не спасение, а огонь выйдет на Моавитскую землю. Этот город, древнее жилище царя Сигона, изведет из себя пламя (неприятельские войска, которые будут иметь опорный пункт в этом городе) и это пламя сожжет Моава — его бока и темя, т. е. доберется до крайних пунктов земли моавитской и до самых укрепленных и возвышенных ее пунктов. — Сыновья мятежные — название моавитян, которые постоянно готовы были нападать на евреев и производить среди них смятение.
  • 47. Последние дни — см. (Иер 23:20) Особое замечание. Чем объяснить близкое сходство многих выражений пророчества о Моаве с пророчествами Исаии (Ис 15:1) и (Ис 16:1) гл.)? Можно полагать, что изречения пророческие о соседних народах, составленные древними пророками, считались у евреев общим национальным достоянием и постоянно повторялись, так что и Иеремия естественно говорил в своем пророчестве этими привычными для слуха иудеев словами Исаии. Точно так же он пользуется, очевидно, и хорошо знакомыми народу изречениями Моисея, Амоса и Софонии. — Что касается исполнения угроз Иеремии, то они осуществились при Навуходоносоре, который в пятом году по разрушении Иерусалима покорил аммонитян и моавитян (Иосиф Флавий ).
Ничего нет для сопоставления.